12:43, 21 января 2013 года

Новый стандарт учителя обсудили в Ставрополе педагоги и министр образования РФ Дмитрий Ливанов

Открытое в 2010 году, это учебное заведение обладает самой современной материальной базой. Здесь углубленно изучают предметы естественно-научного цикла, а после уроков для ребят работает более 40 кружков, секций и студий. Школа является федеральной и краевой экспериментальной площадкой по нескольким направлениям. Д. Ливанову показали учебно-лабораторное оборудование нового поколения в кабинетах физики, химии, биологии, оснащенные по последнему слову техники классы информатики, он пообщался с учащимися, продегустировал выпечку в школьной столовой. Для журналистов была устроена небольшая пресс-конференция. Отвечая на вопросы, министр, в частности, одобрил инициативу Ставропольского края по введению школьной формы в общеобразовательных учреждениях, заметив, что учащиеся СОШ № 39 одеты красиво; и видно, что в форме им комфортно. По его словам, это может способствовать тому, чтобы дети в школе чувствовали себя как единое целое, и опыт Ставрополья ценен для других российских регионов. 

Во второй половине дня Дмитрий Ливанов принял участие в выездном заседании рабочей группы Общественного совета при Министерстве науки и образования РФ, состоявшемся на базе Ставропольского государственного педагогического института. Обсуждалась значимая сегодня тема «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя». Заседанию предшествовала работа фокус-групп ставропольских педагогов, которую возглавили члены Общественного совета – заместитель директора института проблем передачи информации Российской академии наук профессор Михаил Гельфанд, директор Московского дома научно-технического творчества молодежи Александр Леонтович и член-корреспондент Российской академии образования, директор московского центра образования № 109 профессор Евгений Ямбург.

Нужно отметить, что такое широкое обсуждение готовящегося к принятию федерального стандарта – совместно с представителями профессионального сообщества и в присутствии журналистов федеральных и региональных СМИ – случилось впервые.

Ставропольский край был выбран для этого и как модельный регион (он густонаселен, многоэтничен, многоконфессионален, с преобладанием сельских территорий), и как авторитетная кузница педагогических кадров. Заседание проходило в режиме онлайн и транслировалось во все субъекты РФ.

Несколько слов о сути вопроса. Разработка нового профессионального стандарта учителя – весьма актуальная на сегодняшний день задача, без решения которой невозможно повышение качества его работы. Стандарт определяет основные требования при приеме учителя на работу, служит инструментом оценки его деятельности и в то же время является ориентиром при подготовке будущих специалистов в учреждениях профессионального образования.

В настоящее время большинство этих функций выполняют квалификационные требования и характеристики, которые, по мнению педагогического сообщества, являются устаревшими. Так, считает Евгений Ямбург, они слишком жестко регламентируют работу учителя. В силу чего перестали соответствовать реалиям сегодняшнего дня, когда в деятельности общеобразовательных учреждений присутствует большая дифференциация. Не могут по одним правилам работать сельская и городская школы, элитная гимназия с углубленным изучением предметов и общеобразовательное учебное заведение, где в одном классе вместе учатся здоровые учащиеся и с отклонениями в развитии, русскоговорящие и дети мигрантов… Причем классов таких становится все больше не только в регионах, но и в Москве.

Вместе с тем стандарты в образовании необходимы, подчеркнул в своем выступлении на заседании рабочей группы Дмитрий Ливанов. Дети растут сегодня совершенно в других условиях, чем пятьдесят и даже двадцать лет назад. Им доступен несравнимо больший массив информации, они имеют совершенно другие культурные образцы для подражания. Проблема эта общемировая. Единые культурные ценности в обществе утрачиваются, и, отвечая на этот вызов, даже в странах, где система образования традиционно выстраивалась по принципу децентрализации, сейчас обращаются к централизации и стандартизации. Мы же только в начале пути. Можно скептически относиться к проектам «100 лучших книг» или «100 лучших фильмов», сказал министр, но это попытка ответить на упомянутые вызовы.

Участники заседания рабочей группы сошлись на том, что новые профессиональные стандарты учителя должны носить рамочный характер, а конкретизация требований – за исполнителями. Причем, если Д. Ливанов, например, ратует за то, чтобы реальным наполнением стандартов занимались регионы, в отдельных случаях – муниципалитеты, то Е. Ямбург утверждает, что лучше всего конкретные требования к учителю пропишут в каждой школе «под себя». Впрочем, готовы ли к этому в образовательных учреждениях – вопрос. Руководители фокус-групп, обсуждавшие проблему со ставропольскими учителями и директорами школ, выступая затем на заседании, констатировали: педагоги пока все же ждут готовых стандартов от государства. «Пусть чиновники разработают, а мы потом будем чиновников ругать, что плохо разработали» – так это выглядит, по мнению экспертов.

Второй важной темой, поднятой рабочей группой Общественного совета при Минобрнауки РФ, была подготовка учителей в профессиональных учреждениях образования.

Если, по мнению члена Совета профессора Михаила Гельфанда, это предпочтительнее делать в классических университетах, где у будущих педагогов есть возможность заниматься научными исследованиями и общаться со студентами других факультетов, то ректор Ставропольского государственного пединститута профессор Людмила Редько считает, что атмосфера профильного педагогического вуза располагает к большей сосредоточенности и глубине, позволяет пройти разнообразную стажировку. Так, на базе СГПИ есть возможность для студенческой практики и по предшкольной подготовке, и в общеобразовательном учебном заведении, и в колледже. Л. Редько коснулась и будоражащего педагогическое сообщество превращения школы в сферу оказания услуг. Воспитывая в будущем учителе навыки по привлечению денег и прочих инвестиций, можно ли потом ожидать, что он тридцать лет проработает в одном селе?

Дмитрий Ливанов, подводя итоги этой части дискуссии, подчеркнул, что к учительской профессии должны вести разные дороги. Это и педагогический факультет классического университета, и хороший профильный вуз, и центр образования. Министр согласился с теми, кто считает, что преждевременно было принимать федеральные стандарты высшего профессионального образования до принятия учительского стандарта, добавив, что госстандарты ВПО придется пересматривать. По его мнению, возглавить группу по разработке нового профессионального стандарта учителя должен практик, директор хорошей школы, каким является известный педагог и управленец Евгений Ямбург. Основная концепция должна быть представлена уже через три недели. На заседании прозвучало предложение учредить при СГПИ экспериментальную площадку по апробации государственного учительского стандарта.

В заседании приняли участие также заместитель председателя ПСК Г. Ткачева, первый заместитель председателя ДСК Д. Судавцов, министр образования края И. Кувалдина, ректор СКФУ А. Левитская.

«Расписание для учителя»
Газета «Ставропольская правда»
23 января 2013 года