07:27, 21 августа 2012 года

Как уберечь городские леса Кавминвод от вырубки, самозахватов и пожаров?

Для Кавказских Минеральных Вод сохранение городских лесов - а это более 10 тысяч гектаров - вопрос жизни и смерти. Не станет их - иссякнут источники минеральной воды.

Проблему не раз рассматривали на уровне Думы Ставропольского края и профильного министерства. В частности, в январе нынешнего года на расширенном совещании «О состоянии и мерах по защите городских лесов в Ставропольском крае» в комитете Думы СК по природопользованию констатировали: муниципальные образования не уделяют должного внимания защите и сохранности городских лесов.

Прошло полгода. И что же?

- Вот посмотрите, - директор Кисловодского лесхоза Виктор Буртник показывает свежие фотографии и поясняет. - В канун пожароопасного сезона энергетики срубили и бросили в городских лесах Кисловодска более 600 деревьев. И никому до этого нет дела.

А все потому, что в Кисловодске до сих пор нет лесничества и, соответственно, нет контроля за лесными насаждениями. Государственное казенное учреждение Ставропольского края «Кисловодский лесхоз» может по договору с администрацией города выполнять определенные виды работ. Но следить за сохранностью городских лесов - не его функция.

Более того, когда дело касается городских лесов, выясняется, что нет даже субъекта отношений. Чем это оборачивается, рассказал Виктор Буртник:

- Когда ОВД по городу Кисловодску возглавил новый начальник, он поднял на защиту леса службу участковых инспекторов - обязал выявлять всевозможные нарушения в лесу и составлять протоколы. Потом эти участковые приходили ко мне и говорили: «Вот мы составили протоколы о нарушениях в городских лесах. А кому отдавать их для рассмотрения и принятия решения?». Некому... Так постепенно эта инициатива сошла на нет.

В Кисловодске числится 2328 гектаров городских лесов. На сегодняшний день ими занимается лишь главный специалист управления городского хозяйства Людмила Черновойтова. Между тем для полноценного контроля необходимы лесничий, его заместитель, два мастера и около десятка лесников. То есть создание лесничества обойдется муниципалитету в круглую сумму. Но если даже случится чудо и местные власти изыщут деньги, создавать лесхоз в ближайшее время бессмысленно.

Дело в том, что формально городских лесов Кисловодска не существует, вернее, не известно, где они начинаются и где заканчиваются. Не проведено межевание, границы не вынесены в натуре, леса не поставлены на кадастровый учет. На все это требуются деньги, и немалые. А их муниципальные власти Кисловодска уже который год не могут выде-

лить.

Между тем без всякого межевания видно, что площадь городских лесов уменьшается, словно шагреневая кожа. И это не только мое наблюдение.

- Самозахват идет повсюду, - подтверждает директор Кисловодского лесхоза. - Срывают террасы, ставят бетонные подпорные стенки и застраивают земли лесного фонда и за городским кладбищем, и вверх по склону от кооператива «За рулем», и в районе «Лермонтовской скалы». К тому же в городских лесах, например на «Волчьих воротах», вываливают строительный мусор.

Площадь потерь лесного фонда Кисловодска от самозахватов еще предстоит определить. Между тем лесам угрожает и другая беда. Через месяц-полтора трава в лесу пожухнет, листва опадет, и тогда достаточно будет искры, чтобы пламя рвануло вверх по склонам горных хребтов, уничтожая деревья и кустарники на десятках, а то и сотнях гектаров. Кто и как остановит пожар в кисловодских городских лесах?

Одно из испытанных средств локализации пожаров - минерализованные (то есть лишенные растительности) полосы. Но для этого их необходимо регулярно, несколько раз за сезон, перепахивать. В нынешнем году договор на проведение противопожарных работ с Кисловодским лесхозом (как рассказал Виктор Буртник) администрация города-курорта заключила в июне, и лишь в конце июля поступили деньги. Поэтому перепахивать противопожарные полосы начали, когда на них вымахал метровой высоты бурьян.

Что касается непосредственно тушения лесных пожаров, то с нынешнего года это стало лицензируемым видом деятельности. Например, ни пожарная команда Службы спасения МЧС, ни водоканал не имеют права это делать. Впрочем, от них и прежде на горных склонах было мало толку.

- Загорелся лес на горе над городским кладбищем. Попытались пожарные туда подняться на своем КамАЗе, - рассказывает Виктор Буртник. - Ему там не проехать, не развернуться. Кое-как сползли вниз задним ходом. А водовозка водоканала и вовсе остановилась на краю асфальта.

На сегодняшний день в Кисловодске лишь Кисловодский лесхоз получил лицензию на тушение лесных пожаров. Во многом благодаря помощи краевого минприроды, выделившего средства на покупку бортового уазика «Фермер», способного с бочками воды в кузове взбираться на крутые склоны.

Но и он пройдет далеко не везде. По официальной информации, прозвучавшей на совещании в комитете Думы СК по природопользованию и подтвержденной директором Кисловодского лесхоза в беседе с корреспондентом «СП», к 960 гектарам городских лесов Кисловодска вообще нет противопожарных подъездов.

Так как же уберечь городские леса Кавминвод от вырубки, самозахватов и пожаров? На мой взгляд, оптимальное предложение прозвучало на уже упоминавшемся совещании в комитете Думы СК по природопользованию: при согласии органов местного самоуправления соответствующих городских округов отнести земли, занятые городскими лесами, к особо охраняемым природным территориям краевого значения, выделив средства на их межевание и постановку на кадастровый учет.

Но местные власти пока не спешат давать согласие. Почему? Виктор Буртник считает, что земли под городскими лесами муниципалы рассматривают как резерв для городской застройки.

«Спасти городские леса»
Газета «Ставропольская правда»
21 августа 2012 года