07:57, 17 ноября 2012 года

Как проводятся дорожно-ремонтно-строительные работы в Ставропольском крае

Одним из ключевых в докладе заместителя министра дорожного хозяйства края Александра Сазонова стал вопрос готовности дорожных и транспортных организаций края к работе в предстоящий осенне-зимний период. Он и заместитель начальника федерального казенного учреждения «Управление ордена «Знак Почета» Северо-Кавказских дорог Федерального дорожного агентства» Павел Минеев проинформировали комиссию о завершении всего комплекса организационных и практических мероприятий по подготовке дорог и дорожно-эксплуатационных предприятий к работе зимой. Остановились докладчики и на проблемах, требующих решения, но не входящих в компетенцию дорожников.

К зиме готовы

В ходе подготовки дорог и дорожных организаций к работе в зимний период реализованы плановые организационные и практические мероприятия. Приказом министерства утвержден план подготовки дорожных организаций к работе по содержанию дорог в осенне-зимний период 2012-2013 годов. В последней декаде сентября проведены зональные совещания с участием администраций муниципальных районов края, руководителей дорожно-эксплуатационных предприятий и представителей Госавтоинспеции. На совещаниях рассмотрены вопросы готовности дорог, техники, пескобаз к работе зимой, определены механизмы взаимодействия между владельцами дорог, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения в случаях ухудшения дорожно-климатических условий.

Буквально накануне заседания межведомственной комиссии министерство еще раз проверило готовность дорожных организаций к предстоящей работе. По результатам этой проверки установлено, что техника, песок и соль заготовлены в полном объеме, в организациях созданы необходимые запасы бензина и дизельного топлива.

Во всех головных предприятиях и их филиалах организована работа диспетчерских служб, созданы условия для работы 69 механизированных отрядов, которые будут заниматься дорогами в случае непогоды. В Ставрополе на базе ГУП «Дирекция строящихся дорог» постоянно функционирует диспетчерская служба, в которую стекается вся информация о состоянии дорог и принимаемых мерах по ликвидации зимней скользкости. Объединение сил в единый кулак гарантирует обеспечение транспортно-эксплуатационных свойств автомобильных дорог в соответствии с действующими отраслевыми нормативами.

- На дорогах в настоящее время в рамках имеющихся объемов финансирования завершаются работы по ликвидации ямочности проезжей части, растительности в полосе отвода дорог, нанесению разметки, установке технических средств организации дорожного движения, – отметил Александр Сазонов. Есть, конечно же, и проблемы. Это и старение парка снегоочистительной техники, и нехватка механизаторов, и пока еще недостаточный уровень финансирования работ по содержанию дорог в целом, в том числе и зимнему содержанию. Кроме того, часть дорог регионального значения все еще не отвечает нормативным требованиям. И исправить эту ситуацию сиюминутно мы не сможем. Решение этих проблем – задача номер один для министерства, и мы будем их решать, в том числе и с использованием возможностей маневрирования имеющимися в нашем распоряжении материально-техническими ресурсами. Взаимовыручке в стане дорожников всегда придавалось большое значение.

Напомнил докладчик и о проблемах, которые не входят в компетенцию отрасли, однако не могут не волновать. Ибо речь идет об их родном детище – дороге.

- Решение ряда проблем зимнего содержания дорог, – подчеркнул А. Сазонов, – не входит в нашу компетенцию, но их надо решать. Речь идет о приведении в надлежащее состояние придорожных полос автомобильных дорог: это касается и обрезки нависающих над проезжей частью деревьев, и ликвидации растительности, способствующей задержанию снега на транспортной магистрали. Эти замечания относятся в первую очередь к дорогам Ставрополь – Тоннельный – Барсуковская, Михайловск – Казинка – Грачевка, Георгиевск – Новопавловск, Ставрополь – Новомарьевская – Каменнобродская. В связи с этим дорожники ожидают большей оперативности со стороны муниципалитетов, которым принадлежат данные территории.

Очень важно для дорожников, особенно в непогоду, своевременное информирование сотрудниками Госавтоинспекции руководителей дорожно-эксплуатационных организаций о ДТП с пострадавшими. В случае возникновения, говоря профессиональным языком, зимней скользкости очень важно, по мнению дорожников, эффективно взаимодействовать. Своевременный выезд механизированной бригады на место происшествия поможет спасти других автомобилистов от аварий. Если случилось ДТП, понятно же, что следует как можно быстрее на данном участке расчистить дорогу, посыпать песком. И если взаимопонимание и, главное, четкое взаимодействие между дорожниками и службой ДПС будут налажены, то можно будет оперативно разрулировать сложные ситуации на дороге. И не только зимой.

- В связи с надвигающейся зимой хотелось бы еще озвучить мнение относительно позиции министерства в части ограничения или прекращения движения в сложных дорожно-климатических условиях, – отметил заместитель министра А. Сазонов. – Мы считаем, что это надо делать, и не стоит драматизировать подобные факты. Хуже будет, если погибнут люди. Ведь для ликвидации образовавшейся гололедицы нужно время, оно определено соответствующим стандартом. Чем раньше приступим к работе, тем быстрее на дороге установится порядок.

- Свои предложения дорожники внесли в проект решения комиссии. Министерство просит учесть эти предложения при утверждении окончательного варианта решения, – отметил он в конце своего доклада.

Показатель-«агитатор»

По данным, приведенным в докладе исполняющего обязанности начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по СК Алексея Сафонова, на автомобильных дорогах общего пользования Ставрополья за 9 месяцев 2012 года зарегистрировано 2074 дорожно-транспортных происшествия, в которых 343 человека погибли и 2764 получили ранения различной степени тяжести. В авариях, как ни печально это констатировать, гибнет и калечится самая работоспособная часть общества.

Следует отметить, что динамика снижения количества ДТП на территории края имела место три года подряд. Однако в нынешнем году, учитывая тот факт, что уже только за 9 месяцев 2012 года количество ДТП увеличилось на 5,2% и получивших в них ранения граждан на 9,6%, ситуация с аварийностью по итогам полного года может измениться не в лучшую сторону. Но, как говорится, еще не вечер. Окончательных итогов надо подождать.

А вот показатель, агитирующий за более тесное взаимодействие ведомств. В текущем году в 932 случаях (44,9%) сопутствующими факторами совершения ДТП явились неудовлетворительные дорожные условия. Дефекты, делающие езду по дороге проблемной, известны всем. Ямочность; отсутствует или плохо различима горизонтальная дорожная разметка; отсутствует либо неисправно наружное освещение; нет пешеходных либо дорожных ограждений, тротуаров и пешеходных дорожек…

Дорожники приняли критику к сведению. Понятно, что все недостатки, накопившиеся в транспортной инфраструктуре, не решить в одночасье. И не один год копились последствия недофинансирования или попросту нерасторопности местных глав. Ибо качество дороги – дело общее. Муниципалитеты, где заботятся об этом, все же изыскивают способы решать проблемы бездорожья. А сегодня и само провидение вмешалось, звезды, так сказать, сошлись: создан краевой дорожный фонд, в котором в том числе предусмотрены средства на строительство и ремонт не только дорог краевого значения, но и местных, в том числе на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. Болеющие за своих поселян главы администраций уже воспользовались новыми возможностями. В министерстве дорожного хозяйства только рады проявлению инициативы со стороны местной власти.

Пешеход, который всегда прав

Есть и хорошие новости в сводках ГИБДД. Снижено на 6,8% количество ДТП с участием нетрезвых водителей (125), сокращено на 5,4% число ДТП, связанных с наездами на пешеходов по вине водителей (473). Кстати, дорожная служба и муниципальная власть также причастны к улучшению ситуации по второму показателю. Число пешеходных переходов, оборудованных в соответствии с действующими нормативами, становится все же больше. Это дисциплинирует водителей.

Хотя проблема до сих пор требует отдельного внимания. В ходе совещания вице-премьер края Иван Ковалев остановился на этом вопросе отдельно. Пешеходы, пользующиеся для перехода улицы «зеброй», под особой защитой Правил дорожного движения. Но для того чтобы водитель издалека видел, где ему следует сбавить скорость, пешеходные переходы должны быть правильными. Недопустимы варианты, когда стершаяся краска, нанесенная на асфальтовое покрытие, едва видна, особенно в непогоду. Дорожно-транспортные происшествия, произошедшие на пешеходных переходах, вызывают особую озабоченность. И не только автоинспекции. Вопрос – как решить проблему, какими силами?

С ноября 2011 года по настоящее время наш край активно проводит работу по приведению пешеходных переходов в соответствие с нормативом, в 2012 году уже проверено 3177 пешеходных переходов. В ходе обследования совместно с владельцами улично-дорожной сети установлено, что на сегодняшний день еще 560 пешеходных переходов все же не отвечают нормативным требованиям. Необходимо установить пешеходные ограждения на 178 пешеходных переходах, на 137 нанести дорожную разметку, 152 оборудовать искусственным освещением, на 153 установить в необходимом количестве дорожные знаки.

Подразделениями ГИБДД возбуждено более 500 дел об административных правонарушениях по фактам их неудовлетворительного содержания, в том числе 92 в отношении юридических лиц; в органы прокуратуры направлено 147 информаций, в результате рассмотрения которых прокуратурой инициировано 40 исков в суды, по которым принято 30 решений, обязавших владельцев улично- дорожной сети принять меры к устранению недостатков.

Наиболее критичная ситуация в содержании и обустройстве пешеходных переходов сложилась в городах Георгиевске и Михайловске, отметил представитель ГИБДД. Как недостаток отмечалось отсутствие на местах программно-целевого подхода к решению вопросов по обеспечению безопасности дорожного движения на пешеходных переходах. Предложения, вносимые владельцами дорог, по мнению Госавтоинспекции, реализуются недостаточно оперативно. В частности, предложения о строительстве надземных пешеходных переходов в Ставрополе остаются без внимания.

В связи с изложенным у вице-премьера возник вопрос: есть ли у муниципалитетов проекты обустройства улиц пешеходными переходами? На него, в частности, попросили ответить представителя администрации подвергшегося критике Михайловска. И.о. главы администрации города Н. Полякова объяснила ситуацию нехваткой финансовых средств. А собственно проект обустройства уличной сети у города есть, правда, уже устаревший вариант образца 2009 года, требуется его обновить. По ее словам, за последнее время в дорожном хозяйстве города случилось немало перемен к лучшему. Администрация рассчитывает в скором времени покинуть ряды аутсайдеров, в которые попала по итогам рейдов Госавтоинспекции.

Иван Ковалев, однако, не принял объяснение «нет денег». По его мнению, всегда можно найти возможность привести в порядок пешеходный переход. В конце концов, можно использовать проверенное средство – организовать субботник. По его мнению, термины «необходимо улучшить», «необходимо изучить», «провести мониторинг», используемые чиновниками в своих объяснениях, говорят о равнодушии и нежелании работать. Надо добиться, чтобы в каждом населенном пункте был проект обустройства пешеходных переходов, а с тех, кто не выполнит поставленную задачу, строго спросить.

В сентябре в Санкт-Петербурге состоялся IV Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», в котором приняла участие и ставропольская делегация. Основной целью конгресса явилась организация широкой дискуссии по вопросам формирования государственной политики и совершенствования законодательства в области безопасности дорожного движения, защищенности граждан от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обмен опытом в реализации программ по повышению безопасности дорожного движения. В рамках этого форума были предложены на обозрение и новые современные технические средства организации дорожного движения: сверхтонкий автономный светодиодный знак «Пешеходный переход», тактильные индикаторы из композитных материалов «Уверенное осязание», полимерная светоотражающая лента и другое. Эти плоды прогресса могут скоро появиться и на наших улицах. В адрес владельцев дорог направлена соответствующая информация о преимуществах современных технических средств организации дорожного движения.

О порядке перемещения

Отдельной на заседании комиссии стала тема несанкционированных стоянок, препятствующих нормальному движению транспортного потока, а в связи с этим – организации специальных штрафстоянок, на которые должны перемещаться автомобили, брошенные владельцами в неположенном месте. В целях обеспечения как прав и свобод граждан, так и производства по делам об административных правонарушениях управлением ГИБДД было инициировано принятие Закона Ставропольского края «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (от 12 мая 2012 года). Министерством транспорта края издан соответствующий приказ, регламентирующий порядок перемещения транспортных средств на стоянку, их хранение и возврат. Перед главами администраций муниципалитетов поставлена задача по созданию как штрафных стоянок, так и парка эвакуаторов. Однако все пока складывается непросто. На сегодняшний день в крае функционирует 21 специализированная стоянка (8 муниципальных и 13 частных), 4 из которых официально зарегистрированы в реестре министерства транспорта Ставропольского края, и 23 эвакуатора (все частные). Прямо скажем, негусто. И это значит, как было сказано на совещании, главам муниципальных образований надо обратить особое внимание на выполнение нового закона.

Пассажирским перевозкам – особое внимание

По информации, представленной А. Сафоновым, по-прежнему ряд нерешенных проблем остается в сфере предупреждения аварийности на автомобильном транспорте, осуществляющем массовые перевозки пассажиров. Так, за 9 месяцев 2012 года на территории края с участием автобусов совершено 115 ДТП (+3,6%), в которых погибли 25 человек и 239 получили ранения. По вине водителей автобусов произошло каждое второе происшествие 56 (+19,1%).

Общее количество привлеченных к административной ответственности водителей автобусов с начала года составляет 22261, должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, – свыше 700. Основными видами правонарушений явились: управление автобусами с техническими неисправностями – 7110 фактов; превышение скоростного режима – 2871 факт; перевозка людей, не пристегнутых ремнями безопасности, – 2380 фактов; 904 факта нарушений правил перевозки пассажиров; 86 правонарушений, связанных с управлением автобусами в состоянии опьянения (либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения); 31 – отсутствие права на управление. При этом количество выявленных правонарушений, совершенных водителями автобусов, зарегистрированных на территории Республики Дагестан, составило более 1800.

Всего с начала года за нарушения действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, связанные с организацией перевозок пассажиров автомобильным транспортом, к административной ответственности привлечено 919 должностных лиц АТП и индивидуальных предпринимателей. За невыполнение ранее выданных предписаний в суды направлено 75 материалов. Также к административной ответственности привлечено 14 юридических лиц в соответствии со ст. 19.22 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

- Не буду приводить примеры ДТП с участием транзитного транспорта, проходящего через наш край (КБР, Дагестана), где десятки человек погибли и получили ранения, – вы и сами видели все по каналам телевидения, – отметил А. Сафонов. – Остановлюсь на недавних ДТП, где участниками стали водители автобусов, зарегистрированных в нашем крае. Так, 2 сентября в Арзгирском районе водитель автобуса «Газель», по предварительным свидетельским показаниям, разговаривая по мобильному телефону, допустил опрокидывание автобуса, в результате 1 человек погиб и 7 получили ранения. В ходе разбирательства причин установлено отсутствие тахографа, пассажиры не были пристегнуты ремнями, а водитель пользовался поддельной путевой документацией (по данному факту возбуждено уголовное дело).

16 сентября в Левокумском районе водитель автобуса «Газель» допустил выезд на полосу встречного движения и столкновение с грузовым автомобилем, в результате ДТП все 10 человек, ехавших в «Газели», погибли на месте. В результате осмотра установлено, что часть пассажирских сидений демонтирована, остальные установлены с другой модели транспортного средства, ремни безопасности и необходимая путевая документация отсутствуют (при этом установлено, что водителем данного автобуса ранее неоднократно выполнялись заказные перевозки).

5 октября в Александровском районе водитель автобуса «Газель» допустил наезд на переходивших проезжую часть дороги животных (КРС), съезд автомобиля с проезжей части с последующим опрокидыванием. В результате пострадали 4 человека: те же нарушения – отсутствие ремней безопасности, лишние посадочные места, несанкционированное переоборудование транспорта, отсутствие тахографа, по предварительной информации, поддельная путевая документация, общий стаж водителя по категории «Д» составляет чуть более года (при положенном подтвержденном на междугородних перевозках не менее трех лет). При этом водитель почти 70 (!) раз привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД.

В настоящее время остро стоит вопрос оборудования автобусов, осуществляющих коммерческие пассажирские перевозки, средствами контроля за соблюдением водителями режима движения, труда и отдыха. Требование по их установке обязательно с 23 января 2012 года, однако большинством автоперевозчиков игнорируется до настоящего времени. Данный вопрос поднимался нами на заседаниях комиссии заблаговременно, еще в 2011 и 2012 годах, однако адекватной реакции по решению данной проблемы до сих пор нет. Неужели необходимо остановить весь перевозочный процесс, чтобы решение проблемы сдвинулось с мертвой точки? А ведь, как показывает статистика, большинство ДТП с тяжкими последствиями происходит в ночные и утренние часы, возможно, из-за усталости водительского состава по причине переработки сверх положенного времени. Сколько же еще нужно человеческих жертв, чтобы все прочувствовали глубину сложившейся проблемы и перестали переводить ее на рубли?

На совещании предлагалось упорядочить и ускорить процесс оборудования коммерческих автобусов по маршрутам межмуниципального и муниципального сообщения всем необходимым с помощью жесткого конкурсного отбора. Администрации просто обязаны использовать все рычаги воздействия на недобросовестных перевозчиков. Очень важно, чтобы к решению проблемы подключились не только муниципалитеты, но и министерство транспорта края.

В качестве вывода прозвучало, что лучших показателей можно добиться только при подключении всех заинтересованных министерств и ведомств.

Школьный автобус должен быть «здоров»

Есть проблемы и в сфере перевозок автобусами детей. Отмечены факты невыполнения действующего законодательства по части хранения подвижного состава в нерабочее время и выходные дни. Нарушение данных правил может привести к бесконтрольному использованию школьных автобусов с целью совершения диверсионно-террористических актов, выезд на маршрут в обход обязательного медицинского освидетельствования и технического осмотра. Такие случаи отмечены автоинспекторами в Александровском, Шпаковском районах края, Железноводске. Есть претензии и к качеству техосмотра. В ряде районов края (Александровский и Апанасенковский) проверка технического состояния транспортных средств возложена на директоров учебных заведений и преподавателей, прошедших соответствующее обучение и аттестацию. Однако, как показывает практика, в большинстве учреждений образования отсутствует необходимое диагностическое оборудование для проведения качественной проверки технического состояния транспорта, на котором доставляются дети к месту учебы и обратно. Закрепление школьных автобусов за крупными базовыми предприятиями, имеющими необходимую производственно-техническую базу, для проведения более качественной проверки технического состояния автобуса и состояния здоровья водителей перед выходом на линию могло бы исправить положение дел.

В целях наибольшей безопасности при перевозке детей автомобильным транспортом необходимо также оборудовать школьные автобусы устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя, видеорегистраторами (в кабине водителя и салоне автобуса). Такие предложения уже высказывались. Ситуацию взять под контроль обязано, по мнению участников совещания, министерство образования края. На местах следует быть настойчивее директорам школ, не стесняться постучаться в дверь «высокого» кабинета и потребовать то, что должно быть. Это нужно сделать для безопасности наших детей.

В своем докладе А. Сафонов остановился и на качественном составе «школьного» автопарка. На сегодняшний момент из 510 эксплуатируемых учреждениями образования автобусов только 310 в полной мере соответствуют требованиям ГОСТа.

Как положительный опыт организации перевозок детей школьными автобусами МВД РФ и Министерство образования и науки России отмечают реализуемую с 2002 года администрацией Калужской области региональную программу «Школьный автобус». В соответствии с нею указанные автобусы принадлежат государственному учреждению «Школьный автобус». Все автобусы соответствуют ГОСТу, оборудованы системой спутниковой навигации, позволяющей круглосуточно в режиме реального времени определять скорость транспортного средства, его отклонение от установленного маршрута и графика движения, а также поддерживать голосовую связь с водителем.

Прием на работу водителей осуществляется на конкурсной основе. Контроль за квалификацией водительского состава, соблюдением режима труда и отдыха, медицинским освидетельствованием осуществляется службой эксплуатации указанного государственного учреждения.

Чтобы снизить печальную статистику

Дорога – место повышенной опасности. Поэтому, во-первых, должна быть хорошего качества. И таких дорог у нас становится все больше. Это радует. Во-вторых, важно свое-временно предпринять меры для разъяснения азбучных истин нашим детям, которые в силу своей беззаботности, малого возраста, а часто неинформированности довольно часто становятся жертвами ДТП. Чтобы снизить печальную статистику, надо, безусловно, объединять усилия всех ведомств, отвечающих за безопасность на наших дорогах. Эта мысль так или иначе звучала во всех выступлениях. За 9 месяцев 2012 года на территории края зарегистрировано 205 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 15 детей погибли и 220 получили ранения. Количество таких ДТП увеличилось на 7,9%, получивших ранения детей – на 15,8%, и самая трагическая статистика – это количество погибших детей – +7,1%. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма отмечается в Буденновском, Левокумском, Кочубеевском, Изобильненском, Андроповском районах и Кисловодске. Более 20% автоаварий с детьми произошло из-за незнания или невыполнения ими правил дорожного движения.

Проводится работа по профилактике и предупреждению печальных случаев. С начала года Госавтоинспекцией пресечено более 37 тысяч нарушений правил перевозки детей, более 19 тысяч нарушений, связанных с непредставлением преимущества в движении пешеходам, 77,5 тыс. нарушений скоростного режима, 11,5 тыс. нарушений, допущенных водителями скутеров и мотоциклов, более 12 тыс. нарушений, допущенных несовершеннолетними участниками дорожного движения. В общеобразовательных и дошкольных учреждениях проведено более 20 тыс. бесед с детьми, организовано 1105 пропагандистских мероприятий с детьми по безопасности дорожного движения, совместно с представителями управлений, отделов образования осуществлено 2257 инспектирований образовательных учреждений по организации обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге.

С должностными лицами и трудовыми коллективами организаций и предприятий проведено более 8 тысяч инструктажей по безопасности дорожного движения, в том числе по действиям при внезапном появлении детей на проезжей части и правилам перевозки детей.

В крае работают 688 отрядов юных инспекторов движения, в которых более 10000 детей изучают правила дорожного движения и проводят различные воспитательно-пропагандистские мероприятия. Однако есть районы, где подобная работа не проводится. В их числе Труновский, Андроповский, Новоселицкий.

На территории края проводились профилактические мероприятия «Внимание – дети!» с 13 августа по 9 сентября 2012 года. В рамках мероприятия проведено 148 внеплановых проверок технического состояния 517 автобусов, находящихся в собственности учреждений образования и осуществляющих пассажирские перевозки групп детей, 13 автобусов признаны технически неисправными. Их эксплуатация была запрещена. По результатам проверок руководителям организаций выдано 167 предписаний, за их неисполнение к административной ответственности привлечено 25 должностных лиц.

Осуществлена проверка эксплуатационного состояния 2142 км улично-дорожной сети вблизи учреждений образования, по результатам которой 295 км дорог и улиц признаны не отвечающими нормативным требованиям. Соответствующие материалы переданы в органы прокуратуры, должностным и юридическим лицам выдано 406 предписаний, к административной ответственности привлечены 7 юридических и 61 должностное лицо. Находилось в нерабочем состоянии либо отсутствовало стационарное искусственное освещение вблизи образовательных учреждений на территории Минераловодского, Георгиевского, Апанасенковского, Курского, Нефтекумского, Шпаковского районов. В Шпаковском районе обнаружены пешеходные переходы без горизонтальной дорожной разметки, оборудованные не в полном объеме дорожными знаками (п. Цимлянский, СОШ № 10; с. Дубовка, СОШ № 16; с. Новый Бешпагир, СОШ № 21; с. Казинка, СОШ № 15). В Михайловске не осуществлена свое-временная обрезка ветвей деревьев, кустарников, ухудшающих видимость у СОШ № 1, 3, 4, 30, отсутствовали пешеходные ограждения в необходимых местах в нарушение требований ГОСТа у СОШ № 1, 4, 24, 25. Отсутствовали пешеходные ограждения и в Ставрополе у СОШ № 3, 7, 8, 12, 19.

Сотрудники ГИБДД принимают участие в заседаниях педагогических советов, родительских собраниях, организуют лекции для родителей о важности соблюдения ПДД. В средствах массовой информации по проблемам детского дорожно-транспортного травматизма опубликовано, вышло в радио- и телеэфиры и размещено на интернет-сайтах 628 материалов. С 1 по 9 сентября во всех общеобразовательных учреждениях традиционно проводятся уроки по безопасности дорожного движения, а с первоклассниками – пропагандистская акция «Посвящение в пешеходы» с торжественным вручением им удостоверений пешеходов.

Несмотря на всю проводимую работу, сегодня существует ряд проблем, которые требуют усилия не только службы Госавтоинспекции и министерства образования, но и других органов исполнительной власти. Работа по профилактике детского травматизма в образовательных учреждениях осуществляется, но не дает должного эффекта, т. к. преподавание основ дорожной безопасности осуществляется педагогами, не имеющими соответствующей подготовки. А это отражается на знаниях детьми правил дорожного движения. Большой проблемой для нашего края по-прежнему остается обеспечение образовательных учреждений учебно-методической литературой для обучения детей ПДД.

Без хозяина

Заместитель начальника федерального казенного учреждения «Управление ордена «Знак Почета» Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» Павел Минеев обратил внимание еще на одну важную проблему отрасли. Это бесхозные линии электроосвещения вдоль автодорог, протяженность которых в крае сегодня составляет около 70 км.

- То, что находится в ведении нашей организации, мы содержим в порядке, ни один светильник не остается без внимания. Если нам передадут на баланс бесхозные линии, мы сумеем их привести в порядок, – пообещал он. – Главное – решить вопросы собственности. Конечно, решение вопроса зависит в первую очередь от руководства территорий, на которых находятся эти бесхозные фонари.

Вопросы собственности, как выяснилось на совещании, мешают также благоустройству придорожных территорий, а также, что гораздо серьезнее, строительству и капитальному ремонту больших участков дорог. Хозяева придорожных кафешек пытаются заломить непомерную цену за землю, по которой должна пройти новая дорога. Как решать такие вопросы? Кроме того, придорожные территории застраиваются подчас вопреки здравому смыслу и правилам безопасности дорожного движения. Например, в Петровском районе построили мойку, подъехать к которой невозможно без создания сложной ситуации на дороге. Примеров самовольной и хаотичной застройки, не регламентированной никакими ГОСТами, достаточно. И понятно, что это издержки времен, когда правовое поле представляло собой чуть ли не целину, что и привело к сегодняшним конфликтным, трудноразрешимым ситуациям. Но это не значит, что нет никакого выхода. В сложных случаях для прояснения правовой коллизии необходимо обращаться в прокуратуру, такое пожелание было высказано вице-премьером края И. Ковалевым. И присутствующий на заседании представитель прокуратуры края обещал, что каждому случаю будет дана оценка с точки зрения действующего законодательства. Безусловно, задача муниципалитета – внести в схемы территориального планирования и придорожные полосы, чтобы в дальнейшем не возникало столько проблемных вопросов, в случаях если дорожную магистраль, например, необходимо расширить.

План первоочередных действий

В решении краевой межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения предписывается: ГИБДД – обеспечить контроль за приведением в нормативное состояние пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, министерству образования края – рассмотреть вопрос об увеличении количества часов по изучению правил дорожного движения, министерству здравоохранения края – рассмотреть вопрос о приобретении передвижных пунктов медицинского освидетельствования пьяных водителей, министерству дорожного хозяйства края, ФКУ «Управление ордена «Знак Почета» Северо-Кавказских автомобильных дорог ФДА России», администрациям муниципальных образований края – проработать вопрос по строительству путепроводов в будущем году на пересечении железной дороги с федеральной автомобильной дорогой Астрахань – Элиста – Ставрополь на 180-м км и 412-м км, на пересечении железной дороги с автодорогой Курсавка – Ударный (в границах Ставропольского края) и пересечении с Кисловодским шоссе и улицами Ессентукской и Ипподромной в Пятигорске, продолжить создание комфортных условий для передвижения пешеходов, разделение транспортных и пешеходных потоков посредством строительства надземных переходов, ограждение проезжей части, обустройство светофорных объектов, придорожного освещения, применение современных технических средств дорожного движения. Администрациям муниципальных образований рекомендовано активизировать просветительскую работу по профилактике травматизма на дороге, принять меры по обеспечению образовательных учреждений необходимыми материально-техническими средствами для изучения ПДД, рассмотреть вопрос о приобретении подразделениями ГИБДД комплексов видеофиксации нарушений правил парковки, нарушений скоростного режима, правил проезда перекрестков, федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление эксплуатации Большого Ставропольского канала» – до 1 декабря принять меры по устранению недостатков на мостовых переходах через БСК на двух участках: 2-й километр автодороги Курсавка – Воровсколесская – Красноярское и на 6-м км автодороги, подъезд к станице Воровсколесской от автодороги Курсавка – Ударный. В резолюцию также включены вопросы подготовки к зиме, организации спецавтостоянок, приобретения эвакуаторов, организации обрезки деревьев, нависающих над проезжей частью, учета бесхозных линий электроосвещения.

Приоритет – качеству

Основа безопасного движения – высокое качество дорог, улучшение их транспортно-эксплуатационных свойств. И хотя внимание комиссии было сосредоточено на болевых точках, отмечено, что этот показатель в крае, особенно в последнее время, прогрессирует. По сравнению с большинством регионов Ставрополье вполне может гордиться качеством транспортной инфраструктуры, над совершенствованием которой в министерстве дорожного хозяйства края продолжают эффективно работать. Руководство ведомства справедливо считает, что основа качества дорог – освоение новых современных технологий и материалов, проектирование совершенных транспортных развязок, последовательная «расшивка узких мест».

Сегодня в арсенале краевого миндора – проведение ямочного ремонта с применением катионовых эмульсий, которые повышают качество и срок службы дороги. Снижению расходов на ремонт и запасные части и ускорение ремонтных работ способствует применение высокопроизводительных механизмов, таких как экскаваторы Hyundai, погрузчики LDLG-93L, бульдозеры SHANTUI, асфальтоукладчики VOLVO и другие. Организовать эффективный учет движения автотранспорта, сократить пробег, сэкономить ГСМ уже сегодня помогает космос. На Ставрополье на предприятиях дорожного хозяйства внедряется контроль за движением транспортных средств в системе ГЛОНАСС. Освоено строительство тоннелей под железной дорогой без закрытия движения с применением опыта проходки полным сечением на автодорогах Георгиевск – Новопавловск и обход Новоалександровска. Это позволяет сократить срок строительства и не нанести вреда окружающей природе.

Для обеспечения безопасности дорожного движения предусмотрена установка светодиодных светофоров и дорожных знаков с повышенными световозвращающими свойствами. А устройство дорожного покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона улучшает коэффициент сцепления, повышает качество дорожной одежды, увеличивает межремонтные сроки и снижает затраты на ремонтные работы.

Службы мониторинга также основательно «перевооружились». Для оперативного отслеживания качества выполненных работ на всех этапах строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них предприятия дорожного хозяйства используют современные приборы и оборудование. В их распоряжении сегодня передвижные дорожные лаборатории, плотномер асфальта ПАБ, прибор для определения плотности бетона и другие помощники.

Во главу угла дорожным краевым ведомством поставлено качество. Здесь руководствуются правилом: улучшаются эксплуатационные свойства дороги – дольше объект прослужит без ремонта. Именно такова основа инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог в крае, осуществляемой профильным министерством. Мероприятия, рекомендованные решением межведомственной комиссии, краевой миндор планирует выполнить в установленные сроки и на уровне современных требований.

«Взаимодействие ради безопасности»
Газета «Ставропольская правда»
17 ноября 2012 года