В минобразования Ставрополья прошел семинар по профилактике детских и подростковых суицидов
В плане мероприятий правительства СК по улучшению демографической ситуации в Ставропольском крае на 2011-2015 годы эта тема сформулирована следующим образом: «Разработка и реализация мероприятий по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений СК». Задача, таким образом, обозначена на государственном уровне.
Подразумевает эту работу и краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2011-2013 гг.»,
где в подразделе «Право ребенка на семью» речь идет о помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации, о противодействии жестокому обращению с детьми.
Для профилактики суицидального поведения учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования многое делается мин-обром СК, подведомственным ему Краевым психологическим центром. Одна из важнейших задач на этом направлении - вооружить необходимыми знаниями специалистов-психологов учреждений образования, педагогов, родителей. В 2012 году совместно с министерством образования СК Центр издал методическое пособие «Помощь педагогу-психологу в работе с критическим инцидентом, адресованное педагогам-психологам, специалистам-суицидологам, учителям - всем, кто в своей профессиональной деятельности сталкивается с уже произошедшим детским суицидом либо с детьми из «группы риска».
Автор книги Ольга Бобренко, кандидат психологических наук, доцент кафедры Ставропольского государственного педагогического института, не только дает в ней общие представления о суициде и суицидальном поведении подростков, но и представляет этапы практической работы специалиста с таким, говоря языком психологов, критическим инцидентом, каким является детское самоубийство. В пособии содержится также диагностический материал. Один из разделов книги посвящен принципам организации мобильной бригады специалистов, которая выезжает на случившийся критический инцидент в школу или колледж.
Подобная мобильная бригада быстрого реагирования создана и работает в Краевом психологическом центре. Ибо, по словам заместителя директора Центра Ларисы Гладченко, трагедия суицида, как брошенный в воду камень, создает вокруг «круги травматизации». Самый ближний - это семья погибшего ребенка. Вторичной травматизации подвергаются его друзья, одноклассники, педагоги.
На случай подросткового суицида (или его попытки) специалисты мобильной бригады Краевого психологического центра выезжают совместно с представителем министерства образования Ставропольского края. У того свои функции. Вот как определила их заместитель министра образования СК Диана Рудьева: «Специалист министерства занимается проверкой деятельности образовательного учреждения, в котором произошел критический инцидент, в части защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; выясняет, все ли было сделано, чтобы избежать трагического события».
Психологи же Центра работают с теми, кто считается пострадавшими в данной ситуации. Это детский и педагогический коллективы учебного заведения. В первую очередь, как уже было сказано, «ближний круг» - одноклассники погибшего, его друзья, учителя. (Члены его семьи - если они изъявляют желание получить психологическую помощь.)
Помощь оказывается в форме консультаций, бесед - в группе и индивидуальных. Психологи работают с такими чувствами людей, как вина, тревога, и другими. Оставшись неотреагированными, эти эмоции могут привести к депрессии, психосоматическим заболеваниям. Более того, в подростковых и молодежных коллективах суицид, как считают психологи, может оказаться «заразным». Понятно поэтому, что подобная помощь специалистов необходима. И, разумеется, длительную реабилитацию должен проходить ребенок, подросток, если его покушение на само-убийство, по счастью, не удалось.
В алгоритме оказания психологической помощи есть и возвращение к случившемуся через полгода. Участники мобильной бригады вновь выезжают на место критического инцидента, проводят диагностику, дают рекомендации...
Важным шагом, предпринятым Краевым психологическим центром, стал круглый стол «Организация работы педагогов-психологов образовательных учреждений СК в ситуации суицида». На него пригласили 15 специалистов, которые в своей работе столкнулись с этим трагическим случаем, а также клинических психологов Ставропольской краевой клинической больницы № 1, ученых вузов.
На круглом столе были подняты следующие вопросы. Может ли психолог без специального обучения работать с ситуацией суицида или необходимо обратиться к специалистам - суицидологу, психиатру, клиническому психологу? Какова юридическая ответственность психолога, работающего с ребенком, который совершил попытку суицида? Кто имеет право проводить проверку работы психолога в ситуации произошедшего в учебном заведении критического инцидента? Какова ее суть? (Очень важный вопрос, потому что часто много сил и времени психолог тратит не на работу с пострадавшими, а на доказательство своей профессиональной состоятельности.)
Поднимался вопрос организации ряда обучающих семинаров для педагогов-психологов края по профилактике суицида в образовательных учреждениях.
Затем в Ставрополе состоялся организованный минобром СК совместно с Краевым психологическим центром семинар «Профессиональная поддержка педагогов-психологов, работающих с детским суицидом». Опросы показывают, что многие школьные психологи, столкнувшиеся по службе с ситуацией детского самоубийства, меняют работу.
Семинару предшествовало исследование, в котором приняли участие 105 ставропольских специалистов. Выяснилось, что так или иначе сталкивались в своей работе с ситуацией самоубийства более половины респондентов. С угрозой его совершения - 27 человек, незавершенным суицидом - 22, суицидальным поведением - 15; с завершенным суицидом - 12 человек. Большинство специалистов отметили, что чувствовали себя в этой ситуации растерянными и беспомощными; испытывали беспокойство, тревогу, страх, сомнения в своих профессиональных возможностях.
В семинарах «Детский суицид: от понимания к помощи», которые весной и летом 2012 года состоялись в Ставрополе, Пятигорске, Буденновске, селе Александровском, приняли участие 133 специалиста.
В ходе занятий рассматривались следующие проблемы: теоретические подходы к пониманию детского суицида; модели и стратегии системных мер по профилактике суицида среди детей и подростков; принципы работы с критическим инцидентом (детским суицидом).
Мероприятия включали лекционные и семинарские занятия, просмотр фильма, групповое обсуждение моделей профилактики суицида, ролевые игры. По окончании семинара участники получили сертификаты.
А в мае этого года краевое министерство образования пригласило в Ставрополь заведующего научно-исследовательской лабораторией Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического института, старшего научного сотрудника отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии Геннадия Банникова.
Открытую лекцию этого известного российского суицидолога прослушали 90 педагогов-психологов сферы образования из городов и районов Ставрополья. Был рассмотрен широкий спектр вопросов, в том числе методика работы специалистов с суицидальным поведением у детей и подростков.
Следует отметить, что никогда еще подобная работа не велась на Ставрополье столь глубоко и серьезно, с использованием научных подходов, современных методик. Роль министерства образования СК, подведомственных ему учреждений здесь неоспорима.
24 октября 2012 года