08:24, 20 февраля 2013 года

Уникальная школа в селе Казьминском: опыт успешного управления

«Ну что ж, - подытожил свои впечатления от этого фестивального дня директор гимназии из Ставрополя, когда мы всей группой возвращались в Невинку, - это просто хорошая сельская школа…»  

Имея немалый опыт журналистских командировок на село, я с ним согласиться не могла. В Казьминском мы увидели по-своему уникальное учебное заведение, где сельским детям стараются дать дополнительное развитие, сравнимое с тем, какое сейчас возможно получить только в городе или крупном райцентре. Случай, поверьте, сегодня редкий. Причем в СОШ № 16 все это предоставляется школьникам бесплатно, о чем в городских условиях почти уже забыли: дополнительное образование теперь, увы, не для всех.

Об этом эпизоде я вспомнила недавно. В конце прошлого года довелось присутствовать в Ставропольском краевом институте развития образования на видеоконференции, которая проходила в рамках гранта, выигранного СКИРО в конкурсе региональных программ развития образования. Отрабатывалась тема государственно-общественного управления в школах. Видеотрансляция шла на Калмыкию и Карачаево-Черкесию, а с сообщениями о своем опыте перед коллегами из северокавказских республик выступали руководители образовательных учреждений нашего края. Наиболее содержательным, на мой взгляд, было выступление все того же Андрея Спиридонова, директора СОШ № 16 села Казьминского Кочубеевского района.

Несколько слов о самом государственно-общественном управлении. Для наших общеобразовательных учреждений оно в новинку, в школьном менеджменте у нас пока преобладает государственно-административная модель. Чрезмерным администрированием все как будто бы недовольны, однако представить, что к управлению школой - не на бумаге, а на деле - нужно допустить учеников, их родителей, общественные организации, многие руководители не в силах.

Андрей Спиридонов рассказал на конференции об эксперименте по государственно-общественному управлению в Казьминской СОШ № 16, о созданном там управляющем совете, куда входят и педагоги, и школьники; представители родительского сообщества, проф-союзов. А еще председатель колхоза «Казьминский», глава администрации села - как люди, постоянно оказывающие школе поддержку. Часть членов совета избирается, часть приглашается, существует ротация… В таком составе управляющий совет, докладывал А. Спиридонов, способен не только привлекать в школу ресурсы, но и решать стратегические задачи по развитию образовательного учреждения. В 2008 году приняли программу развития, признанную инновационной, за что школа получила грант в миллион рублей в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». Сейчас программа уже выполнена, разрабатывается новая.

Эксперимент в Казьминской школе оказался настолько успешным, что на ее базе СКИРО развернул стажировочную площадку по государственно-общественному управлению в образовании. Обучение здесь прошли уже около трехсот человек.

Одним словом, «просто хорошая» - как могло кому-то показаться некоторое время назад - сельская школа сделала рывок в новом направлении.

Я вновь поехала в Казьминское…

***

Супруги Спиридоновы, Андрей и Ольга, поженились в 1991 году. О себе Андрей Викторович говорит, что был в ту пору недоучившимся студентом истфака Грозненского госуниверситета. Приехали к родне в Невинку, он перевелся на заочное отделение тогдашнего Ставропольского государственного пединститута. Жить молодым хотелось отдельно, своей семьей. Так возник в их биографии Кочубеевский район. Ольгу приняли в Казьминскую среднюю школу учительницей, а для Андрея поначалу нашлось только место старшего пионервожатого. Уроки истории он начал вести три года спустя, много занимался краеведением. И вот уже восемь лет - директор школы.

Как говорит сам А. Спиридонов, он возглавил СОШ № 16 в пору, когда и школа была на неплохом счету, и педколлектив стабилен.

Вопрос, однако, в том, где она оказалась бы, не приди к руководству ею человек молодой, энергичный и с хорошими амбициями. Ибо в образовании начиналось реформирование, связанное с модернизацией. Нужно было вписаться в нацпроекты, освоить новые информационные технологии в преподавании. Сменилось поколение государственных образовательных стандартов, появились требования к проектной деятельности школьников. Возникла система грантовых поощрений, наконец! За всем этим нужно было поспевать.

В 2008 году Казьминская СОШ № 16 победила в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», за что, как уже было сказано, получила грант. Деньги можно было потратить на учебное оборудование, в первую очередь компьютерное; школа воспользовалась этим сполна.

Участие в качестве стажировочной площадки в грантовом проекте Ставропольского краевого института развития образования позволило обзавестись оборудованием для проведения видеоконференций.

А еще за время директорства Андрея Викторовича в СОШ № 16 появился школьный «медиахолдинг», включающий видеостудию «Без названия» и издательский комплекс. Новое современное оборудование учебных кабинетов, столовой, которое приходит в рамках проекта модернизации систем общего образования, осваивается в Казьминском быстро и работает на полную.

Думается, именно эта мобильность руководителя, современность мышления позволяют ему мобилизовать и педагогический коллектив на решение задач, одна из которых - давать детям в условиях сельской школы качественное конкурентоспособное образование.

* * *

Нужно сказать, что в этом у Спиридонова есть сильный единомышленник - председатель здешнего колхоза-племзавода «Казьминский» Сергей Шумский, почетный выпускник СОШ № 16 и член ее управляющего совета. И это очень важно.

В то время как система взаимодействия базовых предприятий и учреждений образования почти повсеместно в России развалилась и тысячи хозяйств и заводов сбросили с себя социальную нагрузку, колхоз «Казьминский» остался для школы шефом и партнером.

- Как иначе, - пояснял мне Андрей Викторович, когда мы обходили с ним учебные корпуса (сегодня их у СОШ № 16 четыре), - как иначе можно было бы содержать здания в порядке, если на текущий ремонт школы в год выделяется 10 тысяч рублей бюджетных денег!

Между тем в учебных корпусах уютно, тепло, в рекреациях стены покрашены в светлые тона, висят на окнах красивые тюлевые занавеси.

Ремонт коммуникаций, спортзала, столовой, медицинское и техническое обслуживание школьного автобуса, видеотехника, звуковая аппаратура для юных вокалистов и концертные костюмы для юных танцоров, финансирование поездок на краевые соревнования и предметные олимпиады; наконец, продукты для школьной столовой по льготным ценам - все это помощь СОШ № 16 от колхоза.

Если «Казьминский» строит для себя несколько современных спортплощадок, то каждая - рядом со школьным зданием. Хозяйство не взимает со школы арендную плату за то, что здесь проводятся уроки и тренировки для детей, так же как не платит она и за то, что учащиеся тренируются в колхозном спортзале. И в новом зале восточных единоборств, чьим поклонником является руководитель хозяйства, занятия для детей проводятся бесплатно. («Вы там можете увидеть такую картину: наши ученики, тренер и Сергей Александрович Шумский - все в кимоно…» - сказал Спиридонов).

С. Шумский поддерживает актуальные начинания директора школы. Когда она стала стажировочной площадкой СКИРО, понадобилась лекционная аудитория, способная вместить группу слушателей численностью человек сорок. Колхоз помог - и вот она, аудитория, в основном корпусе: просторная, ряды амфитеатром. В остальное время здесь проводятся занятия для ребят из профильных старших классов.

Недавно колхоз безвозмездно передал школе земельный участок и здание для переоборудования под отделение дошкольной подготовки...

Обо всем этом А. Спиридонов рассказывал, когда мы шли в правление на встречу с председателем колхоза-племзавода «Казьминский» Сергеем Шумским.

Я не могла не задать С. Шумскому вопрос, который сейчас, по-моему, мало кому покажется странным: зачем хозяйство вкладывает в школу столько сил и средств (а также в сельскую больницу, Дом культуры, другие социальные объекты)? Тем более что СОШ № 16 на старшей ступени обучения ориентирует детей на вузы, стало быть, они уедут из села. Как говорится, прибыли никакой…

- Не все же только ради денег, ради прибыли, - сказал Шумский. - Детей не удержишь, но кто-то и дома после школы останется, а кто-то потом к нам вернется - врачом, агрономом… Надо, чтобы люди на селе нормально жили, чтобы дети развивались не хуже, чем в городе. А значит, им учителя хорошие нужны. Потому мы педагогам жилье даем почти сразу, как приедут, и паями земельными наделяем, и в праздники премируем. Потому спорт развиваем… Время сейчас для селян непростое - но когда оно простое было? Это инвестору просто - он приезжает за одной лишь прибылью. А нам отцы и деды все это оставили: и землю, и хозяйство, и дома газифицированные, и школы, и клубы. Нужно продолжать.

* * *

В 1975 году в центре села был возведен и открыт мемориал Вечной славы в память о казьминцах, погибших в годы Великой Отечественной войны. Не вернулось их с фронтов около 600 человек. Торжественное открытие мемориала снимали краевое телевидение и местные любители.

Когда видеостудия СОШ № 16 «Без названия» решила на основе старых пленок сделать свой фильм, выяснилось, что за давностью лет они пришли в негодность. Пришлось вначале отправить их на восстановление в Ростов, в специальную лабораторию.

Фильм в результате получился эмоциональный, затрагивающий вопросы современного отношения к исторической памяти. Видеостудия представила его на Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников - участников туристско-краеведческого движения «Оте-чество» и получила награду.

Воспитание в детях чувства исторической памяти - еще одна задача, которую ставит перед собой педколлектив Казьминской СОШ № 16. Помнить о том, что деды и прадеды оставили, сохранять это наследство и защищать… В этом смысле школе повезло не только с директором, окончившим исторический факультет педвуза, но и с учителем истории и краеведения магистром Сергеем Котовым. Помимо непосредственного преподавания предмета Сергей Николаевич ходит с детьми на раскопки и в туристско-краеведческие походы, сотрудничает с археологами из ГУП «Наследие» и является руководителем школьного историко-краеведческого музея.

…Здесь хочется сделать отступление. В 1998 году на весь мир прогремел так называемый Ипатовский курган, где ставропольские археологи из ГУП «Наследие» нашли уникальные артефакты в захоронении железного века. Журналисты «Ставрополки» прибыли туда первыми из пишущей и снимающей братии. В глубине раскопа я увидела двух студентов университета, кисточками расчищающих какой-то предмет в земле (как выяснилось, древнее украшение - золотую гривну). Один из этих ребят и был, оказывается, Сергей Котов…

Но вернемся к краеведческому музею. Он открылся в 1975 году, тридцать лет просуществовал как музей села, а затем стал школьным. Сейчас располагается в двухэтажном здании, насчитывает 2300 экспонатов: археология, этнография, нумизматика, кино- и фотодокументы, награды, уникальные печатные издания… Рассказывать об этом нужно отдельно.

Здесь отмечу, что у музея есть общественный совет, куда входят школьники-энтузиасты. Вместе с С. Котовым они занимаются исследовательской работой, выпускают ежемесячное печатное издание «Вестник музея». Краеведческие изыскания становятся темой их сочинений и публикаций в районной газете, сюжетами видеофильмов. Казьминские школьники ухаживают за историческими памятниками, участвуют в экологических десантах. Как говорил герой одной мудрой книжки, утром встал - прибери свою планету…

* * *

Просматривая записи в командировочном блокноте, я вижу, что о многом не рассказала. О том, например, что дети из Казьминской школы регулярно побеждают в предметных олимпиадах, спортивных, творческих конкурсах и т.д. О том, что среди выпускников есть тенденция получать педагогические профессии. Остался в блокноте и наш разговор с директором Спиридоновым о новом федеральном стандарте для учителя.

Но если читатель из этой статьи понял: образование наше живо, что бы о нем ни говорили; увлеченные педагогическим трудом люди есть; личность в «затехнологизированном» мире XXI века по-прежнему может сделать многое, - значит, я свою задачу выполнила. Согласна с Шумским и Спиридоновым: нужно продолжать.

«Нужно продолжать…»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2013 года