07:04, 19 октября 2013 года

Гражданский кодекс уточнил: иностранные фирмы должны работать по российским законам

Напомним, что изначально проект поправок в Гражданский кодекс был объемным и затрагивал буквально все стороны жизни, включая частную. Но законодатели приняли нестандартное решение: разделили проект на несколько блоков и принимают их по частям. 1 октября президент Владимир Путин утвердил очередную порцию поправок, касающихся международного частного права. Об их сути нам рассказал широко известный на Ставрополье юрист Роман САВИЧЕВ, возглавляющий ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

- По своей значимости Гражданский кодекс Российской Федерации является, по большому счету, вторым документом после Конституции, так как регламентирует фундаментальные отношения, на которых основывается наша жизнь, – поясняет Р. Савичев. – И если говорить простыми словами, то очередные поправки регламентируют, каким образом должны выяснять отношения фирмы, работающие по разные стороны границы. То есть данный блок изменений в часть третью Гражданского кодекса РФ крайне важен не для обывателей, а для профессионалов – юристов и бизнесменов.

Например, если иностранная компания ведет деятельность в нашей стране, какие правила она должна соблюдать? Четко сказано: если организация зарегистрирована в РФ, то при определении системы права, по которому должно осуществляться создание юридического лица, определяться права акционеров, заключаться акционерные соглашения, разрешаться споры, нельзя будет использовать англосаксонское право тогда, когда соответствующие вопросы урегулированы императивными нормами российского законодательства. Проще говоря, фирме нужно действовать в соответствии с нашими законами.

Зато потребитель теперь сможет выбрать, по какому праву требовать возмещения вреда. Допустим, товар от какого-нибудь иностранного поставщика оказался с браком. В таком случае можно и нужно потребовать компенсацию. Опубликованный закон предусматривает, что пострадавший сможет выбрать, как удобнее это сделать: выставить претензии по российским законам и подать в наш суд или требовать возмещения по закону страны, где действует продавец.

Гражданский кодекс также дополнен положениями, регулирующими порядок определения права, подлежащего применению к различным договорам, переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона, прекращению обязательств зачетом, установлению допустимости требования о возмещении вреда страховщиком, а также применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции, недобросовестного ведения переговоров о заключении договора.

Более того, появилась новая статья о сфере действия вещных прав; определено, в каких вопросах регулируются такие права, виды объектов вещных прав, в том числе принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, оборотоспособность и виды вещных прав и др.

Я полностью соглашусь с часто высказываемым мнением, что все эти корректировки послужат еще большей гармонизации российского законодательства с международным правом, особенно если учесть недавнее вступление России во Всемирную торговую организацию. Это позволит более надежно защитить права российских граждан и юридических лиц в их взаимоотношениях с иностранными контрагентами.

А вот для простых граждан, конечно, гораздо интереснее следующий блок поправок в Гражданский кодекс, активная работа над которым уже идет. Очередные изменения коснутся авторских прав, причем в повседневной для нас сфере. Будет ли музыка звучать на каждом углу? Будут ли в Интернете «умные мысли» неизвестного авторства? Или нам придется платить за каждый клик на чье-то творение? Базовые принципы интеллектуальных отношений как раз и будут заложены в Гражданском кодексе. Понятно, что, с одной стороны, «пираты», наживающиеся на чужом творчестве, не должны процветать без оглядки на авторские права. А с другой – здесь очень много непростых нюансов, которые нельзя трактовать однозначно. Ведь гениальные произведения – это не просто товар, это нечто большее. И разве можно подходить к такой тонкой сфере человеческой жизни лишь с точки зрения золотого тельца? Применение жестких мер, влекущих иногда злоупотребления со стороны правообладателей, может повлечь плачевные результаты. Ведь современное общество не может существовать без информационно-коммуникационных технологий. 22 октября Госдума России рассмотрит блок соответствующих поправок в четвертую часть ГК во втором чтении.

Продолжая разговор о совершенствовании кодекса, напомню, что 1 октября вступил в силу ряд утвержденных ранее изменений в него, включая новые нормы защиты личной информации граждан. С этого момента любая информация, полученная незаконным путем и порочащая честь и достоинство гражданина, может быть опровергнута и удалена, а при необходимости должны быть уничтожены носители подобных данных. Если же информация распространяется через Интернет, то гражданин вправе требовать как ее удаления из Сети и опровержения указанных сведений, так и возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Как уже отмечалось в этой рубрике ранее, появилось новое толкование понятия «нематериальные блага». Теперь к ним относятся жизнь, здоровье, личное достоинство, личная неприкосновенность, честь, доброе имя, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства. К тому же теперь закон запрещает распространение не только порочащей, но и просто ложной информации, которая сама по себе может не иметь негативного оттенка, но не соответствует действительности. Исключением из всего вышесказанного является информация, которая была ранее раскрыта самим гражданином по его воле. К тому же не являются нарушением сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Я уже отмечал, что журналистское сообщество выступило с резкой критикой этих поправок. Представители СМИ считают, что изменения в ГК РФ будут препятствовать их профессиональной деятельности и позволят недобросовестным чиновникам или, скажем, оскандалившимся поп-звездам скрывать следы своей противоправной деятельности. Также они указывают на такой пробел в законе, как оговорка о возможности публиковать информацию, ранее ставшую общедоступной. Это позволит при желании анонимно разместить на зарубежном ресурсе какие угодно сведения, а потом представить их в отечественной прессе как ранее опубликованные. С другой стороны, публичные люди и чиновники не имеют, согласно поправкам в ГК РФ в сочетании с законом о СМИ, такие же гарантии неприкосновенности частной жизни, как обычные граждане, так как их деятельность подчас затрагивает общественный интерес. Это позволяет законно обосновать интерес СМИ к таким категориям граждан и даст журналистам работать. Хотя до сих пор не ясно, что делать с анонимными источниками, ведь информация, которую пострадавшая сторона объявляет ложной, должна быть во избежание санкций доказана разместившим ее субъектом, а в случае с анонимными источниками это, как правило, невозможно.

Думаю, что ввиду неоднозначности темы мы еще не раз обратимся к ее обсуждению на газетных страницах.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Иностранцам – российские законы»
Газета «Ставропольская правда»
19 октября 2013 года