Велимир Хлебников

Велимир Хлебников

«На родине красивой смерти – Машуке,

Где дула войскового дым

Обвил холстом пророческие очи,

Большие и прекрасные глаза...»

Такие строки о гибели М.Ю.  Лермонтова написал поэт Серебряного века Велимир Хлебников в 1921 году. В это время он жил в Пятигорске, где создал яркие образцы стихотворной публицистики – «Голод», «Трубите, кричите, несите!» – о голоде, который тогда бушевал в России и унес миллионы жизней.

Творчество оригинальнейшего поэта, отличавшегося смелыми экспериментами со словом, всегда вызывало различное, нередко противоречивое к нему отношение. Именно словотворчество отразилось даже в его имени. На 25-м году жизни он называет себя Велимиром (настоящее имя Виктор), подчеркивая свои славянские корни.

Хлебников не принадлежал четко к какому-нибудь из многочисленных в то время направлений в поэзии, но, как и Маяковский, отдавал предпочтение футуризму, авангардизму, увлекаясь не содержанием, а формой творчества.

Его работа со словом воспринималась многими как художественный поиск, как создание нового поэтического языка. Но такое одностороннее толкование лишь умаляло его значение в русской поэзии. Многим известно стихотворение раннего Хлебникова под названием «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

Налицо прием, когда создаются новые слова на основе общего корня – «смех». Но, несмотря на необычность, даже экстравагантность формы, содержание вполне понятно. А вот и другой Хлебников: «Мне много ль надо? Коврига хлеба и капля молока. Да это небо, да эти облака!..» Здесь глубокая естественность и мудрость, которая преобладала в его творчестве.

Современники Хлебникова Блок, Маяковский, Горький, Брюсов всегда отмечали значительность его поэзии, которая вполне проявилась и в стихах, написанных им на Кавказских Минеральных Водах. Осенью 1920 года он приезжает в Кисловодск, а затем в Пятигорск, где под впечатлением трагической судьбы М.Ю. Лермонтова создает цикл стихотворений под названием «Осень», а также уже упоминавшиеся произведения о голоде. Зимой 1921-го он пишет: «Сегодня Машук как борзая, весь белый, лишь в огненных пятнах берез, И птица, на нем замерзая, за летом летит в Пятигорск...». Какая выразительная сила в этих простых образах.

«Глаза убитого певца и до сих пор живут, не умирая, в туманах гор» – это о Лермонтове.

След, оставленный в русской поэзии Велимиром Хлебниковым, неповторим и глубок, и теперь, через почти 80 лет со времени его ухода, потрясают точные строки о времени, когда он жил и творил (начало жестокого ХХ века). Неблагополучие эпохи он ощущал остро: «И вьюга веет хлопьями, и носятся бесшумно духи. Я продырявлен копьями духовной голодухи...».

Хлебников прожил всего 37 лет, но в памяти потомков он остается талантливым русским поэтом.

Неповторимый след / Газета «Ставропольская правда» / 9 ноября 2013 г.