Бельгийский город Антверпен: Встречи на Монастырской улице
Есть в центре Антверпена незатейливая улочка. Бойкой змейкой струится она вдоль реки Схелды, повторяя ее изгибы и повороты, и несет навстречу ветру свою историю. Улица эта называется Klooster straat, что в переводе означает Монастырская улица. Лет тридцать назад она имела довольно непрезентабельный вид, но, с тех пор как гавань «ушла» из центра города, улица начала постепенно облагораживаться и, преображаясь, к счастью, не потеряла очаровательного налета времени. Дома отреставрировали, а на месте тех, которые пришлось снести, возвели небольшие постройки, деликатно не нарушив общего, веками слагавшегося гармоничного стиля. Согласитесь, современные правильные геометрическое «коробки» в этом тихом оазисе старины казались бы пришельцами из космоса...
На первых этажах уютно разместились маленькие лавчонки с местной продукцией, кафешки и антикварные магазинчики, больше напоминающие лавки старьевщика, где можно найти все что угодно, начиная от водолазного костюма с железным шлемом эпохи Первой мировой войны до поражающих обилием и разнообразием пивных стаканов местного производства.
Просыпается улица довольно поздно. Но именно эти утренние часы, особенно в тихую теплую погоду, так удачно гармонируют с неторопливой жизнью этого очаровательного уголка. Магазинчики и кафе еще закрыты. На улице за столиком можно увидеть хозяйку, лениво потягивающую утренний кофе, собачку, примостившуюся рядом и греющуюся в блаженной истоме под солнечными лучами. Владелец лавки напротив уже окончательно проснулся и принялся за дело, по-хозяйски протирая витринные стекла, вымытые, возможно, только вчера, или выскабливая до блеска свою территорию булыжной мостовой перед входом в магазин. Чуть подальше припарковался фургончик, и из него выгружают довольно бесформенные, видавшие виды деревянные конструкции, которые под умелыми руками мастера преображаются в миленький затейливый столик или шкафчик со множеством ящичков, такие в наши дни можно увидеть только в музее или историческом фильме. Мирную картину дополняют редкие прохожие, спешащие по своим делам, или неизвестно откуда взявшаяся группка зевак-туристов. Но их-то здесь как раз в этот ранний утренний час никто не ждет.
Лавки открываются только около двух часов, и постепенно улица оживает. Столики кафе заполняются посетителями. Они никуда не спешат, а сидят часами, разглядывая прохожих, и мирно потягивают свою «pintje» (порцию некрепкого светлого пива), не нарушая заведенного порядка.
Вот мимо прошелестела пожилая деловитая парочка, методично ныряя по очереди во все антикварные лавки, видимо, боясь пропустить что-нибудь действительно стоящее, что по случаю можно было бы приобрести за «смешную» цену. Правда, это удается далеко не всегда. Владельцы старины прекрасно разбираются в товаре, ценах, психологии и неохотно идут на уступки.
А вот другая благообразная пара - люди с деньгами. Они заглядывают в магазинчики, торгующие преимущественно живописью. Meneer (вежливая форма обращения к мужчине в Нидерландах и Фландрии) взглядом знатока окидывает «собрание» и сразу же направляется к определенному экземпляру, внимательно его осматривает, проверяет, есть ли подпись автора, добротна ли рама, а потом заводит долгую дискуссию с хозяином, выпытывая подробности. Такого на мякине не проведешь!
Неподалеку стайка любопытных японцев, фотографирующих попутно всех и вся и не пропускающих при этом ни одной лавки. У них свой принцип: чем старее - тем лучше. Что ж, каждому свое...
Мне очень нравится бродить здесь без цели что-нибудь купить, а просто разглядывать витрины и впитывать в себя этот удивительно неповторимый и, к сожалению, постепенно исчезающий дух старой милой Фландрии, подарившей миру так много.
Мало-помалу лавки начинают редеть, уступая место их более современным собратьям. Появляются автобусные остановки, вот уже и сама улица стала шире и как бы раздвоилась, приобретя еще один рукав, ведущий к Схелде. Как раз на этом месте образовалась небольшая площадка, а в центре нее - памятник. Мужчина, горделиво возвышающийся во весь рост и пристально смотрящий вдаль... Подхожу поближе и начинаю столбенеть, узнавая в величавой фигуре русского царя Петра Первого (на снимке). Вот так встреча! Как, какими судьбами забросило русского самодержца в этот фламандский осколок прошлого с его античными магазинчиками и сувенирами? И почему именно Петра, а не какого-нибудь там Людовика, Карла, Генриха, Наполеона, в конце концов, что было бы, на мой взгляд, гораздо более объяснимо. Оправившись от захлестнувших меня эмоций, читаю надпись: «Здесь ступил на берег в 1717 году царь Петр Великий.». Вот так-то!
Надо отметить, что в Голландии и Фландрии (бывшая территория Южных Нидерландов) царя Петра называют не Петр Первый, а именно Петр Великий (Peter De Grote).
Для меня, разумеется, не было секретом, что царь Петр Первый побывал в Голландии и учился там всяким ремеслам, но столкнуться с ним вот так, лоб в лоб, в центре Антверпена, на улице, где ничего о нем не напоминает, было просто событием невероятным!
Позже я узнала, что царь Петр Первый посетил Антверпен во время своего второго путешествия в Нидерланды в 1717 году и останавливался в монастырском аббатстве Святого Михаила (Sint-Michielsabdij), находившемся в то время как раз на этой Монастырской улице, но от него, к сожалению, кроме названия улицы ничего больше не сохранилось.
Памятник же был поставлен сравнительно недавно, в 1998 году. Создателем монумента является скульптор Георгий Франгулян, высота его 2,5 метра. Петр стоит подбоченясь, широко расставив ноги, и взгляд его устремлен вдаль, может быть, в будущее России... Кто знает?!
А вокруг кипит ключом современная жизнь: гуляют дети, отдыхают на лавочках старички, и только время от времени любопытный неторопливый прохожий, привлеченный импозантной фигурой царя, подходит ближе, читает надпись и, пожав плечами, проходит дальше.
20 июля 2013 года