06:53, 25 мая 2013 года

Виктор Мельников о результатах и планах работы министерства имущественных отношений Ставрополья

- Виктор Васильевич, в какую сумму сегодня оценивается краевое имущество и какую прибыль приносит оно нашему бюджету?

- Общая стоимость имущества, находящегося в государственной собственности, без земельных участков составляет 62,7 млрд рублей. Кроме того, есть еще 13 акционерных обществ, в отношении которых действует «специальное право» на участие в их управлении, так называемая «золотая акция», обеспечивающая правительству Ставрополья решающий голос при принятии стратегических решений.

По итогам 2012 года доход от использования государственного имущества и земельных участков края составил около 200 млн рублей. При этом хочу отметить, что годовой план, утвержденный губернатором Ставропольского края Валерием Зеренковым, был перевыполнен на 6,8%.

В том числе дивиденды по акциям, принадлежащим Ставрополью, составили 588,5 тыс. рублей при плановом задании 489,7 тыс. рублей, что означает перевыполнение на 20,2%.

Гораздо большие доходы по сравнению с запланированными принесла арендная плата за пользование краевыми землями, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды земли, находящейся в собственности Ставропольского края, - 80,5 млн руб. при плане 70,16 млн руб. (с перевыполнением 14,7%). Аренда зданий и помещений, находящихся в собственности края, принесла дохода на 4,4% больше, чем планировали, и составила 19,5 млн руб.

- Насколько доходными являются государственные предприятия, сколько их вообще в крае?

- Говорить о динамике за весь прошедший год в целом мы пока не можем, дело в том, что как раз сейчас специалисты министерства проводят анализ соответствующей документации и обобщают сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности краевых предприятий за 2012 год. Но если сравнивать данные за три первых квартала 2012 года с тем же периодом 2011 года, то из 67 ГУПов в 2011 году действующих было 56. Из них убыточных - 10. В 2012 году в краевой собственности осталось 61 предприятие, так как 6 предприятий были переданы в муниципальную собственность. Действующих из оставшихся - 55, среди которых 9 - убыточные.

Суммарная стоимость чистых активов ГУПов на 1 октября 2012 года составила 15, 9 млрд рублей, что больше в сравнении с аналогичным периодом 2011 года на 9,8%. В виде доходов от перечисления части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ГУПов Ставропольского края, в бюджет поступило 56 млн рублей. Это в 3,7 раза выше уровня 2011 года и в 1,5 раза выше запланированного показателя.

В целом по ГУПам краевого уровня собственности, если сравнивать с предыдущими отчетными периодами, наблюдается рост выручки от продажи товаров и услуг. На 1 октября 2012 года общая выручка предприятий составила свыше 11 млрд руб. Это по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 8,2% больше. Суммарный же объем чистой прибыли предприятий на 1 октября 2012 года был равен 359 миллионам, что больше на 2,8% уровня аналогичного периода прошлого года и в 4,8 раза выше планового задания.

- Что представляют собой убыточные ГУПы и что их ждет?

- Нужно отметить, что ГУПам, которые несут социальную нагрузку, не всегда удается работать с прибылью: это главным образом предприятия здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства. Суммарный убыток таких предприятий на 1 октября 2012 года составил 64 млн рублей. По итогам 9 месяцев 2011 года - 54 млн рублей. В итоге за 9 месяцев 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года в процентах общий минус равняется 18% .

При этом, если оценивать результат работы ГУПов по итогам 2011 года, в число убыточных попадает 6 предприятий, на четыре меньше, чем по итогам 9 месяцев 2011 года. Дело в том, что убыточность предприятия - показатель, который может меняться в течение года, ведь на его величину воздействует целый ряд факторов, среди которых сезонность, выполнение договорных обязательств и т. д.

Хочу особо отметить, что правительством края и нашим министерством ведется совместная работа по оздоровлению убыточных предприятий. Естественно, что в процессе управления его руководство старается сократить расходы и увеличить прибыль. У кого-то это хорошо получается, у кого-то, в том числе и в силу объективных причин, хуже.

Ежеквартально руководители всех ГУПов, как убыточных, так и прибыльных, представляют отчеты о результатах деятельности, о принимаемых мерах по увеличению доходной части и результативности нашему министерству и, соответственно, вышестоящему отраслевому ведомству.

С отчетом также представляется доклад о финансово-хозяйственной деятельности, который содержит информацию обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению, а также реализации мероприятий по его финансовому оздоровлению.

Наше министерство, в свою очередь, занимается анализом эффективности их деятельности. Понятно, что нас интересует анализ ситуации, так сказать, в динамике - все показатели мы сравниваем с аналогичными за предыдущие отчетные периоды. И если видим, что предприятие работает хуже, чем прежде, выясняем причины.

Вся эта информация о деятельности предприятий рассматривается на балансовых и межведомственных комиссиях, в которых принимают участие все ответственные за их состояние организации и ведомства. Совместно и принимаем решения о том, какие меры нужно предпринять по восстановлению их платежеспособности.

Это разработка мероприятий по развитию и модернизации производства, планов оптимизации финансово-хозяйственной деятельности отраслевыми ведомствами, перепрофилирование, взыскание дебиторской задолженности, реорганизация через слияние предприятий. Может применяться и такая мера, как уступка прав требования должника.

За прошлый год наше министерство провело два заседания межведомственной комиссии. Отраслевые министерства ежеквартально проводили балансовые комиссии с принятием соответствующих решений по оздоровлению подведомственных им предприятий.

- В каких случаях принимается решение о банкротстве предприятия и как оно осуществляется?

- Банкротство предприятия - это, безусловно, крайняя мера. И применяется только в том случае, если другие меры исчерпаны. Если восстановление платежеспособности не представляется возможным, предприятие подлежит ликвидации в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Кроме того, необходимо отметить, что законодательством не устанавливается каких-либо ограничений по проведению процедур оздоровления предприятия-должника, находящегося в процессе ликвидации. Поэтому после утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредители, собственник имущества ГУПа-банкрота, кредиторы и любые другие лица вправе предоставить финансовую помощь такому предприятию в размере, достаточном для погашения всех его обязательств.

Надо сказать, что в прошлом году ни одного решения о ликвидации ГУПа или акционерных обществ с «золотой акцией» в Ставропольском крае не было принято.

От убыточных предприятий, которые не несут какой бы то ни было социальной нагрузки, следует избавляться. Часто это связано с тем, что на территории края действует достаточное количество хозяйствующих субъектов, предлагающих товары и услуги, аналогичные тем, что производят ГУПы. И делают это куда успешнее. Поэтому в настоящее время министерством совместно с органами исполнительной власти края проводится инвентаризация имущества, не используемого ГУПами, с целью их дальнейшей продажи.

- По какому принципу выбирается арендатор имущества? Насколько прозрачна и открыта для контроля обществом эта процедура?

- Имущество передается в аренду с обязательным проведением независимой оценки по результатам проведения торгов, конкурсов, аукционов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции». Специалисты готовят документацию, в которой содержится информация об объекте, условиях заключения договора, арендной плате и т.д.

Информация размещается на официальном сайте торгов: torgi.gov.ru. Там любой желающий может ознакомиться с информацией об объектах, которые мы планируем сдать в аренду, начальной цене аренды. Там же можно узнать и о результатах проведения торгов. Таким образом, процедура абсолютно прозрачна.

Только за прошлый год министерством было проведено 6 аукционов, в результате которых заключено 6 договоров аренды объектов недвижимости общей площадью 294,1 кв. м и 33 договора аренды газопроводов протяженностью 207, 73 км.

Проведение торгов не только дает равные возможности участникам рынка арендовать краевое имущество, но и позволяет повысить эффективность управления им.

- Возможна ли сдача в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями?

- Да, возможна. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение вправе распоряжаться имуществом на основании решения учредителя по согласованию с министерством. Мы очень скрупулезно относимся к согласованию передачи в аренду предпринимателям имущества бюджетных учреждений. К примеру, больница хочет сдать в аренду площадь под аптеку или образовательное учреждение, например, под организацию столовой. Все такие обращения от учреждений рассматриваются очень тщательно, чтобы не допустить ни нарушения прав края как собственника, ни действующего законодательства. Например, в прошлом году было согласовано лишь 15 подобных договоров аренды из поступивших к нам 55 пакетов документов.

- Какие меры предпринимаются для защиты имущественных прав и интересов Ставропольского края как собственника?

- Защита прав и законных интересов края как собственника является приоритетной задачей министерства. Сотрудники министерства принимали участие в 857 заседаниях судов общей юрисдикции и арбитражных судов, слушавших дела, так или иначе касающиеся имущественных интересов края.

И эта работа велась достаточно эффективно. В пользу министерства в прошлом году вынесены решения о взыскании в бюджет Ставропольского края задолженности за использование имущества и земельных участков, являющихся государственной собственностью, а также пени за просрочку платежей в размере более 25 млн руб. Из них более 16 млн руб. уже перечислено в краевой бюджет.

По остальной задолженности получены исполнительные листы и переданы в отделы Управления федеральной службы судебных приставов по СК. Держим руку на пульсе: за исполнительными производствами в отношении должников ведется постоянный контроль. Наши специалисты регулярно направляют запросы приставам, в ответ на которые приходят отчеты, как продвигается дело.

- Какая работа проводится министерством по разграничению собственности в связи с разграничением полномочий органов власти?

- В собственность Ставропольского края перешло из муниципальной собственности 56 юридических лиц, 11 объектов недвижимости, 272 земельных участка. Из федеральной собственности принято 11 предприятий.

При этом из муниципальной собственности поселений в собственность муниципальных районов безвозмездно передано 18 объектов недвижимости, 8 земельных участков, 57 позиций иных основных средств. А также одно юридическое лицо, 98 объектов недвижимости, 6 земельных участков, 384 объекта иного имущества. Из собственности муниципальных районов в собственность поселений безвозмездно передано 9 юридических лиц, 42 объекта недвижимости, 10 земельных участков. В федеральную собственность перешло семь объектов недвижимости.

По состоянию на 1 января 2013 года государственная регистрация права собственности СК проведена на 52,5% объектов недвижимости, включенных в реестр государственного имущества края. Это означает, что ее прошли 6843 из 13024 объектов. А вещные права (оперативное управление и хозяйственное ведение) зарегистрированы на 28,3% объектов, или 3692 из 13024 объектов.

- Сейчас много говорится о необходимости поддержки малого бизнеса, развитии инновационных предприятий, которые должны стать локомотивом нашей экономики. Существуют ли для них какие-то льготы на аренду краевого имущества?

- Правительство края старается оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. В прошлом году министерством было заключено 14 договоров аренды помещений в бизнес-инкубаторе Ставрополя общей площадью 452,48 кв. м. Для арендаторов предусмотрены льготы по оплате снимаемых помещений: первый год они платят 40% годового размера арендной платы,

второй - 60%, и лишь на третий - в стопроцентном объеме. Предоставляемые предпринимателям бонусы облегчают становление бизнеса.

В соответствии с федеральным законодательством предприниматель вправе выкупить арендуемое имущество. Краевой закон дает ему право приобретать имущество в рассрочку на 5 лет. В этом случае объект включается в план приватизации, проводится работа по рыночной оценке имущества и на финишном этапе заключается договор купли-продажи без проведения торгов.

- Главное богатство нашего края - это, конечно же, его плодородные земли.

- Обеспечение эффективного управления земельными участками - одна из наших стратегических целей. Губернатором В. Зеренковым поставлена задача увеличения краевого бюджета за счет поступлений, получаемых от сдачи в аренду государственного имущества. Для того чтобы сделать эту работу продуктивней, в 2012 году ПСК утверждена целевая региональная программа на 2013 - 2015 годы, которая должна обеспечить стопроцентное поступление доходов от использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности края.

Резерв немалый. Сегодня в собственности Ставропольского края находится 2879 земельных участков площадью 171 тыс. га. На 1 января текущего года в постоянном бессрочном пользовании находится 956 земельных участков общей площадью 7,6 тыс. га, еще 1466 земельных участков общей площадью 144,5 тыс. га - в аренде. Общая годовая арендная плата составляет 74,2 млн рублей.

В 2012 году в аренду было передано 115 земельных участков краевой собственности общей площадью 8,3 тыс. га, общая годовая арендная плата за них составит 12 млн рублей.

В отношении пользователей земельных участков краевой собственности, имеющих задолженность по арендной плате, проводится претензионная работа. В результате в 2012 году взыскано в доход краевого бюджета 8,5 млн рублей задолженности, в том числе по решениям суда - 6,2 млн рублей.

Дополнительным доходом от аренды земель краевой собственности является взыскание платы за фактическое использование земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями. В 2012 году по этой статье взыскано 8,6 млн рублей.

- На каких условиях проходит приватизация краевой собственности?

- Нужно понимать, что ничего плохого в продаже государственной собственности в частные руки нет. Напротив, перед нами ставится задача сократить число объектов государственной собственности. Тем более что приватизируется, как правило, то имущество, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий региона, его приватизация позволяет получить дополнительные доходы в бюджет края.

Начальной ценой продажи объекта является рыночная стоимость, которую определяет независимый оценщик, выбранный на торгах.

- Виктор Васильевич, много опасений и вопросов у жителей края вызвала приватизация аэропорта Минеральные Воды - главных воздушных ворот не только Ставрополья, но и всего Северного Кавказа. Не ухудшится ли в связи с этим состояние материально-технической базы аэропорта и качество оказываемых им услуг?

- Напротив, приватизация должна дать толчок дальнейшему развитию аэропорта. Это решение позволит привлечь дополнительные средства инвесторов, необходимые для продолжения реконструкции аэропортового комплекса, расширения географии полетов и увеличения пассажиропотока через Минеральные Воды.

«Управлять имуществом эффективно»
Газета «Ставропольская правда»
25 мая 2013 года