Второй Ставропольский форум ВРНС: подробности
Ставропольский форум, созданный в 2012 году при непосредственном участии Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дни его визита на Кавказ, призван стать постоянно действующей площадкой широкого диалога о возрождении нравственных ценностей русского народа, развитии культурных, духовных связей со всеми народами Кавказа. Уже в начале второго форума было, в частности, подчеркнуто, что сегодня очень важно найти способ донесения глубоких философских мыслей до каждого гражданина России, потому что разрушительные вызовы современности особенно активно действуют именно
на духовном уровне. ВРНС дает такую возможность, предоставляя трибуну всем, кто озабочен судьбой страны и российской государственности. Ставрополье, позиционирующее себя центром русского мира на Кавказе, также сталкивается с этими вызовами и ищет свои адекватные ответы. Сегодня мы хотим предложить нашим читателям некоторые фрагменты из наиболее ярких выступлений на форуме, впрочем, с оговоркой, что дать полную картину работы всех четырех его секций сможет, пожалуй, лишь изданный по итогам сборник материалов этого представительного собрания.
Преодолевая рознь
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл:
- Всемирный Русский народный собор, отметивший свое двадцатилетие, рождался в трудный период истории, когда русский народ нуждался в объединении. На протяжении веков русские проживали на территории одной страны, объединенные общими духовными ценностями. С 1991 года они стали разделенным народом. В этот период инициативу объединения русских независимо от страны проживания и политических взглядов взяла на себя Русская православная церковь. Среди тем соборных встреч разных лет были «Россия и русские на пороге ХХl века», «Богатство и бедность: исторические вызовы России», «Россия как страна-цивилизация: солидарное общество и будущее российского народа»…
«Диалог народов, призванный привнести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов», - очень точно сказал патриарх на юбилейном Соборе 2013 года в Москве.
Почему именно проблемы нравственности поставлены в центр дискуссии в Ставрополе? Мы считаем христианскую нравственность основой человека, формирующей его поведение. Безнравственный человек не способен быть настоящим созидателем. Может ли он создать нечто большое, если не может создать свою семью, воспитывать детей? Только нравственный, ответственный человек может быть основой сильного государства. На Кавказе десятки народов объединены общей судьбой, на протяжении столетий сохранили свои самобытные традиции и обогатились лучшими чертами русской культуры. Конечно, воспитание начинается с семьи, но ответственность за нравственное становление ребенка лежит на всем обществе, на всех социальных институтах, влияющих на формирование личности. Сегодня мы ушли от позорных цифр всего лишь десятилетней давности, когда количество абортов в стране превышало количество родившихся младенцев. Но что такое миллион прерванных в стране беременностей за 2012 год? Это население двух крупнейших городов нашего федерального округа - Ставрополя и Махачкалы. Речь здесь не о демографии, а о нравственности. Кризис семьи калечит миллионы судеб. А что говорить о сохранении супружеской верности? Вдумайтесь в цифры: среди молодых людей в возрасте 20-25 лет на два зарегистрированных брака приходится один так называемый гражданский, а незарегистрированных сожителей младше 20 лет больше, чем семейных пар. Мы воспитали поколение, для которого брак - это формальность. До чего нужно было низвести семью, чтобы услышать от ребенка: штампик в паспорте ничего не значит. О какой нравственности можно вести речь, когда в стране на два брака один развод? Пора говорить об этом во весь голос: судьбы наших детей зависят от каждого из нас. Мы можем сделать гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ответы на вызовы истории для нас кроются в единстве доброй воли и внутренней мощи русского духа, духа всех народов. Я обращаюсь ко всем, кому не чужды духовные ценности российской цивилизации, со словами преподобного Сергия Радонежского: «Преодолевайте ненавистную рознь мира сего». Только так мы возродим Кавказ, Россию.
Эта территория нам необходима!
Заместитель Председателя Правительства РФ, полпред Президента России в СКФО Александр Хлопонин:
- Для полноценного развития государства Российского нужны сознательные, деятельные, образованные граждане, которые искренне любят свою страну и верят в ее будущее. Эта задача не может быть реализована в отрыве от духовных ценностей и культурного наследия народов нашей страны. Вспомним: в советский период главенствовала наднациональная идея. И все-таки каждый житель Кавказа гордился тем, что в нашей стране есть Юрий Гагарин, есть автомобиль «Волга»... Когда вдруг «ворота» открылись, мы оказались в другом пространстве и оказались к этому не готовы. Легко стало пересечь границу, получить абсолютно другой взгляд на мир. Мы поняли, что в мире есть и другие ценности. И самый большой конфликт, который я сегодня вижу в молодежи ( а вы ничего от нее уже не спрячете, не закроете Интернет): хотя 80% молодых на Северном Кавказе идентифицируют себя гражданами России, они не могут идентифицировать цивилизационные ценности - Восток или Запад. Опасна эта каша в головах людей, как пластилин: что хочешь, то и лепи. Поманишь, где вкуснее, туда и шарахаются. Как этому противостоять? Я в Москве политикам, сидящим в высоких федеральных кабинетах, задаю вопрос: «А вам зачем Кавказ?». Да, это территория государства Российского, но кроме территории, которая несет одни неприятности, зачем вам нужен Кавказ? Родина? Объясните это на русском языке десятикласснику московской школы, который с утра до вечера слышит из телевизора, что здесь взрывают, убивают, что здесь одни бандиты, что мусульмане все плохие, здесь хиджабы и т. д. Давайте сформулируем для нормального гражданина страны, что такое Кавказ, так же как Сибирь, Дальний Восток… Во-первых, на Кавказе мы имеем уникальный демографический ресурс, которым абсолютно не умеем пользоваться. А культура Кавказа? Кавказ - это кузница великой культуры Русского государства, чем тоже не умеем воспользоваться. Экономически Кавказ - мощнейшая транзитная зона, которая для нас важна стратегически. Что будет, если мы не сможем, например, контролировать Южный поток? Наконец, Кавказ - важнейший форпост, который противостоит проникновению всяческих радикализмов в Россию. Он первым испытывает эти удары на себе и держит эти удары, что бы кто ни говорил. Посмотрите, в Дагестане как сегодня полыхает, но он держит этот удар, и гибнут там, между прочим, граждане России разных национальностей. Гибнут священнослужители… Вот почему я горой стою за Кавказ, буду за него биться и повторять, что эта территория для меня жизненно необходима.
Основа всему - человек
Председатель комитета ГДРФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин:
- Существуют вполне понятные традиционные формулы, на которые мы должны ориентироваться. Эти формулы отражены в Конституции Российской Федерации, которая однозначно указывает, что центром государства является человек. Одновременно мы говорим, что в политике государства действующие в нем институты права должны определять пути нашего развития. Очень важно неустанно подчеркивать ценность права, потому что если нашу жизнь начнут регулировать некие квазиинституты, выстраиваемые «параллельно» государственным, это будет в конечном счете работать на разрушение. Мы этого позволить не можем. А основу права составляют нравственные ценности. Тяжелейшие процессы пережила страна в конце ХХ - начале ХХl века. Почему они произошли - отдельная глобальная тема. Но при этом были запущены процессы, в результате которых стало возможным не уважать многие сложившиеся устои, появились новые уровни свободы, распоряжаться которыми надо еще научиться. Одновременно появились центры иллюзий, как бы позволяющие вообще забывать природу государства и права. Здесь, на Кавказе, это проявилось, к сожалению, особенно сильно. Понимая эту специфику, государство, тем не менее, относится ко всем субъектам Федерации как к равным, на чьих территориях действуют общие стандартные, одинаковые для всех нормы регулирования - конституционные нормы. Россия заинтересована в том, чтобы регион оценивался как стабильно развивающийся, со стабильно действующими российскими законами и представлениями. При этом, возможно, на Кавказе требуется потратить больше времени на выстраивание взаимоприемлемых формул поведения. Государство рассматривает регион как интересный, в котором можно концентрировать наше развитие.
В современных условиях исключительно важно, чтобы фундаментальные мысли, часто остающиеся нереализованными, невоплощенными, неуслышанными, были донесены до всего общества. Чтобы важные ценностные вещи становились понимаемыми, находили своих последователей. К сожалению, у нас не так много площадок, на которых мы можем говорить о фундаментальных вещах, поэтому так ценна складывающаяся в Ставропольском крае традиция проведения форума ВРНС. Его программа отражает глубокое философское содержание наших дискуссий. Русские действительно стали расколотым народом. Вместе с тем эту тему мы рассматриваем в гармоничном единстве с темой многонациональности. Сталкиваясь с новыми угрозами, мы нашли способ сохранить государственность. Теперь нам нужно уберечь нацию на духовном уровне, уберечь нравственную, ответственную личность. А мы сегодня перестали концентрироваться на человеке как огромной ценности. Надо всем сообща научиться подавать человека как ценность, подчеркивать значимость духовного подвига человека. В одной из станиц Ингушетии я встречался с православным священно-служителем, делавшим все для восстановления храма. В храм стреляли из гранатомета, а священник снова и снова по кирпичику его восстанавливал… Причем его поддерживали все рядом живущие ингуши, чеченцы. Тут особенно четко понимаешь, насколько жизнь зависит от нравственных установок.
Здесь живут родные люди
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт:
- На Кавказе живут люди, родные всей России по своему духу. Говорю это как человек, родившийся на Кавказе. Почему здесь к русским, живущим на Кавказе, со стороны братьев-мусульман всегда отношение было уважительным? Что являлось корнем этого? Уважение это складывалось не потому, что русские демонстрировали силу, а потому, что русские были надежны как партнеры, являясь не только носителями нравственных ценностей, но и будучи людьми веры. Понятие «человек веры» распространялось не только на то, что он живет обрядовыми условиями, оно коренилось намного глубже, означало принцип отношения ко всему. У верующего человека никто не будет спрашивать, как он относится к различным современным вызовам, таким как однополые браки, или предложениям вообще отменить институт семьи, заменив ее «партнерством». У человека верующего есть четкий ответ - его внутренний религиозный выбор. А определение русского человека как надежного человека сегодня как нельзя актуально.
Где корни этой надежности? Тут можно вспомнить византийское право, унаследованное после Крещения Руси: появляются скрепы между церковью и государством, перестающим быть языческим, христианские ценности становятся ценностями самого государства, утверждаются ценность человеческой жизни, свободы, возможности самовыражения. Христианская мораль становится частью юридического права. История переживала разные времена. Когда в ХХ веке появились некие «кодексы» как своего рода копия Закона Божьего, все прекрасно понимали, что является основой государства с точки зрения сохранения его нравственного облика. Потерять этот нравственный облик - значит, потерять все, в том числе и границы экономические и географические… В нашем государстве живы четкие принципы. К примеру, недавнее принятие Госдумой закона о запрете пропаганды гомосексуальных браков и подобного рода взаимоотношений вызвало бурю негодования в «просвещенной» Европе. Не меньшие «бури» вызывает и церковь. Почему? Потому что она называет себя Русской православной церковью, сохраняющей в себе дух и сущность народа. Тех самых русичей, которые, приняв византийское право, образовали новое государство. Со всей ответственностью я готов сказать, что законы Российской Федерации позволяют не только защищать основы нашей нравственности, но и развивать их и укреплять. Ярким примером этому стало преподавание основ православной культуры в школах. Есть шесть модулей, есть возможность родителям сделать выбор. К сожалению, не всегда этот выбор бывает свободным, порой родителям настойчиво предлагают тот или иной модуль, ссылаясь на какие-то фобии или опасения. Сегодняшние законодательные акты дают нам возможность быть по-настоящему свободными в своем нравственном выборе. И не нужно думать, что этот выбор должен делать кто-то другой за нас. Наш форум дал прекрасную возможность публичного общения, исповеди выражения своих надежд. Ведь всегда исповедь отличала по-настоящему свободного, деятельного, мыслящего человека от раба. Нас сегодня пугает собственная пустота, собственная неубежденность: «кто я» - православный, мусульманин, русский, дагестанец? Неубежденность в своих нравственных ориентирах. Форум дал возможность понять: никто нам ничего не диктует, лишь диктат нашей веры, нашего выбора.
Уроки и пинки истории
Профессор кафедры истории Северо-Кавказского федерального университета Тамара Булыгина:
- Представляется полезным сегодня вспомнить о советских уроках государственной политики на Северном Кавказе и связать эти уроки с перспективами. Мы знаем, что история учит тому, что ничему не учит… Но учитель и ученик тут один - человеческое сообщество. От него самого зависит качество обучения. Власть тогда извлекает уроки из прошлого, когда видит, что эти уроки являются ретроспективой сегодняшнего и завтрашнего. Только тогда историческая память становится средством интеграции общества. Советская история - не историческое недора-зумение! Я утверждаю, что советская история - часть общероссийской, такой же многозначной, противоречивой. Жестокий и прекрасный этап, как любой этап любого национального прошлого. Поэтому изучение этого периода не только обогащает науку, но и обогащает прогностические возможности власти в поисках эффективных решений острых современных проблем, в частности, российской политики на Северном Кавказе. Несмотря на все трагическое советское прошлое, именно вопреки идеологии интернационализма, вопреки практически ликвидации, исключению понятия России из национального сознания, советская власть, чтобы удержаться, создать могучее государство, вынуждена была отступить на позиции русской традиционной государственности, поэтому советский народ как общность - не только идеологема, но и реальность. Да, основанная, безусловно, на авторитарной власти, на идеологии, но и, опять-таки безусловно, на общности культурно-исторических ценностей. Из этого мы можем какие-то уроки извлечь, не забывая о том, куда эта общность делась. Не только экономические, политические основания лежат в основе могучего государства, но и доминирование национальной идентичности.
Итоги советской модернизации на Северном Кавказе - это и экономический рост, и взаимное обогащение культур народов посредством основного инструмента межнационального общения - русского языка, формирование этнической консолидации ряда народов Кавказа, которые ранее себя не консолидировали. Все это привело к тому, что большинство жителей Северного Кавказа достаточно искренне и неконфликтно сочетало в себе и местный патриотизм, и чувство национальной идентичности. Но почему все развалилось? Дело в том, что за фасадом советской идентичности, строившейся посредством волюнтаризма, сохранялись целые блоки традиционного общества, которые как бы игнорировались, а то и запрещались. В результате эти блоки латентно, скрытно, но продолжали функционировать. Советская национальная политика, конечно, менялась, трансформировалась с помощью пинков реальности: либо в интересах элиты, либо уже по свершившемуся факту социальной практики. Эта политика отставала от социальной практики. Как показала жизнь, административно-территориальное деление на Северном Кавказе не только не решало национальных проблем, но порой углубляло их. Или создавало риски на будущее. Административно-территориальная стабильность, сложившаяся в начале 60-х годов, не должна перерастать в ложную иллюзию исчерпанности проблем. Надо помнить о прогностической функции власти, моделируя процессы хотя бы на ближайшую перспективу. Этому учит советский опыт. В позднесоветском обществе одной из опасных тенденций стало все большее расхождение между политикой власти и ожиданиями общества. Идеология должна умиротворять общество, но до поры до времени. Я не знаю более пышной, более грандиозной, технически оснащенной пропаганды дружбы народов, чем та, что была на Северном Кавказе. Это все больше противоречило социальной практике. Советские уроки еще мало изучены. Национальные же проблемы перманентны: сегодня одни, завтра будут другие. А их замалчивание гибельно для государства.
Ставрополье - связующее звено
Врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров:
- Стоит подчеркнуть главное слово в названии нашего форума - Ставропольский. Это слово нас всех объединяет. Вижу в этом подтверждение того, что Ставрополье и сегодня является исторически связующим звеном на Кавказе. Вместе с тем на нашей земле есть сегодня немало вызовов, на которые нам надо ответить. При этом четко понимая свои преимущества - нашу богатую культуру, наше национальное многообразие. Уверен, что форум немало обогатил внутренний духовный мир региона, а миссия каждого его участника - нести этот свет всем живущим рядом. Давайте все вместе донесем добро нашего форума в повседневную жизнь. На Кавказе тема государственности особо важная и далеко не однозначная. Современная Россия - государство, которому 20 лет, но с тысячелетней историей! Кавказ в течение этих 20 лет постоянно испытывает своего рода стресс-тест на российскую государственность. Пока, к сожалению, мы еще не можем сказать, что преодолели все риски, переживаемые всей Российской Федерацией. Но мы их сознаем, понимаем, как с ними бороться, и я сегодня призываю всех желающих к этой борьбе присоединиться. В обществе ощущается некий психологический комплекс, выходящий под влиянием разных факторов наружу в форме протеста и агрессии. Это не национальное. Благоприятной почвой для радикальных идей стала сегодняшняя дифференциация общества по многим показателям. Кроме того, наблюдаются вызовы извне, связанные с конфессиональными установками. Мы видим попытки разбалтывания самой идеи объединенного государства. Все это, увы, находит отражение в головах молодежи. Посмотрите на город Ставрополь - огромный студенческий комплекс. Социологические замеры в этой среде отчасти настораживают. На вопрос «Считаете ли вы себя гражданином Российского государства?» 74% ответили утвердительно. Замечательная цифра. Но при этом лишь 15% связывают это с тем, что считают Россию некой объединительной идеей. А 50% называют себя гражданами РФ просто потому, что здесь живут… Сегодня мы видим два важнейших направления укрепления нашего многообразия, нашего государства: сфера образования, призванная учить многокультурности, многонациональности, и СМИ. Роль средств массовой информации нередко решающая. Например, почему-то у нас часто отражение фактов преступлений в прессе происходит с перекрашиванием в национальные цвета. Но преступление - уголовно наказуемое деяние, никак не связанное с национальной принадлежностью его совершившего. А искусственное придание ему национальной окраски подтачивает наши государственные устои. Думаю, нам нужно всем обществом совместно находить пути минимизации встающих перед нами рисков, пути сохранения нашего многообразного государства. Мы все очень умно, правильно обозначаем проблемы, нам бы еще правильно, умно их решить, так, чтобы все вокруг правильно нас поняли. А вот такие открытые, доступные дискуссии с участием ученых-аналитиков, парламентариев, священнослужителей, деятелей культуры чрезвычайно полезны.
Правда о своей земле
Заместитель председателя Госдумы РФ Сергей Железняк:
- На форум в Ставрополь собрались те, кто не просто соотносит себя и свою судьбу с Россией, Кавказом, Ставропольем, но и активно продвигает в мир духовные традиции, нравственные скрепы, историческое наследие наших предков. Век XXI уже назвали веком мифов, в том числе мифов разрушительных о нашей судьбе и истории. Только деятельное сотрудничество по их пре-одолению позволит сберечь правду о нашей земле, цивилизационные духовные ценности, лежащие в основе нашего культурного кода. Мы отметили 20-летие Основного Закона страны, а в преамбуле Конституции есть удивительные по точности формулировок строки: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой на своей земле…». Это действительно так. Россия является уникальной страной, где веками не просто существовали, но сотрудничали, взаимно обогащали друг друга люди разных национальностей. В России представлены все основные религии, но здесь в отличие от Европы и иных материков никогда не было религиозных войн. Российская империя никогда не подавляла и не ассимилировала ни одну из культур и цивилизаций, становившихся неотъемлемой частью нашей страны. В этом огромная заслуга духовных ценностей, которые нес в себе русский народ.
Сегодня много говорится о важности семьи. Именно через примеры многодетных семей, которыми славится Северный Кавказ, можно показывать путь для молодежи. И именно на Северном Кавказе, здесь, на Ставрополье, у людей разных национальностей есть возможность реализовать себя, сохранять свой язык, музыкальные традиции, читать стихи на разных языках. Все это наша уникальная сокровищница, которую мы не имеем права потерять. Мы никогда никому не навязывали наши ценности, но и не дадим нам навязать чуждые нам ценности, всегда будем братски относиться к тем, кто дышит с нами одним воздухом, исповедует близкие нам ценности и традиции. Объявленный 2014-й как Год культуры - достойный повод для продвижения уникального культурного наследия, в том числе на Северном Кавказе. Нам нужно давать бой нашим духовным противникам на всех пространствах, значимых для граждан России. Открыто и честно обсуждая свои проблемы. С искренним желанием помочь тому, кто в этом нуждается, кто находится в заблуждении. Только объединившись, мы сможем ответить на вызовы времени.
Испытания ХХI века
Академик РАН, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин:
- Ставропольский форум - действительно выдающееся событие. Именно в этом крае проявляются лучшие качества русского народа, русской культуры как объединителя, собирателя. Год назад наш президент подписал указ, утверждающий Стратегию национальной политики. В ней впервые провозглашены государственные цели национальной политики: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, гармонизация межэтнических отношений, обеспечение прав граждан в области языка, культуры, вероисповедания. Как видим, несмотря на 1150-летний опыт совместного проживания, нам потребовался такой документ в условиях новых рисков и вызовов. Проявление этнического да и экономического сепаратизма, радикальные экстремистские настроения под якобы религиозными лозунгами и знаменами, атаки международного терроризма, рост ксенофобии у определенной части населения… Эти испытания потребовали новых ответов. Сегодня на федеральном уровне мы вооружены необходимыми доктринальными документами, предлагающими механизмы разрешения вопросов государственной этнополитики. Практическая реализация идет на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления, которым нужны соответствующие правовые гарантии, экономическое подкрепление, а зачастую просто не хватает знаний. И все же решаются задачи непосредственно там, где живут конкретные граждане. Не в Москве. Кто торгует на рынке, какова судьба «резиновых квартир», как относятся к приезжим из других регионов - все это решается на местах. Для Северо-Кавказского региона, Ставрополья это не новые задачи. В названной Стратегии, обозначившей уникальную роль русской культуры, русский народ рассматривается не только как субъект, но и объект национальной политики. Это значит, что русский народ также нуждается и в поддержке этнокультурного развития, и в решении социально-экономических задач. Важный ресурс межнационального согласия - институты гражданского общества. Законодательная, исполнительная власть и институты гражданского общества составляют тот необходимый треугольник, который обеспечивает устойчивость государства. А наш собор и на уровне Северного Кавказа выступает выразителем интересов русского народа.
С гордостью говорю: я - кавказец!
Председатель Думы Ставропольского края Юрий Белый:
- Я отношу себя к русским кавказцам, как большинство населения Ставропольского края. Вспоминаю Максима Максимовича из «Героя нашего времени» Лермонтова, с гордостью говорившего «Я - кавказец!». Я тоже этим горжусь, потому что я русский, но я здесь родился и вырос, здесь мои корни. Ставропольский край - территория, которая никогда никем не колонизировалась. Это были свободные земли, и наши предки из числа запорожских и донских казаков, крестьян Центральной России и Малороссии пришли сюда и живут в мире и дружбе со всеми народами Ставрополья: их более 150. У нас нет серьезных конфликтов, чему мы рады, потому что исполнительная и законодательная власти края, вся общественность работают над этим. Да, бывают отдельные моменты непростых взаимоотношений отдельных групп, но они преодолеваются. Иногда за бытовыми конфликтами видится подноготная чего-то национального, но это надо четко разделять.
Нельзя, однако, говорить, что вообще нет проблем, в том числе среди русского населения, а русские в крае составляют 82%, с учетом представителей других христианских конфессий - почти 92%. Кстати, в целом по СКФО русских только одна треть. Если мы будем это замалчивать, то можем рано или поздно прийти к гораздо худшим результатам. Можно сколько угодно призывать к миру, дружбе и согласию, но просто так они никогда не наступят. На недавнем совете старейшин при Думе СК, куда входят очень авторитетные, уважаемые люди, мы пришли к неутешительному выводу: молодое поколение испытывает серьезные проблемы в связи с тем, что плохо знает нашу историю. И даже среди коренных жителей - и русских, и иных жителей Кавказа - слово старейшин уже не самое главное. Надо искать формы работы с молодежью! Для Ставропольского края сильная государственность, сильная Россия - не пустые слова. Так было, так есть, так будет, потому что Ставрополье, весь Кавказ был и остается форпостом Российской империи, Советского Союза, новой России. Не случайно Ставрополь и ряд других городов наших были в свое время крепостями (крепость от слова крепкий! - Н.Б.), центрами российского влияния на Кавказе. Если оглянуться в историю, три страны всегда влияли на Кавказ: Россия, Персия, Турция. Я у своих друзей-горцев спрашивал: а вы знаете, как относятся к другим народам в Турции, что их там ждет? Многие не представляют. А ведь в Турции существует де-факто только одна нация - турки. Почти то же в Персии. Мы видим, что происходит с малыми народами даже в ближнем зарубежье. Поэтому нам надо активно работать и с нашими соседями, вспомнить, например, опыт куначества, развитого у казаков и горцев. Я рад, что Русская православная церковь в лице кавказских епархий занимается этой проблемой, потому что без сильного воспитательного звена в условиях утраты идеологической направленности, отсутствия духовных скреп, в первую очередь среди молодежи, нам очень сложно будет добиться укрепления государственности. Как бы кто ни говорил, но сильное государство - это люди, каждый из нас. Это тот цемент, что скрепляет государственность.
Не плоть, а дух растлился в наши дни...
Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан:
- Сегодня мы нередко сталкиваемся с подменой, смешением понятий, ложными целями. Создается впечатление, что существуют силы, стремящиеся увести человечество куда-то в сторону, как это бывает на войне, когда надо увести оружие противника от главной цели хотя бы в пустоту, если не удастся его уничтожить… Это мы видим в мире двусторонней борьбы добра и зла, божественной правды и дьявольского, кто бы что ни говорил, противостояния добру. Самая страшная наша потеря - потеря ориентиров и ценностей. И не просто потому, что мы вот как-то случайно сбились с правильного пути. Нет, человечество становится ведомым некими режиссерами очень мощной силы. Давайте подумаем, например, что такое мода? Старшее поколение вспомнит, что у мужчин были то брюки-дудочки, то клеш, у женщин то макси, то мини-юбки, то мы парились в болоньевых плащах, достававшихся по блату, то задыхались в нейлоновых рубашках, но носили! Все ради моды. Хотя вроде был железный занавес, а мода шагала по всей планете, что в Китае, что в России, что на просвещенном Западе. Она, как некий спрут, всех опутывала, всюду проникала. Почему так происходит? Да просто это одно из средств стадного воспитания человечества. Сегодня все надели капроновые чулки, завтра все взяли какую-то новую техническую игрушку, тем временем подошли к главному: поменять менталитет. И происходит страшное смешение добра и зла. Зла в различных его формах, будь то пресловутые однополые браки или беспардонные «пробные» связи, когда примеряют партнера, как перчатки, напримеряются так, что к тридцати годам примерка потеряла способность к деторождению и человек даже физиологически утрачивает свою сущность. Что уж говорить об ориентирах…
Мы стоим перед большим выбором. Какие бы умные вещи мы ни говорили на наших конференциях, различных встречах, декларируя с высоких трибун, реальность оказывается другой. Та машина, которая формирует цели современного человеческого сообщества, работает куда более эффективно, более напористо, более изощренно. Мы должны это понимать четко и честно, а значит, нормальное человечество не должно ограничиваться умными речами и декларативными заявлениями на различных форумах. Вопрос стоит быть или не быть человечеству в целом. Посмотрите, что происходит на Западе. С одной стороны, глобалистская идеология нам все время показывает Запад как некую непостижимо прекрасную мечту. Украине вбили в голову: у вас украли мечту. Какую мечту? И кто украл?.. Во Франции, по официальной статистике, за последнее десятилетие детский суицид вырос втрое. Самая социально защищенная Швеция - та же проблема. Западные ученые фиксируют, что Запад столкнулся с неимоверной проблемой - опустошенностью, потерей смысла жизни. Социологи, психологи прямо говорят: если не поменяем цели и ориентиры, придем к самоуничтожению. У нас это тоже можно видеть по опустевшим домам, падению рождаемости. А куда страшнее пустые сердца! В конечном итоге - пустая земля. Вопрос: кому это надо? Тем, кто продвигает идею «золотого миллиарда»? А надо ли это человечеству? А России? Патрик Бьюкенен, советник президентов Никсона, Рейгана, кандидат в американские президенты когда еще сказал: «Запад вымирает. Народы Запада перестали воспроизводить себя. Население западных стран стремительно сокращается… Западная цивилизация следует за Римской империей к бесславному концу». Это слова человека, который бьется за западные ценности, навязывает их нам. Но он понимает, что общество сверхпотребления - тупиковый путь. А вот что говорил некто Бжезинский, который так «любил и любит» Россию: «Западный человек сверхозабочен собственным материальным и чувственным удовлетворением и становится все более не способным к моральным самоограничениям». Вот где корень зла. Настало время бить в набат! Особенно нам в России. Журналистское сообщество, парламентарии должны требовать защиты наших интересов. Гражданское общество должно принимать происходящее в стране как катастрофу… Сколько уже лет мы говорим о том, что либеральные СМИ озабочены маниакальной идеей извратить историю, культуру, дух нашего народа. Им бы еще народ поменять, он ведь имеет свою генетически-историческую данность. А народу надоело «гнусное» телевидение… Святитель на Кавказе Игнатий Брянчанинов высказал замечательную мысль: «Чтобы жить счастливо на земле, надо целиться в Небо». Тогда жизнь земная будет более благополучной. Поразительно актуальными остаются сегодня стихи поэта-философа, мыслителя Федора Тютчева:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..».
Служители духа
Культуролог Владимир Лычагин:
- Всем нам, причастным к организации форума, обязательно нужно будет обсудить достижения и огрехи в его работе. К примеру, некоторым просчетом в секции по вопросам государственности мне представляется то, что на ней превалировал ученый люд, облеченный званиями, степенями и должностями, но не хватало богословского православного взгляда. А кто же, как не служители духа, может подсказать нам, как воспитать нравственную и ответственную личность? В кулуарах мне один мудрый батюшка ответил очень просто: любой священник вам скажет, что для начала хотя бы надо исполнить первую заповедь Христа - возлюбить Бога душой и сердцем больше самого себя. Уже только одно это дает нравственную личность. С исполнением чего и остальные заповеди будет уже легче исполнять. А еще, добавил батюшка с хитрым прищуром, хорошо бы сделать так, чтобы наши учителя перестали договариваться со старостами студенческих групп о денежном вложении в зачетку, тогда мы вообще получим патриотов России! Когда мы раз за разом говорим о кризисе образования, кризисе детства, кризисе материнства, сами эти определения уже стали шаблонами, не несущими никакого смысла. Но, позволю утверждать: кризис - великое благо в жизни общества и человека, пока есть кризисы, жив человек. Вспомним, как сам Спаситель, придя в мир, переживал кризисы, уходил на сорок дней на пост и молитву, чтобы кризис преодолеть.
Рассуждая об учителе, мы, конечно, прежде всего вкладываем в это проблемы современного учительства. А если обратимся к православному опыту, мы увидим, какие удивительные, мягко говоря, неоднозначные примеры дает святоотеческое предание. У нас есть такие святители, как Игнатий Кавказский и Феофан, затворник Вышенский, подлинные глыбы, воспитанные светской духовной школой. С другой стороны, у нас есть преподобный Серафим с образованием Курской гимназии и Силуан Афонский с тремя классами церковно-приходской школы, есть блаженная юродивая Ксения Петербургская и Матрона Московская, образовательный ценз которых вообще неизвестен. Но ко всем им, как духовным учителям, обращается народ, обращается лишь только потому, что их главный критерий был - воплотить все заповеди Христа. Такова российская традиция воспитания, на которую, несомненно, оказала влияние вся культура российская (литература, музыка, театр), построенная на конфликте, преодолении кризиса: герой осознает кризис и в борениях преодолевает, давая назидательный урок читателю, зрителю, слушателю. И это тоже учительство. Всегда было важно правильно построить взаимоотношения учителя и ученика: с акцентом на ответственность учителя! В этом нам показывает пример современная православная церковь, основу которой составляют такие учителя, как батюшки чадолюбивые, трудолюбивые, малооплачиваемые. Недавно прочел о таком батюшке с маленькой станции Саракташ в Оренбургской области: у них с матушкой семь детей, а ему начали приводить со всей округи брошенных стариков и детей. Деваться было некуда, волей-неволей открыл приют. Зато теперь там дети и старики живут рядом, друг за другом ухаживают, у них полный мир и счастье. И нашлись люди, которые помогают всех одевать-обувать-кормить. Вот этот маленький учительный подвиг приходского священника в маленьком городке стоит целых, может быть, томов великой литературы… Православные традиции живут здесь, сейчас, сию минуту, ненавязчиво напоминая нам, что надо с уважением относиться к конфликту, к кризису, к беззащитному ребенку, будь то в семье, будь то на улице. А то ведь как происходит: мы их учим, а сами не соответствуем даже одной заповеди… Лжем, воруем, в Бога не верим, а пытаемся их учить. Вот и получаем итог.
Мы готовы защищать свои традиции!
Старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Капитолина Кокшенёва:
- В 90-е годы в русских вырабатывали огромные комплексы: что мы тоталитаристы, империя зла с самой ужасной историей и т.д. Это очень тяжело переживать, особенно если ты с этим не согласен. Лишь с 2000-х годов русские начали постепенно приходить в себя, и выяснилось: русские тоже нуждаются в защите, поддержке. Ведь сегодня порой чиновники даже боятся произносить слово «русский»… К счастью, мы не пошли дорогой толерантности, нивелирующей народы. Нам говорили, что мы должны отказаться от больших идей. Почему? А потому что у нас государство «вне идеологии». Давайте, русские, сидите тихо... Мы хотим жить в любви к Отечеству земному и Небесному, а нам говорят - это ведет к фанатизму и мракобесию! Мы видим, как активно, под видом равных культурных прав и гражданских возможностей создается антихристианский культурный фронт. Скорее всего, по такой схеме в мире создается и антимусульманский фронт. При этом антихристиане требуют равных прав с христианством со всей его тысячелетней историей. Они хотят равенства святости и порока. Если мы нравственные личности, мы должны это различать. Мы хотим жить в русской культурной среде, а нам говорят, что это ведет к распри между народами. Но почему ресторан японской кухни или американский фастфуд, к сожалению, стали преобладающей нормой во всех русских городах, в том числе и в Ставрополе?
Мы хотим чтить память подвига предков, защищавших страну, а нам говорят: ага, значит, вы все милитаристы. Мы хотим силы: силы личности, силы семьи, силы народа и государства. А нам говорят: ага, там где сила, там расизм… Увы, сегодня эти античеловеческие механизмы приучают народ не различать силу и насилие, старательно доказывают равноправность добра и зла. Современный человек травмирован, он часто не видит глубинных различий между верой и фанатизмом, твердостью высказанного убеждения и пустым долдонством. Нам нужно честное понимание реальности: национальное имеет правильные границы только тогда, когда живет не в лозунгах, а в личности, когда оно не трескучая фраза, а пронзительная глубина. Тогда у кавказцев не будут отбирать кинжалы во время исполнения национального танца, потому что какому-то иностранному деятелю это может не понравиться… Это ведь пощечина народной традиции! Мы, русские, готовы защищать наши традиции.
4 января 2014 года