Почему на издание книг ставропольских писателей нет денег?
Немало перемен с той поры произошло в судьбах тех, кто в цитируемом документе подчеркивал значимость и нужность писательского труда. А что за эти годы изменилось в жизни писателей Ставрополья? Численно литераторов стало больше. Сегодня более пятидесяти человек в Союзе писателей России и более десяти – в Союзе российских писателей. Значит, все же есть нечто привлекательное в этом профессиональном творческом сообществе, хотя былых привилегий и гонораров нет и в помине. Как нет и былого почета. Но вот миссия – миссия осталась.
Все чаще в российском обществе звучат два вопроса, требующие незамедлительного решения: наконец-то определиться с нашей историей, которая по одним учебникам насчитывает более тысячи лет, а по другим – пару десятков, и вернуться к дружбе или, на худой конец, к толерантности в нашей многонациональной отчизне. Ученые-историки, в меру своего патриотизма или космополитизма сторонники разных оценок минувшего, ломают копья, отстаивая свою правоту, свое видение. Конечно, это все очень важно. Но не менее важна и история образная, создаваемая писателями. По воздействию на личность ей нет равных. Представления о минувшем у человека грамотного, не ставшего историком, формируются исключительно на основе прочитанных книг, увиденных фильмов. Но случилось так, что, утратив державу, мы утратили и понимание важности именно образного восприятия родины, ее прошлого. И ничем, кроме возвращения к этому образному пониманию былого, не возродить патриотизм, не воспитать гражданина.
Новые реалии последних двух десятилетий изменили отношение к вопросам нравственности, морали, образованности. Вседозволенность, цинизм в отношениях, завышенная самооценка – вот главные «достижения» этих десятилетий в современном социуме. И еще бескультурье. В основе которого, естественно, лежит незнание или плохое знание русского языка, ибо только через язык постигается и своя, и чужая культура. И это бескультурье, по мнению ученых и запоздалому признанию политиков, лежит в основе межнациональных конфликтов. Правда, признание признанием, а денег на культуру как не было, так и нет.
Эти же новые реалии сместили акцент в воспитании, сохранении традиционных нравственных, духовных ценностей из столицы, попавшей в полную зависимость от капитала, в провинцию. Именно в провинции сегодня создается и отсюда рано или поздно новая литература нового века возьмет верх над желтизной и графоманией, заполонившими полки книжных магазинов.
А скоро или нет, зависит не только от понимания своей миссии пишущих, но и от конкретной поддержки местной властью писателей. Я не был членом Союза писателей пятнадцать лет назад. Но мне довелось присутствовать на торжествах по случаю юбилея и сидеть за праздничным столом, который возглавлял тогда губернатор. А перед юбилеем на нужды краевого отделения была выделена солидная сумма, которая пошла на ремонт тогда принадлежавшего писателям помещения и издание нескольких книг ставропольских писателей. Тогда же начала отсчет краевая премия имени А. Губина.
И тогда, как и сейчас, денег катастрофически не хватало. Бюджет был дефицитным, но все-таки о писателях не забывали. И когда во главе краевого отделения стал Витислав Ходарев, он продолжил работу предшественников по изданию и продвижению произведений ставропольских авторов. Именно им реализована идея издания «Библиотеки для школьников», в которой вышло около сорока книжечек. Основным спонсором был Ставрополь. Постановлением его главы Михаила Кузьмина деньги на серию были выделены в 1999 году из бюджета города.
В те годы писатели активно общались с коллегами по цеху из соседних республик. Была создана группа переводчиков с национальных языков на русский. В «Библиотеке ставропольских писателей для школьников» вышли в переводах произведения черкеса Хизира Абитова, ногайца Суюна Капаева, абазина Джемуладина Лагучева, карачаевца Османа Хубиева, классиков дагестанской литературы Эффенди Капиева, осетинской – Коста Хетагурова. Было намечено опубликовать роман чеченца Лемсултана Абдурашидова…
Но, увы, иные ценности наступали неудержимо, и отношение власти к писателям становится все прохладнее. Только в 2005 году вышел первый после перерыва альманах «Литературное Ставрополье». Во многом благодаря тогдашнему председателю комитета по средствам массовой информации Федору Бармину. После него руководители этого ведомства, мне кажется, стали забывать и о роли писателя в современном мире, и об особой миссии. А в начале правления предыдущего губернатора вдруг прокатилась молва, что, дескать, и на альманахе можно сэкономить. Тогда писатели настояли на встрече с губернатором, в бюджете были найдены средства на издание не только альманаха, но и нескольких книг. Тогда же издательские функции были переданы министерству культуры, и в прошлом году увидело свет несколько сборников прозы и стихов, в том числе для детей и юношества.
Но сменилась краевая власть, сменились руководители ведомств. Издательские функции опять вернулись к комитету по массовым коммуникациям, а писатели остались «при культуре». Папки с так и не изданными рукописями возвращены авторам… Нынешний председатель комитета Игорь Воронин литературу и понимает, и любит. Но тут подоспел очередной кризис, а следовательно, и секвестр… Есть в этом слове что-то пиратское, нерусское, оттого, наверное, и не любит этот секвестр прежде всего культуру…
В Советском Союзе коммунистов обвиняли в гигантомании. Дескать, что ни проект, то самый-самый… Мне довелось оканчивать школу в поселке гидростроителей самой северной в мире Хантайской, а затем работать в газете на строительстве самой мощной Саяно-Шушенской гидростанции. Мои знакомые строили невинномысский и буденновский химические гиганты, Большой Ставропольский канал. Нынче иные времена и иные стройки. Дорогостоящие стадионы, олимпийские объекты, туристические кластеры… И гипер-, супер-, мега- торговые центры. Прокормят ли они следующие поколения? Или превратят народ в наемную дешевую рабочую силу, по сути, рабов?
Если не будем знать свою историю, литературу, культуру, «могучий и великий» русский язык, так и будет.
Но этим ли озабочены, например, кураторы молодежного «Машука»? Я понимаю, элиту надо воспитывать, а комсомола или подобной ему организации нет. Но не слишком ли затратно пускать немалые бюджетные деньги на мизерную часть молодежи? Сегодняшняя ситуация в стране со специалистами практически во всех отраслях свидетельствует о том, что это отнюдь не решение задачи. Бизнес-инкубаторы, а «Машук» тот же инкубатор, вряд ли выдадут на-гора вожаков. Истинные лидеры не формируются в тепличных условиях под крылом власти. Настоящая элита вызревает в школах. И общество осознает это, поэтому «не сдает» русский язык, русскую литературу.
Когда Витислав Ходарев затевал библиотечку для школьников, я, признаюсь, думал, что он решил тем самым порадовать писателей, которые к тому времени к читателю выйти не могли. Позже понял: нет, не для писателей – для общества, государства он выпускал эти книжечки, клянча деньги у спонсоров и власти. Но прошло время, выросли новые авторы. Проявилось, окрепло, по сути, дикорастущее поколение тех, кто не считает наличие писательского билета обязательным, но профессионально уже является литератором. В Ставрополе появилась литературная группа «Кавказская ссылка», в которую входят те, кому под тридцать или чуть за. Они несут читателю свою эстетику, свое видение и понимание жизни. Но кто об этом знает?
В конце апреля, помнится, обозреватель краевого телевидения Владимир Макаров в беседе с литератором Галиной Туз был удивлен тем, что она считает литературную жизнь в Ставрополе на подъеме. И вопрошал: кто об этом знает? И он прав. О писателе узнают по книгам. А на издание книг, на ликвидацию бескультурья (а как иначе с ним бороться, если не словом – не законом же или указом президента?) денег нет.
Между тем настоящие книги сегодня пишутся и издаются в провинции, поверьте моему более чем десятилетнему опыту редактирования литературного журнала «Южная звезда». И есть примеры, когда провинция осознает свою роль в этом вопросе. Поддерживают писателей в Красноярском, Пермском краях, в Иркутской области, в Оренбурге и многих других областях и городах… Казалось бы, нашему краю с богатейшей культурной историей Кавказских Минеральных Вод, в которую вписаны имена писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей не только страны, но и человечества, надо бы быть в первых рядах битвы против бескультурья… Но – фестивали, встречи, книжные выставки, читательские конференции проводятся не у нас. И даже на упомянутый «Машук» писателей не приглашают. То ли опасаясь, что те ненароком чего «брякнут» нелицеприятного устроителям, то ли боясь потеряться на фоне инженеров человеческих душ.
А ведь только через душу и можно найти путь к человеку…
24 мая 2013 года