15:14, 28 ноября 2013 года

Персональная выставка Леонида Черного собрала весь цвет ставропольской интеллигенции в изомузее

Это имя отлично известно на Ставрополье. Леонид Черный – замечательный театральный художник, член трех (!) творческих союзов - театральных деятелей, дизайнеров, художников. А еще он педагог краевого художественного училища, лауреат премии губернатора Ставропольского края в области изобразительного искусства им. В.Г. Кленова, участник множества художественных выставок, оформитель великого множества различных театрализованных праздников, концертов… Совершенно справедливо сказала, открывая выставку, директор изомузея Зоя Белая, что это один из любимых и одновременно выдающихся людей художественно-театральной общественности нашего края. Весь его творческий путь наполнен событиями, потому что этот человек всегда в работе, никогда не останавливается на достигнутом, постоянно ищет что-то новое.

Он даже в рядах Советской армии служил художником в гарнизонном Доме офицеров, оформляя в том числе спектакли самодеятельного театра. Именно за это и стал лауреатом Всесоюзного конкурса творчества воинов в Москве. После службы продолжил учебу в художественном училище, затем в Школе-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. М. Горького в Москве, получив специальность театрального художника. И хотя распределение получил в Ростовский областной драматический театр им. Горького, уже вскоре был приглашен в Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, благодаря чему сегодня Ставрополь имеет одного из лучших театральных художников страны. Потому и юбилейную выставку открывают, естественно, образцы его театральных работ. Заядлые театралы Ставрополя знают, что наш драматический театр отличает прекрасное, традиционно богатое по содержанию оформление спектаклей. Стоит лишь взглянуть на эскизы декораций, сразу в памяти всплывают сцены многих постановок самых разных жанров: «Свидание по средам», «Девичник», «Кошмар на улице Лурсин», «Ужин с дураком», «Царевна-лягушка»… Своего рода дверцей в творческую мастерскую Черного представляются небольшие по размерам рисунки – рабочие материалы к будущим эскизам декораций. А профессионально-тонкое чувство юмора отразилось в подборке дружеских шаржей, вызывающих добрую улыбку. В следующем зале обстановка совсем иная: здесь Л. Черный предстает мастером графического пейзажа, причем особой направленности, его явно волнуют образы церковной архитектуры. Здесь есть и деревянное «кружевное» зодчество русского Севера, и белокаменное – Средней полосы, и похожие на крепости древние алано-византийские храмы, и просто милые сельские окрестности христианской колыбели Кавказа – Архыза… Соседний зал отдан итогам так называемого некрасовского пленэра ставропольских художников, организованного год назад изомузеем в поселок, где компактно проживает община некрасовцев. Л. Черный принял в нем живейшее участие, крепко зацепила его (выросшего на Дону) тема этого удивительного поселения казаков, сумевших сохранить свой уклад, традиции, культуру, более двух веков находясь вне России, в ином монокультурном пространстве, а придя 50 лет назад на родную землю, сберегать ее уже в новых условиях – под натиском наступающей цивилизации.

Поразительной философской глубины и эмоциональной силы полны графические этюды Л. Черного, навеянные встречами на Левокумье. Смотришь на обрубленное до уровня обычного пня дерево, а оно словно кричит о своей боли и плачет по утраченной пышной кроне: рисунок назван пронзительно просто – «Время (с. Левокумское)». Неужели время некрасовцев ушло безвозвратно?! Но ведь зачем-то же они совершали свой невиданный духовный подвиг на чужбине… Не об этом ли без слов вопрошает нас запечатленный художником старообрядец-священник о. Никифор?

- Мы изначально решили, что не будем снова напоминать о сотнях прежних работ юбиляра, нам хотелось представить Леонида Черного сегодняшнего, - рассказывает З. Белая. - Его некрасовские образы – настоящий диалог с современниками, в котором художник хочет показать огромный слой культуры, вместе со своими героями обращаясь к нам: нужно ли это живущим здесь и сейчас и что со всем этим наследием мы могли бы сделать… Собственно, это и было главной целью некрасовского пленэра наших художников. Плоды их трудов экспонировались в Новокумском филиале музея с февраля, их посмотрело там очень много народу, причем не только со Ставрополья, но и из разных регионов России – от Севера до Бурятии, Башкирии и даже зарубежья, поскольку некрасовцы общаются со своими родичами за границей, те приезжают сюда в гости. Так вот особенно восторженно воспринимают все это именно приезжие, а более всего их поражает то, что современные художники так активно, целенаправленно и неравнодушно обратились к теме уникальной некрасовской культуры.

Выставка на первый взгляд может показаться небольшой, но она очень емкая по содержанию. Это отметила и министр культуры СК Татьяна Лихачева, приветствовавшая Л. Черного от всего культурного сообщества края:

- Многообразие творчества Леонида Черного поражает. При этом возле каждой работы хочется задержаться, всмотреться. Для меня лично графика Черного вообще стала счастливым открытием. Возникает удивительное ощущение встречи с легким, интересным, умным человеком, всегда по-хорошему неожиданным. А про его 70 лет я сразу сказала: не может быть! Настолько он творчески и духовно молод. Но творчество Леонида Анатольевича, конечно же, прочно вошло в историю ставропольской культуры.

- Сегодня мы увидели нового Черного, последние годы его творчества какие-то другие, - включилась в рассказ о герое дня директор краевого художественного училища Алла Чемсо. – Леонид Анатольевич многое пробовал в творческой жизни, его театральные декорации, афиши (а он настоящий король афиш!) – всегда яркое событие высочайшего уровня. А когда занялся графикой, открылся нам еще с одной стороны. Его графические листы пространственны, подробны, наполнены необыкновенным светом… А как студенты заражены его обаянием и творческим вдохновением! У него всегда самые дружные группы, учеников он любит по-отцовски. Это человек, настроенный по жизни на отдачу, всегда что-то отдает – знания, чувства, опыт…

Воспитанники Черного действительно всегда получают огромное удовольствие от общения со своим учителем-другом. А глядя на него рядом со студентами, испытываешь впечатление какой-то неописуемо-вечной молодости, невзирая на солидный возраст.

- Что нужно художнику, чтобы быть счастливым? – обратился к залу председатель краевой организации Союза художников России член-корреспондент Академии художеств России Сергей Паршин. - Талант, работоспособность, чувство юмора, уважение коллег, учеников, запас доброй энергии – всего этого у Леонида Анатольевича в достатке. Он сохранил способность удивляться миру и способен удивлять других. Действительно, не раз доводилось видеть, как у его работ люди часто останавливаются надолго. Есть в них что-то такое… А его молодость в 70 лет только вдохновляет всех нас!

Много не просто теплых, по-настоящему дружеских слов услышал в этот день художник. От председателей еще двух творческих союзов края: дизайнеров – Юрия Бударина, театральных деятелей – заслуженного артиста России Владимира Аллахвердова, от председателя общественного совета при министерстве культуры СК Владимира Лычагина, режиссера театра драмы заслуженного деятеля искусств РФ Валентина Бирюкова, актеров Людмилы Ковалец и заслуженного артиста России Бориса Щербакова, декоратора театра Валентины Санжаровой. Трогательно прозвучал «мелодраматически-ностальгический мадригал» В. Аллахвердова: «Черному – семьдесят? Невероятно! Леня, давай-ка вернемся обратно!.. Страшно подумать, сколько нам стало, мы превратились, дружок, в аксакалов. Но нам сдаваться с тобой не годится: есть еще порох в пороховницах!». Друзья, по замечанию В. Бирюкова, «пришли погреться в лучах его славы» да пожелать молодости души, на которую он так счастливо «обречен Господом», чтобы служить людям.

«Счастливо обреченный»
Газета «Ставропольская правда»
29 ноября 2013 года