В Думе Ставрополья обсудили законопроект о передаче Фонда национального благосостояния в управление акционерному обществу
Федеральный законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, управляемой Правительством РФ, прошел первое чтение в Госдуме. Однако отношение к предлагаемой властью новации в обществе неоднозначно. 15 февраля в Думе края по инициативе фракции партии «Справедливая Россия» прошел круглый стол, участники которого оценивали названный законопроект. К обсуждению вопроса были приглашены представители всех парламентских фракций, исполнительной власти, общественных организаций.
- Росфинагентству в статусе открытого акционерного общества на основании договора аутсорсинга будет передана часть функций Министерства финансов РФ по управлению средствами, которые до сих пор придерживались, так сказать, «на черный день», объемом в 4,7 трлн рублей, - пояснил председательствующий, руководитель фракции «СР» в ДСК Сергей Горло. - Есть опасения, что передача такого объема бюджетных финансов коммерческой структуре существенно ограничит возможности финансирования расходных полномочий субъектов Федерации. Одни говорят, что это правильное решение, которое заставит деньги, лежащие без движения, работать и приносить прибыль. А оппозиция называет план федерального правительства приватизацией государственных средств, рейдерским захватом государственной казны.
Заместитель председателя Счетной палаты СК Сергей Шак сразу расставил точки над «i»: предложение правительства не может быть предметом обсуждения представителей власти субъекта, поэтому в данном формате каждый может высказать лишь свою личную точку зрения. Счетная палата РФ уже дала свое заключение: законопроект требует существенной доработки для минимизации коммерческих рисков.
- Если госрезерв попадет в руки недобросовестных людей или ситуация на рынке обернется так, что приведет АО к банкротству, исход будет плачевным. Непонятно, почему вышли на такое решение: российский Минфин не справляется или хочет снять с себя ответственность? - задался вопросом заместитель председателя Думы СК Виктор Лозовой.
Отвечая на этот вопрос, министр финансов края Лариса Калинченко тоже подчеркнула, что может высказываться только как частное лицо. Функции контроля за государственными средствами за Минфином сохраняются, просто часть своих обязанностей ведомство передает в аутсорсинг, в том числе управление государственным долгом. И в данном случае риски минимальны. Потому что условия размещения и обращения, скажем, ценных бумаг, в которых частично размещены бюджетные средства, будут устанавливаться Правительством РФ. Почему сам Минфин не хочет этим заниматься? Возможно, считает, что специализированная структура справится с задачей эффективнее. По мнению Л. Калинченко, механизмы исполнения государственных полномочий Росфин-агентством должны быть прописаны в самом законе с наибольшей долей конкретики. Главная цель любой коммерческой организации - получение прибыли, это нельзя не учитывать, определяя правила игры. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что из бюджетной системы средства выведены не будут, статус их будет прежним.
- Не могу избавиться от мысли, - отметил директор Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Юрий Васильев, - что законопроект в сегодняшнем его состоянии - это уровень идеи. Необходимо провести экспертизу на предмет его коррупциогенности. К сожалению, отрицательный пример у всех на слуху. Коммерческая структура, созданная Министерством обороны, не оправдала возложенных на нее надежд. Изменение правового статуса бюджетных денежных средств - это очень серьезный шаг. Контроль же за деятельностью акционерного общества, которому будут доверены деньги всех россиян, должен быть предельно плотным. Не определен также банк, аккумулирующий средства фондов. На мой взгляд, это должен быть Центробанк. А иначе начнется жесткая конкурентная борьба в банковском секторе.
- «СР» за то, чтобы резервные средства вкладывались в развитие экономики, инфраструктуры и социальную безопасность, - таково мнение депутата Кирилла Кузьмина. - В этом случае мы не лишимся «подушки безопасности», ведь именно эта роль отводилась все эти годы резервным бюджетным средствам.
Общее мнение, что в нынешнем виде закон «сырой» и нуждается в серьезной доработке, будет отражено в отзыве, направленном в Госдуму и Совет Федерации.
16 февраля 2013 года