06:56, 27 июля 2013 года

Никто не хотел умирать

По словам командира специальной поисковой группы «Вертикаль» Владимира Жарко, наши земляки Алексей Александрович Саенко, Захар Спиридонович Уманец и Никифор Николаевич Коротков погибли на расстоянии примерно ста метров друг от друга. На теле одного из красноармейцев была найдена ложка с именем и фамилией, имена двух других удалось установить с помощью экспертов Музея Великой Отечественной войны в Киеве.

Сегодня мы подробнее расскажем об истории этого поиска, удивительных людях, которые совершают нравственный подвиг, возвращая имена героям.

За последние годы украинская поисковая группа «Вертикаль» обнаружила захоронения 58 красноармейцев, удалось установить имена 15 из них. Все они считались пропавшими без вести: лежали засыпанными в воронках и одиночных окопах в лесах под Киевом. Такой страшной оказалась судьба бойцов и командиров 175-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в Прохладном и Моздоке и после передислокации на Юго-Западный фронт в тот же день – 12 июля 1941 года – вступила в бой с фашистами. Заняв линию обороны по реке Ирпень, бойцы не дали немецким моторизованным частям переправиться на правый берег и начать прямое наступление на столицу Украины. Много захватчиков было здесь уничтожено. Немало полегло и красноармейцев, ценой своей жизни остановивших врага…

И вот уже в наши дни одна из жительниц села Перевоз, которой во время войны было двенадцать лет, поделилась с поисковиками из «Вертикали» воспоминаниями о кровопролитных боях за переправу. Заинтересовавшись ее рассказом, поисковики зашли с металлоискателем в первый попавшийся огород, основательно заросший травой. Как рассказывал командир отряда Владимир Жарко, он вскоре обнаружил ящик, штык, рядом ножны… и человеческие останки – солдат 560-го стрелкового полка 175-й стрелковой дивизии, их первыми нашли в этом селе.

Два бойца лежали в одной воронке, здесь же оказались их «смертные» медальоны. В результате экспертизы удалось установить, что медальоны принадлежали полтавчанину Михаилу Васильевичу Дуднику и уроженцу Георгиевска Ставропольского края Георгию Федоровичу Курочкину. Почти сразу откликнулись их внуки. Кстати, внук нашего земляка Александр Титаренко, воин-афганец, награжденный медалью «За отвагу», так и проживает в Георгиевске.

А в Перевозе поиски продолжились, и почти в каждом огороде обнаруживались останки солдат! Некоторые лежали на глубине всего 30 сантиметров. За сентябрь 2011 года на линии обороны 560-го стрелкового полка поисковики нашли останки десяти воинов. В селе Перевоз начали готовиться к захоронению: подключились к организации траурных мероприятий местные власти, в первую очередь глава сельсовета Мария Петровна Литвиненко. Один из жителей села, Юрий Иванович Чадченко, взялся изготовить гробы. Пока реставрировали памятник, наводили порядок на братской могиле, где планировалось похоронить бойцов, поисковики нашли останки еще десяти солдат. Все лежали рядом – в полном обмундировании, без оружия. И все десять вкладышей в медальонах оказались в идеальном состоянии. Только вот половина из них не была заполнена: многие солдаты  не делали этого из-за  суеверия. Считалось,  если заполнишь медальон, то сам себя заранее приговоришь к смерти. А умирать ведь никто не хотел…

К дате перезахоронения – 9 мая 2012 года – поисковики нашли уже двадцать красноармейцев и установили имена шести из них. Проводили их в Перевозе в последний путь под оружейные залпы. Всего же в 2012 году были найдены останки тридцати воинов 175-й стрелковой дивизии. Имена девяти из них установлены, остальные так и остались неизвестными…

В нынешнем году «Вертикаль» продолжила поисковые работы в Перевозе и его окрестностях, обнаруживая все новые и новые останки. Одна из находок оказалась неожиданной: в кармане фрагментов солдатского обмундирования поисковики нашли копейки и нательный крестик. А в противогазной сумке лежала ложка, на которой ее владелец умудрился разместить всю информацию о себе, указав не только личные данные, полный домашний адрес, место работы до войны, но и выцарапав автопортрет! Прежде ничего подобного поисковики не находили. Рисунок – профиль человека, сидящего верхом на лошади, ему соответствовала и надпись – кучер Саенко А.А., далее адрес: Орджоникидзевский край, Арзгирский район, с. Арзгир, ул. Арзгирская, 10.

В этот же вечер Владимир Жарко нашел в соцсетях арзгирцев с фамилией Саенко. И первая женщина, которой написали сообщение, сразу же откликнулась. На вопрос, может ли найденный боец приходиться ей родственником, она твердо ответила: «Это мой дед!». Оказалось, что жив еще сын Алексея Александровича – Саенко Иван Алексеевич. У бойца, как выяснилось, было двое сыновей – один (ныне покойный) был назван в честь отца. А затем и внучка солдата своему сыну дала имя погибшего деда – Алексей.

Ирина Саенко вспоминает, что один из земляков, воевавших с дедом, видел, как тот погиб. Между боями возникла передышка. С немецкой стороны раздавались одиночные неприцельные выстрелы по нашим позициям. Дед сказал товарищу: «Сейчас я его сниму!». Но сам погиб от пули врага… Так как впоследствии тело его не было найдено, А.А. Саенко числился без вести пропавшим.

Не меньше удивил поисковиков и первый открытый экспертами Национального музея истории Великой Отечественной вой-ны посмертный медальон. Его хозяином оказался красноармеец также из Арзгира! Родственников Короткова Никифора Николаевича, к сожалению, до сих пор не нашли, хотя сами арзгирцы, районные власти немало постарались для этого. Уроженцем Арзгира был и еще один солдат, останки которого нашли под дикой грушей. Вкладыш в его медальоне был сильно поврежден, однако специалистам удалось установить, что погибший – Уманец Захар Спиридонович. Через несколько дней нашлись и родственники солдата. После себя Захар Спиридонович оставил четверых детей (к сожалению, из них никого уже нет в живых), девять внуков, 21 правнука и 12 праправнуков!

Такова судьба троих найденных недавно в Перевозе односельчан-пулеметчиков. Они вместе призывались в ряды Красной армии 7 июня 1941 года Арзгирским РВК, вместе попали на фронт, вместе погибли, вместе пролежали семьдесят два года в земле и вместе, в один день, были найдены. А теперь и похоронены рядом в родной земле, на которую была привезена и горсть земли из окопа, политого их кровью.

Татьяна Дмитриевна Гончарова, внучка Захара Спиридоновича Уманца, побывавшая на Украине в составе делегации родственников, после церемонии похорон поделилась своими чувствами:

- Мы сегодня испытываем одновременно и радость, и боль: радость от того, что наш дедушка теперь похоронен среди родных и мы можем поклониться ему. И сожалеем, что они его не дождались. Моя мама долго искала отца, писала во все инстанции…

Огромную благодарность и низкий поклон Татьяна Дмитриевна выразила всем, кто помог вернуть домой ее деда и земляков, геройски погибших при обороне Киева.

Воздать на родине все почести землякам-ставропольцам было твердым решением краевой власти, а глава администрации Арзгирского муниципального района Алексей Палагута, глава района Анатолий Кострицкий и глава Арзгирского сельсовета Михаил Черныш лично возглавили делегацию родственников, отправившихся в далекий путь. На митинге в Арзгире мужчины не скрывали своих слез, рассказывая о трогательной встрече в маленьком украинском селе, восхищаясь самоотверженной работой поисковиков, продолжающих возвращать героям имена. Память о бойцах на их малой родине теперь будут хранить вечно: ту необыкновенную ложку, крестик, монеты, принадлежавшие Алексею Александровичу Саенко, родные решили передать в районный краеведческий музей.

«Никто не хотел умирать»
Газета «Ставропольская правда»
27 июля 2013 года