В битве за бюджет Ставропольского края – 2014 законодательная и исполнительная власти к компромиссу пока не пришли
Заместителю председателя правительства - министру финансов СК Ларисе Калинченко, отвечая на вопросы депутатов, пришлось неоднократно повторять одну и ту же фразу: «Денег нет». «Мы не говорим, что не надо, - убеждала она, - что мы не хотим, вопрос в другом: за счет чего мы можем увеличить расходы бюджета? Где те доходные источники, из которых можно почерпнуть дополнительные средства?».
С места в карьер взял депутат Кирилл Кузьмин, попросивший ответить на вопрос: сможем ли в ближайшей перспективе вернуться к индексации социальных выплат, от которой вынуждены отказываться сегодня? Ответ был неутешительным. «Если говорить о ситуации, которая складывается на сегодняшний день, я перспективы не вижу», - с горечью констатировала Л. Калинченко.
Депутат Людмила Кузякова поинтересовалась, почему в ущерб будущему приходу на условиях софинансирования федеральных денег почти в три раза предлагается сократить объем поддержки малого и среднего бизнеса. Ее не устроил ответ министра, что невозможно заранее знать, какие средства на это понадобятся с учетом проводимых Минрегионразвития РФ конкурсов на предоставление такой помощи, а в случае необходимости можно провести корректировку в соответствии с развитием событий. Не меньше пострадала основная отрасль края - аграрная. Сумма для субсидирования части процентной ставки по кредитам сельхозпроизводителей предлагалась первоначально более 300 млн рублей. В итоге даже непримиримый Иван Богачев, председатель думского комитета по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и земле-устройству, согласился, что нереально найти сегодня такие деньги. В этом депутаты, представляющие в парламенте сельскохозяйственный сектор, пояснил он, убедились после продолжительной беседы с куратором отрасли в правительстве края и представителями минфина.
Поступила поправка от депутата Алексея Гоноченко об индексации социальных выплат жертвам политических репрессий и ветеранам. По оценке Л. Калинченко, в настоящих сложных экономических условиях это будет для бюджета края непомерной нагрузкой. Конечно, мера непопулярная. Так же как и предполагаемая приостановка выплаты материнского капитала на федеральном уровне. Но, кажется, придется подстраиваться под ситуацию и затягивать пояса.
Поясняя смысл предлагаемых правительством поправок, вице-премьер Л. Калинченко обосновала необходимость выделения дополнительных средств на изменение структуры исполнительной власти края, которая фактически проводится с начала октября. Как известно, многие ведомства решением временно исполняющего обязанности губернатора Владимира Владимирова упразднены и присоединены к другим. На ликвидационные мероприятия, которые должны закончиться к 12 января, уточнение штатной численности вновь формируемых структур понадобится не менее 7 млн рублей. На 4,7 млн рублей предлагается увеличить объем социальной поддержки соотечественников, переезжающих на Ставрополье из-за рубежа, предположительно, в восточные районы. Впрочем, расстраиваться не из-за чего, эти средства должны «затащить» в наш край солидные федеральные вливания. Еще предстоит учесть, что от ряда муниципалитетов поступили заявки на замену прямых дотаций из краевого бюджета на отчисления от налогов на доходы физических лиц. Уменьшение расходов и одновременно доходов краевой казны рассчитано в трехлетней перспективе.
От прокуратуры края и от председателя комитета по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петра Марченко поступило предложение выделить 4 млн рублей на разработку технического проекта единой комплексной системы безопасности края. Депутат напомнил, что данные полномочия региональной исполнительной власти по противодействию терроризму никак финансово не обеспечены в бюджете 2014 года, что противоречит соответствующему указу президента. Л. Калинченко возразила: придется выбирать, какое из распоряжений президента выполнять в первую очередь. Как известно, приоритетными названы майские указы о повышении заработной платы учителям и работникам дошкольных учреждений. Депутаты все же за предложенную поправку проголосовали единогласно.
К. Кузьмин предложил выделенные на поддержку спорта высших достижений 15 млн «превратить» в 34 млн рублей. Ведь это не сложно, по его словам, поддержать наших профессионалов, являющихся визитной карточкой Ставрополья. С позиции минфина, однако, вопрос целесообразности тех или иных трат обсуждать просто смысла нет. Никто не спорит, что деньги для развития спорта нужны. Однако надо учитывать, что в первую очередь из краевой казны необходимо поддержать бюджетные учреждения. Сложно будет изыскать средства и на реставрацию воинских мемориалов к 70-летию Великой Победы. Однако, как стало ясно из полемики, наполнение этой статьи не представляется делом безнадежным. Вряд ли исполнительная власть откажет участникам Великой Отечественной войны, да еще в преддверии губернаторских выборов, планирующихся в будущем году, на которые, кстати, также потребуются немалые деньги. Депутаты в связи с этим затребовали информацию о смете будущей кампании. В канун заседания бюджетного комитета отчет из избиркома края поступил. А цифру озвучил депутат от ЛДПР Геннадий Ефимов - 68 млн рублей. По сути, это цена демократического выбора. Жители края давно возмущаются тем обстоятельством, что федеральная власть не дает им слова в таком важном вопросе.
Бюджет как ни крои, а все равно тришкин кафтан получается. Первый заместитель председателя Думы СК Дмитрий Судавцов признал, что исходить при написании главного финансового документа края следует из консервативного сценария. Ситуация в экономике не дает сегодня однозначных перспектив роста. И все же резервы, по его оценке, есть. Он озвучил предложения депутатов, на каких расходах бюджета можно сэкономить. В частности, предлагается на 50 млн сократить резервный фонд СК, расходы министерства имущественных отношений края на 7,3 млн рублей, а также сумму на обслуживание госдолга края, секвестрировать резервированную для минфина сумму в 152 млн рублей.
Лариса Калинченко пояснила, что резервного фонда у края просто нет. Он может быть создан, как сказано в законопроекте о бюджете, только из остатков на бюджетных счетах, сложившихся на 1 января 2014 года. И будет ли его объем равняться, как надеются финансисты, 200 млн рублей, сегодня судить трудно. По сути, это дележ шкуры неубитого медведя.
Как «убить медведя», чтобы было из чего кроить бюджет, об этом говорили много. Однако иллюзорные предположения главный финансист края легко разбивала простой логикой хозяйки, которой предстоит прожить на заработанную сумму. Именно ей предстоит в масштабах края, говоря упрощенно, отвечать за кассу и ее расходование. И уж если тратить деньги, то с пользой. Л. Калинченко пояснила, почему нецелесообразно отнимать деньги у минимущества края. Вышеназванная сумма запланирована для софинансирования выделяемых федеральным центром средств на реконструкцию аэропортового комплекса в Ставрополе. Отобрать зарезервированную для минфина сумму, предназначенную для проводимой реорганизации структуры исполнительной власти, - значит парализовать ее работу. Процедуры еще не завершены, по ряду новых ведомств пока нет даже штатного расписания. Выплаты специалистам необходимо производить вовремя, несмотря ни на что. Что касается обслуживания госдолга - это реальность, от которой не уйти. Учитывая, насколько перевешивают расходы (6,7 млрд рублей. - Л.К.) в балансе бюджета, занимать в кредитных учреждениях все равно придется. Значит, запланированные для этих целей средства понадобятся.
Один из резервов, предложенных минфином, - сокращение фонда оплаты труда государственных органов власти на 5%. В связи с этим Л. Калинченко предложила сократить денежное довольствие депутатов Думы СК на 16 млн рублей. Встречная поправка депутатов - уменьшить предлагаемую сумму до 9 млн рублей. Депутаты всех фракций в денежном вопросе были едины. Дума не идет на увеличение штатной численности, как это периодически делает исполнительная власть, отметил Петр Марченко, поэтому отнимать у депутатов деньги несправедливо. Дмитрий Судавцов пояснил, что с новой цифрой, предложенной депутатами, по сути, не будет никакой индексации по оплате труда. Кроме того, надо учесть, что «в здании Думы заканчивается срок эксплуатации лифтов, которым требуется срочный ремонт».
Депутат Людмила Редько назвала аргументы с обеих сторон, которых было много и в рамки публикации все войти не могли, одновременно «реальными и лукавыми». Она выразила недоумение, ради чего затеяли очередную перетряску во власти. Структуру меняли при всех правительствах неоднократно, и всегда это приводило к дополнительным затратам. Если бюджет такой напряженный, для чего в очередной раз наступать на те же грабли? Никакие реформы недопустимы, если нет уверенности, что ситуация будет улучшена хотя бы на 30%. У нее большие сомнения, что эффект будет. И не минфин должен здесь в одиночестве, по ее мнению, отвечать на вопросы депутатов. К сожалению, не поступает никаких внятных предложений от министерства экономического развития, как заработать больше, чтобы не рвать друг у друга одеяло.
В рамках обсуждения много было сказано о необходимости привлечения в край целевых федеральных средств. На этом фоне диссонансом прозвучало сообщение о том, что уже стоит вопрос о возврате в бюджет России 1 млрд рублей из денег, поступивших в свое время на строительство детских садов. Проблема в том, что дошкольных учреждений на эту сумму мы до сих пор не построили...
Информации к размышлению состоявшееся обсуждение представило много. Как пояснил в заключение председатель Думы СК Юрий Белый, бюджет напряженный, депутаты это понимают и осознают свою ответственность за принимаемые решения. В складывающихся обстоятельствах надо искать разумные компромиссы по всем проблемным вопросам. Такая возможность еще представится представителям двух ветвей власти в рамках согласительной комиссии. До голосования за бюджет на заседании Думы время еще есть.
22 ноября 2013 года