При кражах денег с пластиковых карт банки обязаны возместить потери
1 января вступили в силу нормы статьи девятой Закона «О национальной платежной системе». Их можно назвать долгожданными, так как они расставили некоторые акценты в спорных моментах взаимоотношений владельцев карт с банками. И первые в данном случае отныне могут быть спокойнее за свои финансы, отмечает наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, руководитель крупнейшего на Юге России «Юридического агентства «СРВ». Банки просто вынуждены ужесточить контроль за движением средств по картам.
- Суть нововведений заключается в том, что ответственность за несанкционированное списание денег со счета клиента отныне будут нести именно банки, – объясняет Р. Савичев. - Порядок теперь такой: если клиент сообщил, что деньги были списаны со счета без его согласия не позднее чем через день после получения уведомления о транзакции, банк обязан возместить потери. Исключением может быть ситуация, когда банку удалось доказать, что клиент нарушил порядок использования пластиковой карты или сам допустил неосторожность. То есть сам виноват, что у него украли деньги.
Кроме того, с 1 января банкам вменено в обязанность сообщать своим клиентам обо всех операциях, которые проводятся с их банковскими картами, – будь то покупки, снятие наличных или поступление денег на счет. Напомню, были опасения, что это требование после наступления нового года приведет к блокировке пластиковых карт из-за пробелов в базах персональных данных клиентов банков. Однако Центробанк в конце декабря успокоил владельцев пластиковых карт, распространив официальное заявление, что практически все кредитные организации подтвердили готовность информировать клиентов посредством SMS или электронной почты.
В разъяснении, которое было опубликовано на официальном сайте ЦБ, подчеркивалось, что банковская карта действительно может быть блокирована по инициативе кредитной организации, но только при нарушении клиентом определенного договором порядка использования «пластика». Отсутствие у банка информации для связи с владельцем карты, в том числе по уже заключенным ранее договорам, не учитывающим новых требований, причиной блокировки быть не может.
Более того, банк обязан обеспечить двустороннюю связь, предоставив клиенту возможность направления ему уведомления об утрате карты или о ее использовании без согласия владельца. Причем все уведомления, направленные клиенту и полученные от него, должны фиксироваться и храниться не менее трех лет, говорится в законе.
Нельзя не сказать, что поправки в Закон «О национальной платежной системе» вызвали бурную дискуссию. Это обернулось тем, что обсуждаемые нами сегодня поправки в закон вступили в силу на год позже, чем изначально планировалось. Так, банки задавали законодателям вопросы – например, каким именно образом они должны будут уведомлять клиентов и что делать с так называемыми «спящими» клиентами, чьи контактные данные давно не обновлялись. Но если все это позже подробно разъяснил Центробанк и было дано время на актуализацию баз данных, то вот возмущения банкиров по поводу возрастающих рисков не были услышаны. Хотя тревога кредитных организаций понятна: они боятся оказаться жертвами мошенников. Ведь не исключено, что за возмещениями сумм, списанных якобы без их согласия, будут обращаться недобросовестные клиенты. При этом у банков нет времени на разбирательства. Напомню, возместить «потери» нужно незамедлительно.
Как бы то ни было, я вновь призываю владельцев карт к бдительности. Если вам позвонил незнакомый человек и представился сотрудником банка или иной официальной организации, не спешите выполнять его поручение или просьбу, предварительно не удостоверившись, что человек действительно является сотрудником названной организации. Особенно если речь идет о передаче денег. Помните, что главная цель мошенников – застать человека врасплох, создать для него внештатную ситуацию и уже затем, используя эти факторы, заставить его самостоятельно отдать деньги или выполнить необходимые для этого действия.
Очень важно помнить, что на тыльной стороне банковской карты всегда указан номер телефона «горячей линии» банка, по которому владелец карты в любой момент может обратиться и навести справки о состоянии счета и возможных проблемах с картой.
22 января 2014 года