Как сообщалось ранее, при министерстве культуры Ставропольского края образована межведомственная рабочая группа по координации работы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении территорий музеев-заповедников, музеев-усадеб, достопримечательных мест, а также иных объектов культурного наследия и их зон охраны. О ее целях и задачах рассказывает министр культуры СК Валентина Солонина. 

Валентина Солонина

Валентина Солонина

Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» в Кисловодске

Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» в Кисловодске

© Фото: Николай БЛИЗНЮК

– Валентина Петровна, вопросы сохранности историко-культурного наследия актуальны всегда, а в наше время они порой становятся еще и больными темами. И все-таки чем вызвано создание такой рабочей группы?

 - Заботиться о памятниках и сохранить их для будущих поколений предписывает нам Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятый еще в 2002 году. С 2008 года субъектам переданы полномочия РФ по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. В состав рабочей группы вошли представители аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, аппарата правительства края, ГУ МВД России по СК, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае. Как видите, весьма солидный подбор специалистов, чья помощь нам очень пригодится.

 - Да и объем начатой работы представляется весьма значительным...

– Совершенно верно. Сегодня на территории края насчитывается 3075 объектов культурного наследия, из них 76 памятников истории и культуры федерального значения. Для каждого должны быть четко определены границы территории, установлен правовой режим использования земельных участков в данных границах, оформлено охранное обязательство с собственником или пользователем. Все это облегчает задачу сохранения памятника, помогает предотвратить несанкционированное строительство на его территории. Сведения о каждом объекте культурного наследия федерального значения, включая утвержденные границы территории, должны быть внесены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры РФ, но средств, выделяемых в виде субвенций на эти цели, недостаточно. В этой работе должны принимать участие организации, имеющие лицензию Минкультуры России, а также государственные эксперты, имеющие право на проведение историко-культурной экспертизы. Их услуги платные, а значит, должно быть предусмотрено соответствующее финансирование из федерального бюджета, а его-то как раз и недостаточно.

– При таком количестве проблем должны быть выделены приоритеты, имеющие первостепенное значение?

– Согласно поручению Президента РФ особое внимание должно уделяться музеям-заповедникам, установлению границ их территорий, соблюдению правового режима земель на занимаемых ими участках, а также памятникам федерального значения. В Ставропольском крае два музея-заповедника: Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К.  Праве. Есть также два государственных бюджетных учреждения культуры, располагающихся в памятниках истории и культуры федерального значения, имеющих большую историческую ценность, – Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко и Литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» в Кисловодске. При том что Федеральный закон № 73-ФЗ вышел еще в 2002 году, средства на инвентаризацию объектов культурного наследия начали выделяться только с 2010 года. В краевом бюджете прошлого, 2012-го, а также нынешнего, 2013-го, предусмотрены средства на эти цели. По итогам инвентаризации 2010-2011 годов установлены границы территорий 39 объектов культурного наследия. В декабре 2012 года утверждены границы еще 15 объектов регионального значения, трех – федерального и одного выявленного памятника истории и культуры. Готовится к утверждению документация еще на 28 объектов. Для завершения работы по установлению границ территорий оставшихся 2989 памятников, по предварительным подсчетам, требуется 178 млн рублей. При этом наибольшая нагрузка – на краевой бюджет, так как количество памятников регионального значения значительно превышает численность федеральных объектов.

– Сегодня вопросы сохранения музеев-заповедников и наиболее значимых музеев, расположенных в памятниках федерального значения, касаются в основном проблем землепользования?

– Да, например, у краеведческого музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве земельный участок пока оформлен документально только на часть памятника археологии федерального значения «Татарское городище», подготовка документации на второй участок, расположенный на территории Татарского сельсовета, затягивается из-за проблем правового характера.

– Трудности, наверное, связаны еще и с тем, что речь идет о пригородных землях, а это такие привлекательные участки…

– Вот почему так важно провести оформление и закрепление земли, чтобы в дальнейшем не возникало никаких проблем по сохранению данного памятника. До настоящего времени не поставлен на кадастровый учет земельный участок под зданием музея «Дача Шаляпина», и права пользователя на него не оформлены. В 1993 году за музеем был закреплен участок площадью 0,35 га за счет изъятия части территории санатория им. Семашко. Усложняет ситуацию наличие на этой территории жилого дома, ранее признанного аварийным и подлежащим сносу, а также произошедшее переименование улиц, в результате чего идут длительные судебные тяжбы между музеем, санаторием, администрацией города. Мы же опираемся на то, что постановление главы города 1993 года не отменено и, значит, должно действовать. Свои земельные проблемы есть и у мемориального музея-усадьбы художника Н.А. Ярошенко, часть территории которого оказалась в ведении граничащего с ним санатория «Узбекистан». За счет экономии средств субвенций из федерального бюджета нами проведен первый этап разработки проекта границ территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Особняк Гориной», где бывал А.И.  Солженицын, расположенного также в Кисловодске. Следующее заседание рабочей группы мы планируем провести непосредственно на Кавминводах, чтобы на месте про-анализировать ситуацию и найти приемлемые решения.

– Справедливости ради стоит, наверное, заметить, что работа начата не на пустом месте, у многих объектов, как правило, кое-какая документальная основа имеется.

– Но она требует тщательной проверки и приведения в современное правовое поле. Проблемы копились годами, имели место различные нарушения. Хочу отметить, что, несмотря на объективные трудности предыдущих лет, действует приказ министерства культуры края от 2003 года № 42, установивший временные зоны охраны для всех памятников истории и культуры в крае. К примеру, нельзя вторгаться застройкой ближе чем на 20 метров на территорию объекта культурного наследия, а в 100-метровой зоне вся градостроительная деятельность подлежит обязательному согласованию с органами охраны памятников. Но законодательство требует навести более жесткий порядок, причем это касается не только края, но и в целом России. Что и обсуждалось на проходившем минувшей осенью в Ульяновске съезде работников органов охраны памятников по вопросам сохранности культурного наследия. Памятник федерального значения может находиться в любой форме собственности или передаваться в аренду на длительный срок, но при государственной регистрации права собственности или пользования обязательно должно быть оформлено охранное обязательство, в котором устанавливаются все требования по эксплуатации, в том числе обязанность владельца реставрировать памятник за счет собственных средств в строго определенные сроки. Вопросов тут, поверьте, возникает немало. Наверное, к тому же далеко не все наши граждане вообще знают, что этим занимается министерство культуры края. Между тем среди многогранных наших забот не только организация культурного досуга населения: концерты, выставки, фестивали.

– Помимо названных вами федеральных памятников на Ставрополье свыше двух тысяч имеют статус краевых. Можно пояснить читателю, о каких объектах культурного наследия идет речь?

– Это памятники градостроительства и архитектуры, памятники истории, археологии, искусства. В особой сфере внимания памятники Воинской славы, захоронения погибших при защите Отечества, здания и сооружения, представляющие историческую и художественную ценность. Стараемся как можно более эффективно использовать средства, выделяемые на сбережение этих объектов, осуществляя не просто контроль за их состоянием, а конкретные действия по ремонту и реставрации.

– Приходится привлекать к этой работе и органы местного самоуправления...

– Безусловно, без их активного участия с этой работой не справиться. Взять, например, памятники Воинской славы – братские могилы, мемориалы, обелиски. На территории края 1270 таких объектов, но только 608 из них поставлены на государственный учет и охрану. Им также необходимо придать статус объектов культурного наследия. В этом вопросе мы сотрудничаем с краевым отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активисты которого собрали богатый фактический материал. Подготовка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне находится на контроле у губернатора Ставропольского края, и работа эта началась еще в прошедшем году. Выявлены бесхозные памятники, на которые необходимо зарегистрировать право собственности. Большая часть их оформляется в собственность муниципальных образований – поселений, городских округов. Это требует значительных усилий, согласований, уточнений, на что уходит порой не один месяц. Не случайно эти задачи регулярно озвучиваются на муниципальном часе в правительстве края перед главами администраций.

– А муниципалитеты особенно должны быть заинтересованы, ведь это на их территории данные памятники служат важными объектами в патриотическом воспитании, в поддержании в обществе памяти о героическом прошлом Отечества.

– Разумеется, элемент воспитания важнейший, ведь живущие там люди по крайней мере дважды в год – 9 Мая и 22 июня – приходят к памятным обелискам. Эти места должны быть святы, наш общий долг – содержать их в надлежащем виде: чтобы они были ухожены, чтобы горел Вечный огонь. Это вопросы нашей нравственности, духовного состояния общества.

– Помнится, на коллегии министерства культуры края вы поднимали вопрос о Вечных огнях, некоторые ведь не горят годами…

– Да, этому вопросу уделялось внимание не только на коллегии, но и на муниципальном часе правительства края. Мы знаем ограниченные возможности муниципалитетов, и все же надо общими усилиями стремиться исправить положение! Нами получены ответы из проблемных территорий с разъяснением причин, почему не горит Вечный огонь: где-то не хватает средств, где-то нет подводящих газопроводов. Вопрос остается на контроле, будем постоянно возвращаться к этой теме.

– Чувствуется, новой рабочей группе скучать не приходится...

– Необходимая информация не только размещается на официальном сайте министерства, но и доводится до сведения на встречах, совещаниях, в инструктивных письмах. Например, много вопросов возникает в связи с заблуждением о том, что шесть городов Ставропольского края утратили свой статус исторических населенных мест Российской Федерации. Дело в том, что в 2002 году введено новое юридическое понятие «историческое поселение», поначалу посеявшее панику в регионах. В адрес глав районов и городов нами направлено предложение рассмотреть вопрос о подготовке документов для включения муниципальных образований в список исторических поселений, которые могут быть как федерального, так и регионального значения. И многие из них уже об этом предметно задумались.

Так что тот же Кисловодск отнюдь не перестал быть историческим населенным местом, он просто может обрести новый статус, позволяющий строго регулировать всю градостроительную деятельность на его территории. К тому же на федеральном уровне еще идут дискуссии об определении границ исторического поселения – не весь же город можно назвать таковым, а, наверное, лишь его историческую часть. Возможно, такая норма в законодательстве вскоре появится. Надеемся также на ожидаемое совершенствование федерального законодательства в области государственной охраны памятников археологии как особого вида историко-культурного наследия. Ведь до настоящего времени государственная собственность на данный вид памятников (федеральная или краевая) не разграничена.

– Валентина Петровна, наверное, уже можно обозначить самые распространенные трудности в сохранении объектов культурного наследия?

– Часто путают понятия «земельный участок» и «граница территории» памятника, а это разные, далеко не всегда совпадающие площади. Защищать нужно не земельный участок, а территорию памятника в целом. Есть объекты большой площади, и межевание границ, оплата работ геодезистов обходятся очень дорого. Кроме того, для точного установления границы территории памятника необходимы соответствующие обоснования: историко-культурные, архивные, библиографические, а порой и археологические исследования, оформление карт-схем.

– Затратное и хлопотное дело…

– Я бы сказала, непаханое поле. А заповедники – особо ценное наше достояние. По сути, они представляют культурное лицо Ставрополья. Не умаляя роль остальных музеев, решающих свои задачи, эти требуют особого отношения, ибо и нагрузку несут особую. 

Наталья БЫКОВА

И памятнику нужен паспорт / Газета «Ставропольская правда» / 30 января 2013 г.