Икона Казанской Божией Матери через 65 лет вернулась в храм села Камбулат Туркменского района
А дело было так. В 1936 году, как и по все стране, здесь разрушили храм. Всю церковную утварь местные богомольцы перенесли в сторожку. Но после войны, в сорок седьмом, борьба с религией приобрела еще более суровый характер - под уничтожение попала и сторожка, которую в одночасье развалили и разгромили, а имущество перенесли во двор сельсовета, где был заготовлен костер для его уничтожения. Принародная расправа над «поповскими атрибутами» была назначена на утро, однако ночью местная жительница Агрепина Письменная, завернув в рядно самую большую икону и еще пару поменьше, принесла святые лики к себе домой. Как взвалила такой груз на себя эта щупленькая, небольшого росточка женщина, до сих пор остается загадкой. Ведь выполнена икона Божией Матери на цельной дубовой доске, и веса в ней, как утверждают те, кто держал ее в руках, не менее пятидесяти килограммов.
Жила Агрепина в маленькой с мазанными глиной полами хатенке, больше напоминавшей келью, где из всех удобств была одна только печка – грубка, как тогда говорили. Даже электричества не было – не соглашалась она провести его в свое жилище. В селе ее называли монашкой – якобы много лет провела Агрепина в монастырях и, даже когда поселилась в Камбулате, все время проводила в молитвах. В хате постоянно светилась лампада, а потому все ее скромное имущество, а также потолок и стены закоптились, приобрели за долгие годы коричневый оттенок. Еще монахиня Агрепина отпевала усопших да подсказывала сельчанам, когда пост, когда православный праздник. Но основной своей работой считала молиться за себя, за соседей, за всех односельчан.
Кстати, о соседях. Владимир Капиносов помнит эту тихонькую, сухонькую, безобидную бабушку – жили они через стенку. Родители с ней дружили, во всем старались помогать.
- А мы, детвора, больше всего на свете любили, когда бабушка Гапка предупреждала: «Завтра большой праздник, работать нельзя». В ответ мы кричали: «Ура!».
Почти сорок лет икона Казанской Божией Матери тайно простояла в избенке монахини. Владимир помнит, как соседка однажды попросила его отца вынести ее во двор. Поставила у плетня, отчистила, отмыла – кажется, даже мылом, и она засияла во всей красе. «Прогенералила» и в келье – закопченные стены тоже посветлели. Кто-то из односельчан, залюбовавшись огромной сияющей иконой, посоветовал старушке:
- Можно ее продать и две машины за эти деньги купить, а то живешь в нищете.
И тут бабушка не на шутку испугалась за судьбу святыни. Каким-то образом через знакомых обратилась в Светлоград, чтобы икону ее пристроили в тамошний храм. Через какое-то время приехали священники. Сосед Алексей Капиносов вынес из дома скамейки (у Агрепины не было даже лишней табуретки), угостил с дороги компотом. Передача иконы состоялась, а на следующий день Капиносова уже по всей строгости распекали на бюро – мол, негоже коммунисту попам прислуживать.
Другой партийный – председатель здешнего колхоза Максим Шульга – вообще рисковал карьерой, когда принял уже совсем больную и ослепшую монахиню на полное содержание в колхозный дом престарелых, где она прожила последние пять лет из своих девяноста четырех, - кстати, и похороны колхоз тоже взял на себя. Переселяясь в стардом, Агрепина передала еще две спасенные от кострища иконы соседям – Нине и Алексею Капиносовым.
…Сейчас в Камбулате есть свой храм, он, как и сотню лет назад, носит имя чудотворной иконы Казанской Божией Матери, которая считается покровительницей Руси в тяжелые времена. Предание гласит, что именно она сохранила страну в смутные времена польского нашествия, а еще ее пронесли крестным ходом вокруг столицы накануне битвы под Москвой в 1941 году, святые отцы с иконой облетели Сталинград накануне решающей битвы.
В Камбулате храм возвели в 90-х годах на базе бывшего купеческого магазина. Зданию этому больше сотни лет, в нем, конечно, тесновато, но, говорят, терпеть можно. Здесь много старинных намоленных икон, а в минувшую субботу после 65-летнего отсутствия вернулась на свое законное место главная святыня. Возможным это стало благодаря подвигу скромной монахини матушки Агрепины. О ней сельчане не забывают никогда – вот и на одном из семейных праздников в семье здешнего казака Георгия Мотохова заговорили об этой женщине, о доброте и уверенности, что исходили от нее. Тогда впервые и задумались: а как бы вернуть в Камбулат бабушкину икону?
Глава села, он же атаман Камбулатского куреня Сергей Нехаенко идею такую поддержал. Поехали казаки на прием к митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу, рассказали все как есть и получили от него благословение на перенесение иконы. Хлопоты по реализации этих планов добровольно взяли на себя здешние казаки во главе с Сергеем Нехаенко: Георгий Мотохов, Александр Хлебников, Владимир Копылов и другие – с полным правом можно перечислить десятки человек. Кстати, казаки специально к этому торжественному дню сшили себе форму.
…От поклонного креста, то есть от окраины села, до храма казаки несли святыню на руках. Конечно же, не могла процессия в такой светлый день не завернуть на сельское кладбище, где похоронена матушка Агрепина. Протоиерей Светлоградского благочиния отец Иоанн отслужил литию по усопшей 23 года назад монахине. Затем святыню доставили в храм. Надо ли говорить, что около него по такому поводу собралось все село. На следующий день - а это был престольный праздник - казаки пронесли икону по всем без исключения улицам.
9 ноября 2012 года