Проблему религиозного экстремизма в молодежной среде обсудили в СГПИ
Заседание проводилось на базе кафедры философии и культурологии в рамках проекта «Твой выбор». В нем участвовали студенты и преподаватели вуза, сотрудники правоохранительных органов, представители Русской православной церкви и журналисты. Проректор института Ирина Моргун, открывшая заседание, подчеркнула, что склонность подрастающего поколения к экстремизму вполне реальна и поэтому требует пристального внимания и изучения.
На смысловом значении понятия «религиозный экстремизм» (и его крайней формы - терроризм) сделала акцент в своем выступлении кандидат исторических наук Наталья Леонова. По ее словам, понятие имеет достаточно условный характер, поскольку основные религии мира в их традиционном каноническом содержании поддерживают базовые духовные, общечеловеческие ценности. Как правило, в чистом виде религиозный экстремизм (терроризм) не встречается, а переплетается с другими видами экстремизма - политическим, этническим, социальным. И особенно в условиях Северного Кавказа. Примечательно, что тенденция нарастания такого явления в России во многом обусловлена последствиями экономического кризиса, социальным и имущественным расслоением общества, противоречиями во взаимоотношениях между конфессиями, а также ростом зарубежной культурно-религиозной экспансии.
О механизмах манипуляции сознанием личности в деструктивных организациях рассказала кандидат психологических наук Оксана Погребная. Она отметила исключительную социальную опасность подобных методик, особенно для представителей молодежи. Когда юноша или девушка теряет эго-идентификацию, не осознает свою эго-принадлежность и постоянно мучается вопросом: «Кто я такой в этом мире?», он легко поддается внешнему влиянию экстремистов.
- Идеология религиозного экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему взглядов, - объяснила О. Погребная. - От сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Их аргументация обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей.
Все присутствовавшие на совещании с большим интересом посмотрели документальный фильм о трагической судьбе 18-летнего уроженца одной из северокавказских республик, попавшего под влияние экстремистской организации. Гаджимурат спланировал убийство родного отца, из-за того что тот был майором полиции. А перед смертью, когда бандиты уже ворвались в дом, отец кричал: «Только не трогайте сына!». Гаджимурат в это время находился в соседней комнате - это именно он заранее открыл дверь налетчикам, предварительно обговорив с ними детали дикой казни. Лента также познакомила зрителей с криминальной деятельностью банд, грабящих, вымогающих деньги и убивающих мирных жителей, прикрываясь исламскими лозунгами.
В фильме прозвучали и такие факты: об опасности радикального ислама на постсоветском пространстве еще задолго до России заговорили практически все мусульманские страны, входящие в СНГ. Мало кому известно, но к запрету на ношение хиджаба в учебных заведениях первыми призвали вовсе не французы. Соответствующее постановление правительства подписано в 2009 году в Киргизии. Запрет существует и в Узбекистане. В Таджикистане уже несколько лет ваххабизм запрещен законодательно, а в начале 2011 года в отношении родителей, отправивших своих несовершеннолетних детей учиться в медресе за рубеж, возбуждено пять уголовных дел. Лжеборцы за веру - те же «Братья мусульмане» в 90-х годах прошлого века - усиленно внедрялись на Северный Кавказ. Результаты мы сегодня и наблюдаем, в частности, в Дагестане, где чуть ли не ежедневно происходят теракты.
О сути религиозного экстремизма и особенностях его проявления в молодежной среде говорил на заседании круглого стола сотрудник правоохранительных органов Владимир Попов. Он отметил, что около 20 лет Россия находится в состоянии постоянного противодействия террористическим угрозам. Однако главари бандподполья не оставляют намерений по дестабилизации обстановки в регионе и предпринимают попытки активизироваться, вовлекая в свои ряды молодежь. Возраст 80 процентов членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся стражам правопорядка в период амнистии, объявленной 22 сентября 2006 года Госдумой РФ, составил от 19 до 30 лет.
«Пушечным мясом» для террористов стали и жители Ставрополья. К примеру, так называемый «русский ваххабит» Виктор Двораковский, планировавший использовать взрывчатку в борьбе с «неверными». Или Виктор Раздобудько и его жена Мария Хорошева, ставшие поборниками радикального ислама и подорвавшие себя в селе Губден Карабудахкентского района Дагестана.
В. Попов поведал и о женском медресе, функционировавшем в одном из частных домов Северо-Западного микрорайона Ставрополя, где размещался филиал института теологии и международных отношений имени Мамма Дибира Ар-Рочи (ИТИМО). Заведение было с явными признаками секты - применяло конспиративность, не состояло в каноническом подчинении Духовного управления мусульман Ставропольского края, а используемая литература включена в федеральный список экстремистских материалов Минюста РФ.
Занималась с девушками разных национальностей (в том числе и неофитками - новообращенными мусульманками) уроженка Ставрополья Вахидат Насрудинова, прибывшая с «просветительской миссией» из Дагестана. Кстати, до 2001 года она звалась... Верой Дверник. «Просветительница» выясняла особенности характера, привычки подопечных, образ их жизни, связи и круг знакомств. И психологически обрабатывала девушек. С некоторыми даже проводились индивидуальные занятия. Наиболее подготовленные шефствовали над новенькими. Закреплялся же процесс обработки отдельных наиболее «одаренных» слушательниц в недолгих командировках в Дагестане. Поездки, конечно же, держались в строжайшей тайне от близких родственников, которым неофитки придумывали сказки про ночевки у подруг либо беззаботное времяпрепровождение в выходные. Любопытно, что девушки, имевшие серьезные психологические проблемы в знакомстве с парнями, рассчитывали найти себе мужа, но вместо этого вовлекались в экстремистскую ячейку. К слову, нескольких учащихся медресе до сих пор не могут найти, они как бы растворились в пространстве. А некоторые отправились с мужьями «бороться за свободу мусульман» на Ближнем Востоке.
О деструктивных сектах и способах вовлечения в них молодежи подробно рассказал редактор официального сайта Ставропольской митрополии Антон Скрынников (отец Антоний). А И. Моргун, подводя итоги круглого стола, поделилась видением нейтрализации экстремизма в студенческой среде. Для этого, по ее словам, необходимо кропотливое изучение настроений, преобладающих в различных группах, воспитание толерантности и умения открыто, конструктивно разрешать разногласия - от конфликта к примирению.
25 декабря 2013 года