Ставропольский академический театр драмы завершает 168-й сезон премьерой спектакля «Сотворившая чудо»
– Евгений Иванович, финал сезона, естественно, подвигает к итоговым размышлениям – все ли из задуманного удалось. Каковы ваши впечатления о сезоне, с каким настроением его закрываете, что особенно запомнилось?
- С удовлетворением могу сказать, что уходящий сезон был чрезвычайно насыщенным и разнообразным. В репертуар театра вошли новые серьезные драматические спектакли, до слез смешные комедии и даже мюзиклы. В течение всего сезона радовал заполненный зрителями зал как очевидное свидетельство успешности нашей работы. Думаю, это не случайно, поскольку коллектив многие десятилетия поддерживает лучшие традиции русского театра: каков бы ни был жанр очередного спектакля, мы всегда говорим о возвышенном, вечном, об истинных ценностях жизни. Наш театр известен своим последовательным психологизмом, выразительностью чувств, при этом в центре внимания неизменно остается человек, его переживания, надежды и мечты. Например, к знаменитой мелодраме А. Островского «Без вины виноватые» театр обратился не случайно: мы ведем со зрителем разговор о правде и лжи, о верности и предательстве, о корысти и самопожертвовании. Стремление наиболее полно раскрыть диалектику человеческой души мы стараемся сочетать с внешней эмоциональной выразительностью, достигаемой гармоничным сплавом слова, музыки, пластики.
Если говорить о наиболее запомнившемся, это, безусловно, такие знаковые для нас события, как вступление в сезон с необычным спектаклем «Кастинг», в котором артисты много танцуют, и принципиально новая, смелая для театра драмы постановка мюзикла «Леонардо», где артисты много поют. Считаю, обе эти работы во многом определили некий новый вектор творческого поиска, сколь необычного, столь и увлекательного, профессионально интересного, плодотворного. Причем в обоих случаях справились собственными актерскими силами! Лишь на исполнение одной партии – сопрано – приглашены актрисы со стороны.
– Собственно, сегодня становится нормой для многих театров приглашать какого-то исполнителя на одну роль…
- А еще в этом спектакле мы рискнули дать главную роль совсем неискушенному в актерском мастерстве Стасу Жандарову, который в этой работе на наших глазах заметно вырос и как драматический актер. Справился достойно, с честью, помимо того что прекрасно поет. Мне, признаюсь, было очень интересно в процессе подготовки спектакля наблюдать за ребятами, как новички постигали азы профессии.
– Думаю, с вами согласятся многие: мюзикл действительно стал яркой постановкой сезона.
- По форме – безусловно. А по уровню я бы еще рядом с ней поставил «Одолжите тенора» режиссурой народной артистки России Натальи Зубковой, с блистательным исполнением главной роли заслуженным артистом России Александром Ростовым и введенным ему в пару на эту роль Игорем Барташем. Виртуозная игра плюс весьма неплохой вокал значительно обогатили спектакль. Казалось бы, ну что еще нужно успешному драматическому актеру? Играй да играй. А вот этот переход к танцу в «Кастинге», к пению в «Теноре…» дал возможность раскрыть себя с новой стороны.
– Наверное, это можно назвать веянием времени, в хорошем смысле слова: мы видим в последние годы, как активно запели многие даже знаменитые драматические артисты. Да и прежде бывали примеры, вспомним того же Андрея Миронова. Поющие актеры с удовольствием выходят с большими концертными программами.
- Да и у зрителя есть к этому интерес: он видит артиста по-новому. Артисту же никогда не следует забывать, что он неустанно должен тренировать и голос, и тело, это его главные рабочие инструменты. Но просто так взять и запеть или затанцевать нельзя, вот почему с нового сезона мы введем в постоянную практику регулярные обязательные занятия танцем и вокалом. Между прочим, за рубежом артисты платят за такие уроки! А у нас расходы берет на себя театр. Ведь если ты не владеешь на сцене своим голосом, телом, тогда извини, на твое место придут другие. Вот почему этот сезон стал для театра творческим прорывом. Как только нам удалось приобрести необходимую для мюзикла аппаратуру, мы сразу приступили к работе над «Леонардо» знаменитого композитора Кима Брейтбурга.
– Вообще-то, театр еще раньше начал как бы «подкрадываться» к этому жанру. Я имею в виду первые попытки запеть – «Собор Парижской Богоматери», «Ромео и Джульетта». И они были явно не напрасны в продвижении по этому пути.
- Согласен. К тому же мы тем самым и зрителя готовили к восприятию жанра. А наш зритель весьма искушенный, внимательный, недаром у нас одна из самых высоких посещаемость среди театров Северного Кавказа.
– Тут налицо давняя, сохраняющаяся, слава богу, традиция – интерес в городе и крае к драматическому искусству. Вы опережаете по числу зрителей все остальные зрелищные учреждения культуры. А глядя на афишу, видно, что вам удается держать хороший баланс жанров: классика и современность, отечественная и зарубежная драматургия.
- Являясь единственным театром в краевом центре, мы стараемся не забывать ни одну категорию зрителей. И видим в этой «обязанности» и наше счастье. Потому что выращиваем зрителя от трех-пятилетнего возраста, начинаем его воспитывать со сказок и ведем так до взрослого театрала. Любой театр, мне кажется, может этому только позавидовать. Кстати, все приезжие режиссеры отмечают высокий уровень культуры нашей публики: наш зритель такой – если он полюбит театр, то будет любить его всю жизнь!
– И не просто любит, а ведет еще за собой приезжих, например, если взять студенческую аудиторию: наверняка городские ребята приводят новичков из провинции, выросших в районах края.
- В этом смысле очень хочется особо отметить Северо-Кавказский федеральный университет, сохраняющий доброе сотрудничество с театром, заложенное еще в бытность СГУ его ректором В. Шаповаловым. Студенты – одни из самых верных наших зрителей, а присутствие молодежи в зале не может не радовать. Специально для молодой аудитории наши молодые актеры подготовили замечательный спектакль «Знакомый ваш Сергей Есенин», очень тепло встреченный и высоко оцененный. Было много звонков от благодарных зрителей, потрясенных игрой актеров, всей атмосферой театра. Сопровождавший студентов проректор рассказывал, как много они потом обсуждали спектакль и как все это замечательно сказывается на обстановке в студенческой среде… А когда театр потрясает, заставляет зрителя волноваться, сопереживать, это дорогого стоит.
– Для молодых это еще и бесценный опыт, и урок на фоне окружающей повседневно низкопробной попсы. Где еще юный зритель увидит нормальную, качественную игру без каких бы то ни было низменных «штучек»…
- Причем «Сергей Есенин» затронул души всех поколений, от школьников до самых зрелых людей. Многие выходили после спектакля с желанием снова перечитать поэзию Есенина, чтобы глубже понять всю мощь этой личности, рожденной русской землей!
– Евгений Иванович, коли речь зашла о молодежи: вы планируете в новом сезоне обновлять труппу?
- Собственно, этот процесс идет в театре непрерывно. Часть студентов факультета искусств СКФУ уже сегодня активно задействована в нашем репертуаре.
– А как насчет тех актеров, которые в прошлом сезоне ушли из театра, чувствуете потерю?
- Понимаете, жизнь не стоит на месте, восполнение идет обязательно. Хотя, не скрою, нам пришлось нелегко: срочно вводить в спектакли новых исполнителей – это огромный стресс и для самих актеров, и для всего коллектива. Но мы справились, многие роли даже заиграли новыми яркими красками. Вообще, должен заметить: надо дорожить местом, где ты работаешь успешно. Уходить можно только если куда-то зовут, как это бывало с некоторыми нашими артистами, которых позвали в театр на Таганке и Ленинградский БДТ. Бежать же просто так, на авось… А театр без пополнения не останется.
– Вы закрываете сезон очень необычной работой, с трудом представляю, как историю о глухослепонемой девочке можно показать средствами театра чисто технически…
- Очень трудно передать! Однако я видел этот спектакль в Московском молодежном театре – впечатление просто необыкновенное. Я пришел туда с внуком-подростком и видел его реакцию, а в зале были в основном такие же подростки с родителями: там спектакль идет несколько лет при неизменных аншлагах! Билеты раскуплены за несколько месяцев вперед. Словом, материал чрезвычайно интересный.
Конечно, много пришлось потрудиться постановщику Софье Гонзирковой, работавшей под художественным руководством большого друга нашего театра известного российского режиссера народного артиста России Юрия Еремина. Зритель знает его постановки на ставропольской сцене – «Герой нашего времени» и «Кастинг». Вместе с актерами изучали особенности поведения таких героинь, репетиции основывали на специальной литературе. Когда Юрий Еремин приехал принимать спектакль, был очень удовлетворен, благословил ученицу в самостоятельное режиссерское плавание. К тому же в главных ролях задействованы две самые яркие актрисы труппы Ирина Баранникова и Ольга Буряк. Роли у них очень сложные, в том числе психологически.
– В течение сезона театр по доброй давней традиции вновь много ездил по краю.
- Да, мы продолжаем активно это делать. Выезжали в Благодарный, Нефтекумск, Новопавловск, Зеленокумск, Изобильный, Новоалександровск, Левокумское, Красногвардейское, Новоселицкое, Казгулак. Ни за один спектакль нам не было стыдно перед зрителем глубинки. Везде слышали одно: «Приезжайте еще!». И поедем обязательно, мы даже заказали новые, более мобильные декорации специально для выездных показов.
– Не могу не задать традиционный вопрос о планах на будущий сезон.
- Планы есть, и кое-что уже в работе. Так, Наталья Зубкова ставит сказочный мюзикл для детей «Пойди туда, не знаю куда» Евгения Муравьева, там тоже много танцев и пения. Мы, как вы знаете, много делаем для юного зрителя. В этом сезоне новым подарком для него стала сказка «Спящий красавец» заслуженного артиста России Михаила Новакова. После отпуска сразу активно возьмемся за «Маскарад» Лермонтова, опять же в сотрудничестве с Юрием Ереминым. Эта постановка будет посвящена предстоящему 200-летию М.Ю. Лермонтова, а готовится при финансовой поддержке министерства культуры края. Появятся в афише и классика, и современность. Ведем переговоры с рядом режиссеров о возможной постановке «Недоросля» Д. Фонвизина, благо в труппе есть подходящие актеры. В планах также интересная пьеса-детектив «В случае убийства обращайтесь…» Фредерика Нотта, та самая, по которой легендарный Хичкок поставил блистательный фильм, а спустя несколько десятилетий – свой же ремейк по нему!
– Практика последних лет показывает, что не только в кино, но и в театре можно работать с детективными историями, взять нынешний «Фуршет после премьеры», где режиссеру Валентину Бирюкову удалось показать весьма любопытную интригу.
- Трагифарс вообще очень прижился на ставропольской сцене. В нем можно удивительно гармонично сочетать и юмор, и глубокие переживания героев, и выразительные внешние эффекты. И «Фуршет» привлекает этим зрительское внимание, тревожа его и заставляя размышлять: а правильно ли мы живем? Словом, задумок, как всегда, хватает. А потому, расставаясь со своим зрителем до следующего сезона, мы уже сейчас осмысливаем то, что покажем ему осенью. Закрытие сезона отнюдь не означает запирание театра на замок. В его стенах не прерывается напряженная творческая работа.
28 июня 2013 года