Заседание комитета Думы Ставропольского края по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике.

Заседание комитета Думы Ставропольского края по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике.

© Фото пресс-службы ДСК

Игорь Андрющенко

Игорь Андрющенко

© Фото пресс-службы Думы СК

А накануне передачи проекта основного финансового документа согласительной комиссии прошло заседание комитета Думы Ставропольского края по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике. В ходе него, по сути, были обобщены итоги рассмотрения будущего бюджета во всех остальных парламентских комитетах. В заседании приняли участие депутаты, представители правительства Ставропольского края, министерств и контрольных органов.

Председатель парламентского комитета ДСК по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике Игорь Андрющенко в числе прочего подчеркнул, что краевыми органами власти продолжен взятый ранее курс на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также методов финансово-бюджетного планирования.

Напомним, что отличие предлагаемого к принятию проекта бюджета от всех предыдущих заключается в том, что он впервые формируется на три года. Таким образом, бюджетная, налоговая и финансовая политика нашего региона теперь призвана решить задачи двух уровней: тактические и стратегические. В первом случае, по сути, подразумеваются те цифры, которые прописаны в бюджете на 2013 год, а во втором речь идет о перспективе. То есть уже сейчас есть возможность говорить о действиях правительства по целому ряду направлений в среднесрочный период.

Как уже не раз отмечала «СП», подобные меры по увеличению горизонтов бюджетного планирования являются стабилизирующими. А фактор устойчивости краевого бюджета приобретает крайне важное значение в условиях нестабильной ситуации в мировой экономике. Эту же задачу, кстати, решает и программный подход к формированию бюджета, который является еще одной новацией бюджетного планирования. Он представляет собой, по сути, новую форму управления финансовыми ресурсами, что поможет в перспективе повысить эффективность бюджетных расходов. Предметом анализа эффективности бюджетных трат и контроля за использованием финансов станет уровень достижения органами власти края поставленных целей, соответствие полученных результатов произведенным затратам.

Программный подход предполагает, что структура бюджета формируется уже не по отраслям. Подготовлено более двух десятков программ органов исполнительной власти Ставропольского края. В 2013 году ими в общей сложности будет охвачено почти 97,5 процента расходов казны. А в 2015 году этот показатель возрастет. Как было сказано, с одной стороны, будет максимально жестко установлен контроль за целевым использованием ресурсов, но в то же время программный бюджет значительно расширяет возможности для маневров финансами в рамках конкретной программы.

Тем не менее социальная направленность бюджета властями полностью сохранена. В предложенном на утверждение Думы проекте главного финансового документа ее уровень достигает 65 процентов. Как и раньше, это расходы, связанные с образованием, здравоохранением, социальной защитой населения, культурой, спортом и молодежной политикой. В частности, особое внимание будет уделено повышению заработной платы педагогам, работникам дошкольного и общего образования, а также другим категориям бюджетников. Важным социальным приоритетом бюджета является обеспечение полной доступности дошкольного образования – дополнительные места будут дополнительно вводиться за счет проведения капитального ремонта в существующих детсадах, а также строительства новых.

Кроме того, в ходе заседания думского комитета было отмечено, что законопроект предполагает принятие впервые за несколько последних лет бездефицитного бюджета. Этот фактор сыграл решающую роль при голосовании депутатов комитета по бюджету за отклонение ряда предложенных к внесению в проект поправок.

– Нам представлена правительством достаточно аргументированная концепция законопроекта, – прокомментировал И. Андрющенко (на снимке) позицию депутатов, входящих в состав возглавляемого им комитета. – По ключевым моментам мы согласны с губернатором В. Зеренковым и региональным правительством. Ставрополью нужен бездефицитный бюджет. Край должен постараться жить по средствам, тем более в нынешних непростых условиях и при наличии у региональной казны немалых долгов. Понятно, что решить все проблемы сразу не получится, денег никогда не хватает. Потому основная задача краевых властей заключается в рачительном распределении и использовании финансов.

В рамках заседания думского комитета свою позицию высказали представители краевой Контрольно-счетной палаты. Она нашла отражение в недавно подготовленном аудиторами заключении на законопроект о бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Как прозвучало, специалисты палаты обратили внимание на несколько моментов. В частности, ими указано на то, что существуют реальные риски недопоступления в бюджет доходов по налогу на прибыль. В итоге в следующем году край может недобрать по этой статье доходов около двух миллиардов рублей. И, кроме того, аудиторы полагают, что минфином несколько завышена планка по планируемому объему поступления налога на имущество организаций. По примерным оценкам, это потенциальный минус для казны в сумму около 900 миллионов рублей.

– Я рада, что с коллегами у нас один взгляд на проблему формирования доходной части краевого бюджета, – отметила в своем комментарии министр финансов Ставрополья Лариса Калинченко. – Когда в августе мы формировали проект бюджета, была одна тенденция поступления налогов, но сегодня она изменилась. И Контрольно-счетная палата, конечно, учитывает этот тренд. Риски реальны.

В свете этого депутат В. Аргашоков предложил в ближайшей перспективе создать комиссию или рабочую группу из членов правительства края и депутатов, которая бы могла прорабатывать на местах проблемные моменты по недополучению тех или иных налогов от бизнеса. К примеру, есть факты, когда предприниматели не регистрируют имущество, от которого получают доход. Эти случаи нужно выявлять, чтобы найти бюджетный резерв.

Депутаты в ходе заседания комитета голосовали по всем поправкам, поступившим от коллег в законопроект бюджета. Также они уточнили позицию по этим вопросам краевого министерства финансов. В итоге, как заметил И. Андрющенко, «цена» всех поправок и предложений в бюджет составила три с лишним миллиарда рублей. Такая дополнительная нагрузка для краевого «кошелька» является неподъемной, потому «зеленый свет» комитетом был дан лишь нескольким поправкам.

В частности, по итогам обсуждения думский комитет принял решение поддержать поправки, которые касаются мероприятий по развитию в крае системы «Безопасный город (село)», а также субсидирования производства молока в личных подсобных хозяйствах. Кроме того, дополнительно будут профинансированы работы по межеванию и постановке на кадастровый учет особо охраняемых территорий краевого значения.

– Для завершения этих работ до 2016 года необходимо около 16 миллионов рублей, – разъяснил депутат Михаил Кузьмин. – Для того чтобы не сбиться с нынешнего графика, необходимо дополнительно к обозначенным в проекте бюджета суммам добавить 3,5 миллиона рублей.

Л. Калинченко подтвердила, что краевой минфин поддержал эту поправку. Источником финансов предлагается указать в бюджетном законопроекте увеличение поступлений налога на прибыль плюс сокращение расходов казны на обслуживание государственного долга.

В силу нехватки бюджетных ресурсов не по всем внесенным поправкам на заседании было отмечено единодушие депутатского корпуса и правительства. Так, от депутата Евгения Бражникова прозвучало предложение о приобретении в краевую собственность здания в Минводах, которое некогда являлось детским садом, но позже было перепрофилировано. Его нынешний владелец готов передать краю отремонтированное здание с соответствующей инфраструктурой вкупе с прилегающей территорией за 65 млн рублей. Это даже по примерным подсчетам в разы ниже стоимости строительства и оснащения новых детсадов.

Участники отметили, что предложение довольно привлекательное, однако есть необходимость досконально изучить его и, в частности, осмотреть здание и проанализировать названную продавцом цену. Пока никаких обоснований законодателям и правительству не представлено. Более того, добавила Л. Калинченко, если в расходные статьи будут «заведены» 65 млн рублей, нужно сразу учитывать ряд последствий такого решения. Ведь, к примеру, при отсутствии специального соглашения есть опасность, что владелец здания значительно поднимет цену, когда узнает, сколько при ремонте будущего детсада он должен будет потратить на то, чтобы выполнить все требования к оснащению подобных учреждений. А они сейчас довольно строгие. Помимо же 65 млн рублей автоматически возникают другие траты, не предусмотренные в проекте бюджета. Как пояснила министр финансов, после введения в строй детсада туда нужно будет набирать людей на работу (а это дополнительные расходы на зарплату), закупать продукты питания для детей, покупать медикаменты, специальное оборудование, мебель и игрушки, оплачивать коммунальные услуги… Таким образом, в комплексе это будет уже не 65 миллионов рублей, а более весомые расходы. Потому Л. Калинченко предложила не закрывать вопрос, а при возможности, если появится дополнительный источник доходов, в течение года войти в бюджет с изменениями. В итоге эта поправка, предложенная Е. Бражниковым, по итогам голосования была включена в таблицу рекомендованных к отклонению.

Кроме поправок был озвучен ряд поступивших в Думу предложений. Некоторые, кстати, были оценены очень дорого. Так, глава города Кисловодска Н. Луценко и краевой депутат В. Калугин предложили утяжелить расходную часть бюджета почти на 1,4 млрд рублей, которые позволили бы решить ряд застарелых проблем курорта: провести капремонт учреждений образования, ремонт дорог, приобрести технику для уборки улиц, озеленение, санитарную очистку города, ремонт ливневок и т. д. Минфин согласился, что запросы курорта вполне справедливы, но денег на все эти цели пока в краевом кошельке нет.

Как уже было сказано, не по всем предложениям и поправкам в проект закона о бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов участникам заседания профильного думского комитета удалось выработать консолидированное решение. Компромисс депутаты и представители исполнительной власти сейчас ищут в ходе заседаний упомянутой согласительной комиссии.

Юлия ЮТКИНА

Компромисс будет найден / Газета «Ставропольская правда» / 21 ноября 2012 г.