07:44, 15 ноября 2013 года

«Сталинград»: почему мы победили?

Между тем Сталинград – самое яркое событие среди всех сражений Второй мировой. Публикуемое ниже впечатление от просмотра фильма кому-то может показаться слишком резким, а у кого-то, возможно, вызовет желание поделиться собственным взглядом. Давайте обсудим вместе.

На «Сталинград» я пошел, гонимый любопытством будущего историка: что же такое рассказано о тех великих событиях, что кинофильм уже номинирован на «Оскара»?

…Начинается все с того, что после землетрясения в Японии под обломками находят пятерых немецких детишек. А чтобы они не умерли от скуки, пока их будут доставать из-под железобетонных плит, российский эмчеэсник рассказывает им историю о том, что был-де город Сталинград, что была в нем великая битва, результаты которой повлияли на всю мировую историю. Но речь, конечно, не о ней, а о том, что в одном из разрушенных домов города была его мама, историю которой он пересказывает. К слову, герою, от чьего лица идет повествование, 70 лет. Видимо, в МЧС тяжелая ситуация с кадрами, раз пенсионера заставляют лазить по руинам города чужой страны.

Весенний Сталинград 1942 года. Правда, какой именно это период, трудно понять, историческая привязка сюжета отсутствует. Взорванные цистерны с горючим. Горящие советские воины атакуют испуганных немцев. Драка в каком-то доме. Всеобщая суматоха, выстрелы – все это сопровождается пафосной музыкой. Затем наступает тишина.

Красная армия отступает, в одном из домов остаются пятеро русских солдат – капитан Громов, снайпер Чванов, немой разведчик Александр Никифоров, артиллерист Поляков и лейтенант Сергей Астахов по прозвищу Тютя, а вместе с ними и девушка Катя – мать того самого седовласого эмчеэсника, которая спокойно расхаживает по полуразрушенной квартире, спит в уютной постели или поливает засохший цветок.

Пока герои обустраивают свой быт, нам показывают немецкого офицера – капитана Петра Канна, который наведывается в трущобы, где прячутся выжившие горожане, к белокурой красавице Маше и таки пользует ее за консервы и хлеб. Канн замечает, что заработанный Машей провиант едят остальные и строго-настрого запрещает им это делать в будущем.

В очередном заходе к подруге немецкий капитан сетует на то, что он солдат, воин. А эти русские – зверье, стреляющее в спины, ведущее войну не по правилам, а ради мести. Здесь так и хочется напомнить режиссеру, что на территорию Советского Союза германскую армию никто не приглашал, более того, несмотря на все варварство и отсталость от Европы, в отличие от немецких «благородных» рыцарей, русские дикари заживо в топках людей не сжигали и плащи из человеческой кожи не шили. Поэтому били врага с особой жестокостью за все причиненные зверства при первой же возможности. В связи с этим на какую милость рассчитывали завоеватели?

Но у Федора Бондарчука и сценаристов другое понимание сути защиты Родины от захватчиков. Например, когда наш снайпер убивает немца, набиравшего воду, командир подразделения капитан Громов закатывает ему истерику, выхватывая его винтовку, кричит, что даже звери у водопоя друг друга не жрут. Неуместное благородство, даже если допустить существование другой вселенной, в которой звери у водопоя друг друга действительно не жрут.

Или вот такое. Вышеупомянутую Машу начинают унижать те, кого она подкармливает. Сразу виден посыл режиссера – добра людям не делай, они все сволочи неблагодарные. О чем Маша и вспоминает, когда толпу пленных отправляют в лагеря, и при первом же случае она избегает возможности разделить тяжелую участь жителей Сталинграда. Не модно сейчас снимать фильмы про коллектив, про «одного за всех и всех за одного», про высокие моральные ценности. Серая масса никому не интересна. Важна судьба отдельно взятого персонажа – Маши, которую полюбил и спас немец. А он ведь тоже человек, понимаете? И плевать ей на тех, с кем она еще несколько минут назад делила крышу над головой. Возможно, Бондарчук хочет сказать: девушки, живите для себя, ну ее, эту Родину. Когда враг придет, вы под него ложитесь не раздумывая. Зато живы останетесь.

Из всех героев заслуживает большего уважения лишь снайпер Чванов, который четко знает, кто враг и как с ним поступать.

Не претендуя на какую-то особую точку зрения, признавая неординарность Федора Бондарчука как режиссера, хотелось увидеть и другое – Сталинградскую битву, где советские воины проявили массовый героизм, защищая Родину. Но это как-то не просматривается. Есть благородный немец, похабные русские солдаты и их истеричные командиры. И Катя, непонятно зачем присутствующая в фильме. Засохший цветок поливать, наверное.

Американцы, которых так чтит наш режиссер, воспитали не одно поколение патриотов на фильмах и играх, посвященных высадке союзных войск в Нормандии. Эпичность той операции в разы уступает событиям, произошедшим в Сталинграде. Тем не менее, по версии западных историков, это главная битва Второй мировой войны, и они выжимают из нее по максимуму.

Так что, Федор Сергеевич, если затрагивается столь судьбоносное событие в жизни нашего народа, какой была Сталинградская битва, есть смысл рассказать, почему победили мы, а не враги?!

Алексей СЕНЬКИН, студент историко-филологического факультета Ставропольского государственного педагогического института
««Сталинград»: почему мы победили?»
Газета «Ставропольская правда»
15 ноября 2013 года