Мюзикл «Леонардо» активно обсуждают ставропольские театралы
За постановку в краевом академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова отважно взялась народная артистка России Наталья Зубкова. Надо сказать, ее смелость основывалась не на самомнении или амбициях, а на достаточно хорошем знакомстве с мюзиклом, возникшем при осуществлении постановок предыдущих лет - музыкально-драматических версий «Ромео и Джульетты» и «Собора Парижской Богоматери». Те первые шаги на пути к жанру были не во всем равноценны, но, несомненно, интересны и полезны для театра драмы, став хорошей подготовительной базой для нынешней работы.
Примечательно, что ситуация оказалась вполне соответствующей и представлениям автора. Ким Брейтбург в одном из интервью, в частности, сказал: «Меня часто спрашивают, почему мои мюзиклы ставятся где-то в провинции. Причина проста - готовность театров к их постановке». Действительно, возможности региональных трупп не столь богаты, как в столицах, а выпустить настоящий мюзикл можно лишь при наличии целого ряда факторов. Ставропольский театр драмы, очевидно, именно созрел для такого спектакля, более того – и зритель тоже. А еще духовно и творчески явно близок театру композитор, который новаторски перенес на нашу российскую почву сие заокеанское растение. Он называет мюзикл тоже по-своему: «некое театральное образование с линией драматургии, в первооснове которого лежит музыка». И старается, учитывая национальный характер, писать музыку, органичную для слуха русского человека. При этом автор вовсе не отказывается от сценических приемов Бродвея с его мощным арсеналом красочности и масштабности. Да и зачем же отказываться от наработок основоположников? Не надо забывать: мюзикл существует давно, общепризнан и собирает гигантские аудитории. Между прочим, весной прошлого года К. Брейтбург лично провел в Ставрополе кастинг будущих исполнителей «Леонардо», тогда в отборе приняли участие более полутора сотен человек.
И вот афиша театра обогатилась спектаклем в стиле легкого музыкального шоу с элементами комедии, выразительным сплетением музыки, танца, вокала, юмора, любви, а порой и ненависти. Несмотря на четко обозначенную уже в заглавии сюжетную линию – обращение к событиям из жизни великого Леонардо да Винчи, скажу сразу: не стоит всерьез воспринимать все происходящее за документальное воспроизведение реальных судеб. Да, спектакль погружает нас в атмосферу средневекового Милана, в котором творил гений, но погружает по-своему – по театральному, практически, извините, понарошку, лишь отталкиваясь от громких имен ради достижения своей цели. Удачно работает на спектакль и эффектный антураж далекой эпохи, делая его не просто ярко-костюмным, но насыщая дополнительными смысловыми подтекстами – от порядков, царивших в высших кругах власти, до отношения церкви к научным открытиям Леонардо да Винчи и народным нравам. «Как низко пал Милан!» - трагически восклицает знаменитый мистик, приор доминиканского монастыря Савонарола, злобно глядя на празднующую толпу. Народ тем временем выглядит весьма симпатичным, колоритным, жизнелюбивым, но вовсе не разнузданным. Раблезианское восприятие мира, собственно, всегда, во все времена, спасало разные народы, с одной стороны, и служило крепкой опорой многим мятежным гениям, с другой. Вот так, прямо скажем, неожиданно непритязательное, легкое музыкальное шоу становится своего рода волшебным стеклом, сквозь которое можно увидеть все иначе.
Не случайно более всего выигрывает спектакль сценами, наполненными юмором, хотя в основе сюжета вроде бы любовная история. Нам словно повторяют: это игра, неправда, придуманные обстоятельства… Именно юмор делает особенно достоверными характеры, казалось бы, далеко не самые главные. К примеру, парадоксально забавен здесь «ужасный» Савонарола в исполнении Игоря Барташа, которому сделали откровенно преувеличенный горбатый нос, при этом, однако, он до странности похож на свой исторический оригинал. Комическое преломление образа в общей канве спектакля обогащает его новыми чертами, «заземляет», приближает к нам, грешным… По-другому, но тоже очень смешон разудалый дуэт двух пьянчужек-весельчаков Джузеппе и Антонио: артисты Владимир Лепа и Егор Медведев наглядно-убедительны в показе «распустившегося народа», обличаемого благочестивым монахом. Совершенно очаровательна, опять же в комическом аспекте, супружеская парочка герцога Моро (Илья Калинин) и герцогини Беатриче (Лариса Урбан). Высокие особы, запечатленные историей как деспотичные, жестокие до демонизма правители, здесь на наших глазах выясняют отношения, совсем как нынешние соседи по лестничной площадке: он, завзятый «ходок», лицемерно оправдывается перед нею, она же не прочь поживиться материальной, так сказать, компенсацией в качестве «жертвы» очередной измены. По-иному, но тоже очень колоритна другая чета – кузнец Зороастро (Георгий Серебрянский) и кухарка Матурина (Елена Днепровская), заражающие энергией, неподдельностью и, не побоюсь повторить, жизнелюбием, прямо-таки бьющим через край. Откровенно хохмит и персонаж Евгения Задорожного, иначе бы его «голубенький» Андреа выглядел просто пошлым и противным, а тут – напропалую веселит публику хоть и не шибко свежими, но вполне узнаваемыми шуточками.
И при этом все поют! И весьма неплохо с этим справляются, если говорить об артистах театра драмы. Как раз музыка наряду с юмором становится в спектакле хорошим помощником драматических актеров, словно подстегивая их и вдохновляя на непривычное для них дело. Конечно, качество вокала у всех разное, но тут на подмогу приходит искусство «свое», драматическое, и даже выразительная декламация под музыку смотрится-слушается вполне себе ничего. Вот еще бы чуть уменьшить громкость динамиков, но это, говорят, дело вкуса каждого.
На удивление бледными выглядят на общем фоне главные персонажи мюзикла – Леонардо, Джоанна и Мона Лиза, чьи страсти, казалось бы, составляют «соль» происходящего. И нет тут вины молодых талантливых исполнителей. Как раз наоборот, Владислав Таранов и его партнерши Ольга Буряк и Елена Коломийцева делают все от них зависящее, но отсутствие у их героев славного спасительного юмора резко отделяет эту троицу от остального спектакля. Слишком они серьезны, слишком старательно изображают бурные страсти. Играют ребята хорошо, но кажется, будто вот именно эти-то страсти и есть – понарошку. При этом вновь хочется подчеркнуть, что не просто играют, а и поют хорошо. Особенно впечатляет абсолютно оперными данными Елена Коломийцева: только таким нежным, проникновенным и должен был быть голос знаменитой Джоконды. Хотелось все слушать и слушать это прекрасное волнующее сопрано. Кстати, это первая роль актрисы на сцене театра драмы, роль успешная, по-своему выигрышная, причем и драматически актриса хороша, заметна, фактурна. Более ярким, судя хотя бы по названию, мог быть и заглавный герой, он же как-то уж очень гламурен, напыщен, словно кому-то позирует. Нечетко прописана и роль Джоанны, а ведь одно лишь переодевание девушки в юношу, казалось бы, сулит столько возможностей для игры, но – увы… Все это явно сковывает актеров, которых мы ранее видели такими живыми и естественными.
При всем том спектакль, безусловно, показал высокий уровень нашего театра, коему по плечу и такие необычные новинки. Думаю, приток зрителя, особенно молодого, обеспечен уже самой новизной жанра, обилием ярких сочных красок как в музыке, так и в оформлении, наконец, участием молодых многообещающих исполнителей. Все эти нюансы чутко уловила режиссер-постановщик, причем Наталье Зубковой, очевидно, не хотелось сводить спектакль до комикса, как порой называют свой мюзикл его авторы. Комикс - что-то уж совсем не наше, совсем легковесное, обидное для театра и для имени Леонардо. В целом получилось совсем не провинциально, как может почудиться кому-то из московского «высока». Мы, не избалованные столичными изысками, а потому с неиспорченными (пока?) вкусом, зрением и слухом (!), всегда рады встрече с творческим поиском.
* * *
Напоследок одно замечание, к спектаклю отношения не имеющее. Удивила на сей раз программка в виде целой книжечки, рекламирующей сразу несколько постановок, причем даже ожидаемых гастролеров. Как-то странно было приобретать все это по почти удвоенной цене, хотя на улицах Ставрополя эти же афиши можно видеть совершенно бесплатно. А вот о самой премьере, наоборот, хотелось узнать больше...
22 марта 2013 года