Юрий Гонтарь: Семейственность хороша дома
- В российском обществе всегда негативно относились к семейным связям в органах государственной власти, - отметил он. - Согласно проведенным ВЦИОМом опросам большинство граждан - 75 процентов - поддерживают идею запрета близким родственникам занимать высшие государственные посты как в Госдуме, так и в Совете Федерации.
Сами по себе ограничения семейственности на госслужбе не означают запрета профессии или ущемления гражданских прав. Речь идет только о том, чтобы в одном и том же государственном органе одновременно не работали родственники. Семейные связи, не регулируемые на службе, приводят к созданию условий для незаслуженного карьерного роста родственников и неадекватных преференций по отношению к ним.
Сегодня российским законодательством запрещено в одном государственном органе работать близким родственникам судей, сотрудников прокуратуры и полиции. Однако нельзя забывать, что не менее опасна «клановость» и в бюджетных учреждениях – в вузах или здравоохранении. Ситуация, когда один из родственников является главным врачом больницы, а другой, например, отвечает за финансы этого же учреждения, стимулирует коррупцию, приводит к конфликту семейных и служебных интересов. Такой «семейный подряд» непременно порождает желание воспользоваться им. Хотя следует признать, что есть действительно талантливые молодые люди, следующие по профессиональным стопам родителей. Это похвально. Следует различать понятия «семейственность» и «профессиональные династии» в науке, бизнесе, других сферах.
Считаю необходимым распространить действие подобного закона не только на федеральный, но и на региональный уровень. Ведь справедливость и порядок не должны носить локальный характер и оставаться исключительно преференцией федерального центра.
Что касается запрета для госслужащих на владение имуществом и счетами за рубежом, то нельзя забывать очень важное обстоятельство – одной из основных задач любой политической партии и власти в целом является воспитание ответственной, национально ориентированной элиты, которая должна поступать, в первую очередь, в интересах нашей страны. Однако ситуация, при которой чиновники или депутаты, находясь на ответственных постах, хранят сбережения за рубежом, препятствует реализации этой задачи. Более того, можно предположить, что хранить финансы за рубежом заставляет их сомнительное происхождение. Не должно быть так, чтобы представитель власти думал не о том, как добросовестно выполнять свое дело, а о том, в какой заграничной «тихой бухте» бросить финансовый якорь. К тому же если госчиновник или депутат владеет собственностью за рубежом, то обязательно подвержен влиянию со стороны иностранного государства, что несет определенные риски для национальной безопасности России.
Нельзя сегодня идеализировать систему управления государством, допуская тем самым ее стагнацию и застой. У власти, как и у любого общественного института, время от времени появляется объективная потребность в модернизации. Это абсолютно нормальный и естественный процесс, и то, что именно сейчас появляются подобные законопроекты, говорит о том, что это время наступило. Широкая общественно-политическая дискуссия, возникшая в результате обсуждения законодательных инициатив, служит лучшим тому подтверждением.
Важнейшим итогом принятия такого рода законов станут развитие гражданской ответственности у государственных служащих и повышение доверия к ним общества. Неважно - депутат ты или чиновник, важно, что мы все делаем одно большое дело - работаем для людей. И для того чтобы эта работа была эффективной, необходимо прежде всего быть требовательным к себе.
28 сентября 2012 года