По трассе Невинномысского канала провели экскурсию для ветеранов
Гидом выступил директор управления эксплуатации Невинномысского канала Виктор Гирин. Началась экскурсия с головного сооружения канала. Затворы, механизмы, производственные помещения на плотине – все это обследовали ветераны весьма дотошно. Подивились автоматической системе управления объектами канала, которая недавно была введена в строй, несмотря на острую нехватку финансов. На большой компьютерный экран выведена информация о состоянии главных гидротехнических сооружений. Кликом мышки можно открывать и закрывать затворы, находящиеся за десятки километров от оператора, производить другие действия. Следит автоматика, а также люди и за тем, чтобы на трассе рукотворной реки не возникало никаких чрезвычайных ситуаций. Пока их, постучим по дереву, и не было.
На плотине канала весьма неожиданно пошел разговор о… глобальном потеплении. Кто-то в него верит, кто-то нет, но Виктор Гирин привел конкретные цифры и факты. Площадь ледников, питающих Кубань и ее притоки, неуклонно уменьшается с каждым годом. Потому иной раз идет через плотину всего 30-40 кубов воды в секунду, хотя еще в конце прошлого века в это время года сооружение пропускало примерно 160 кубов! И во время паводков воды в Кубани стало меньше.
Канал бежит от Невинки по пыльной, жаркой степи. Бежит и наш микроавтобус вдоль трассы канала, длина которого чуть меньше 50 километров Однако мелиоративные тракты, «завязанные» на канал, протянулись более чем на тысячу километров. В зоне влияния «реки счастья» значительная часть Ставрополья, юго-восточные районы Ростовской области, часть Калмыкии.
Тоннель канала под горой Недреманной, концевой сброс, плотина Сенгилеевского водохранилища с донным водовыпуском – это все сооружения уникальные. Как уникален и сам канал, снабжающий питьевой водой более миллиона человек. Площадь же обводнения - полтора миллиона гектаров. Ну а орошает рукотворная река более 80 тысяч гектаров засушливых земель. Невозможна без канала работа Невинномысской, Ставропольской ГРЭС, а также четырех ГЭС.
Среди отправившихся на экскурсию ветеранов были и те, кто проработал на канале многие годы. Заслуженный мелиоратор РСФСР Иван Бондаренко пришел работать в управление эксплуатации в далеком 1953 году.
- Вспомнил, как мы трудились, и словно в молодость вернулся на день, - говорит Иван Александрович. - Когда я на канал пришел, тут еще достраивали многие объекты. Много ручного труда было. Потом уже экскаваторы появились импортные, правда, ломались они часто. Сейчас техника везде, автоматика. Это хорошо. А вот то, что престиж профессии упал за последние годы, плохо!
Действительно, проблем у мелиораторов немало. Это, к примеру, низкая зарплата (в управлении эксплуатации Невинномысского канала в среднем всего восемь тысяч рублей). Отсюда и кадровый голод – вместо положенных по проекту 218 человек работают 94. Это в основном пенсионеры, люди предпенсионного возраста, которые душой прикипели к каналу. Да и на финансирование эксплуатационных мероприятий государство могло бы денег выделять побольше. Сегодня выходит так: канал обеспечивает промышленности и сельхозпроизводству годовой доход свыше 200 миллиардов рублей в год, а сам, увы, живет впроголодь...
15 августа 2012 года