Молодые философы придумали новую научную дисциплину – гелалогию, науку о смехе
Молодые философы так увлеклись изучением смеха, что даже придумали новую научную дисциплину – гелалогию.
Наука традиционно воспринимается как нечто серьезное и строгое, где место шуткам есть разве что в рамках Шнобелевской премии или ироничных сборников «Физики шутят». Тем более сложно заподозрить в особенной смешливости философов. Однако именно философский факультет Санкт-Петербургского госуниверситета стал колыбелью новой научной дисциплины, а название «гелалогия» предложил еще 10 лет назад кандидат философских наук, старший преподаватель факультета Сергей Троицкий. «Отец-основатель» новой научной дисциплины на прошедшем в Санкт-Петербургском региональном пресс-центре агентства «РИА Новости» заседании клуба ученых и журналистов «Матрица науки» рассказал о прошедшей недавно на факультете международной научной конференции для студентов и молодых ученых «Перспективы гелологии» (науки о смехе). Это была уже вторая научная встреча исследователей гелологии. В прошлом году в СПбГУ состоялась конференция «Теоретическое исследование смеха в России и перспективы гелологии», которую решено было проводить раз в два года. В этом году результаты своей работы смогли представить начинающие гелологи.
Философы очень давно обратили внимание на смех и до сих пор пытаются понять, что же заставляет человека смеяться. Аристотель рассматривал его как сущностную черту человека. Платон смех ненавидел, Фридрих Ницше считал смех силой, способной дать человеку свободу. «Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества. Обнажение уравнивает всех людей»,– писал Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей работе «Смех как мировоззрение».
Философы и примкнувшие к ним гуманитарии рассматривают «смех ума», в то время как «смех тела» – предмет изучения гелатологии, где главными специалистами стали физиологи, психологи и врачи.
«Смех тела» появляется у детей в возрасте 3–4 месяцев, когда они еще мало что могут понять и тем более оценить чью-то шутку, и «смех ума», который мы называем чувством юмора, это положительные эмоции, которые лишними в наше время не бывают.