Заглянуть за театральные кулисы можно на выставке в ставропольском изомузее
Сделать это помогут представленные экспонаты – эскизы декораций и костюмов к спектаклям, портреты актеров, афиши, программки, плакаты. А поскольку Ставрополь вот уже более полутора веков по праву слывет городом театральным и в нем выросло не одно поколение искренних поклонников Мельпомены, то и желающих увидеть новую выставку, уверена, будет предостаточно.
Конечно, наивно рассчитывать на то, что театральные мастера-волшебники приоткроют нам все свои профессиональные секреты. Да и не в том цель экспозиции, названной организаторами «Художники и мир театра». Они ставили своей главной задачей открыть нам имена людей, чье творчество наряду с актерским и режиссерским собственно и делает театр театром. То есть необыкновенным своей красочностью зрелищем. Музейщикам пришлось и немало покопаться в своих «закромах», и привлечь к участию самих художников, чтобы как можно полнее отразить процесс рождения образа спектакля в деталях. К счастью, в фондах музея за несколько десятилетий собрана весьма выразительно представляющая театрально-декорационное искусство коллекция. В основном это работы ставропольских авторов, демонстрировавшиеся на краевых выставках в 1960-1980-е годы: тогда при их проведении обязательным был раздел «театрально-декорационное искусство». Благодаря этой, согласитесь, неплохой традиции советского периода сохранены для потомков имена таких заметных фигур в истории художественного процесса Ставрополья, как И. Арлачев, Ф. Воротников, И. Лепаловский, Л. Лепаловская, М. Гафт. Современный театр представлен работами давнего друга музея, известного театрального художника и педагога Л. Черного.
- Наша выставка – своеобразный рассказ о рождении живого чуда театрального спектакля, – говорит директор изомузея Зоя Белая. – В театре зритель видит декорации, предварительно нарисованные художником, а затем изготовленные в специальных мастерских. А наблюдать эти процессы очень интересно! Готовя выставку, мы убедились: театральный художник должен быть превосходным живописцем, колористом, а еще чутким организатором сценического пространства, а еще архитектором, умело использующим нужную именно для этой сцены фактуру материала, а еще в каком-то смысле строителем, осветителем, костюмером…
Именно таким вдохновенным мастером на все руки до сих пор помнят деятели театра и художники Ивана Лепаловского, пришедшего в театр в 1956 году. Он любил все делать своими руками: писал эскизы, подбирал материалы, сам конструировал, чтобы все на сцене работало, включалось – словом, оживало. А вот изумительные эскизы Ивана Арлачева, заслуженного художника России, бывшего главным художником Пятигорского театра музыкальной комедии. Значительную часть творческой биографии краевого театра кукол представляют работы Игоря Вавилина и Татьяны Жуковой. У каждого автора – богатый набор самых разных спектаклей разных жанров, отразивших разные эпохи. Причем сколько существует театр вообще, столько формируется, меняется, обогащается его художественно-декорационная традиция. Лепаловские, например, использовали в качестве сценографических средств сложные инженерно-технические конструкции и кинопроекцию. Арлачев умело применял синтетические ткани и материалы, эффектно усиливал цветовую эмоциональность декораций.
Огромен театральный «портфель» Леонида Черного, участвовавшего в 170 постановках на сценах не только Ставрополя, но и многих городов России. Его творческий прочерк – сочетание современных живописных и конструктивных приемов, тяготение к образной символике, необычные способы отражения сверхзадачи спектакля, от «своей» цветовой гаммы до оперирования всевозможными подручными материалами. Между прочим, стараниями Л. Черного в музейном зале мы знакомимся с уникальной личностью – потрясающим автором старой школы Константином Цыгвинцевым (1882-1950), работавшим еще в театрах графа Строганова, учеником Рериха. С 1939 по 1945 год трудился у нас на Юге – в театрах Грозного, Орджоникидзе, Ставрополя, Дагестана. Получил звание заслуженного деятеля искусств Дагестана, где его до сих пор очень чтут. Л. Черный является обладателем части наследия Цыгвинцева – редких старинных книг по театральному искусству и эскизов, которые он и предоставил музею на время экспонирования. На примере многих работ можно буквально проследить, как художник осмысливает драматургический материал, изучает приметы нужной эпохи – одежду героев, элементы окружавшей их архитектуры, мебели, предметы быта. Все эти шкафчики, столики, камины, особые проемы окон и дверей… По мере развития театра ширился и арсенал оформителей. Это потом, ближе к нашим дням, пошли иные технологичные приемы, конструктивизм, на какое-то время воцарилась госпожа Условность, вспомним, как Мейерхольд пытался вообще освободить спектакль от «ненужного антуража»…
К чести ставропольских театров следует сказать, что они никогда не отрывались от старой доброй традиции: в них по-прежнему сильно тяготение к полнокровной декорации, и наш зритель к этому приучен, он любит не только артистов, он любит театр за вот эту его внешнюю полноценную выразительность, многокрасочность и многогранность. Таково большинство спектаклей наших театров, за редким исключением, когда приезжий режиссер работает в своем ключе.
- Думаю, тут театр еще и ловит зрительские предпочтения, а они у нас свои, отчасти консервативные, но по-хорошему консервативные, – размышляет З. Белая. – И очень хорошо, что зритель видит театр таким, где действительно можно почувствовать художественно-постановочную часть: задники, бутафорию, объекты декораций, костюмы – все в полном объеме.
А нередко, добавлю, и сами декорации выполняют конкретные роли, работают в буквальном смысле на действие. Музей же своими выразительными средствами показывает через художников насыщенную, неслучайную сложность закулисья. В том числе и тех, чей труд стоит за каждым спектаклем. Например, с 1965 года работает в театре драмы замечательный художник-декоратор Валентина Санжарова, не просто внедряя замыслы режиссеров, но и вкладывая частицу собственной души в образы сцены. Свою любовь и преданность театру она отразила еще и в скульптурных бюстах актеров, режиссеров – Малышева, Данильченко, Борташевой. Переходя от экспоната к экспонату, мы словно изучаем историю театра: вот явно время натуралистического оформления (настоящие деревья «росли» на сцене, громоздкая мебель подавляла пространство), а вот начался постепенный переход к бутафорским вещам, рисованным декорациям… Сегодня театральные художники-бутафоры буквально из ничего творят такое великолепие! Тот же Л. Черный принес на выставку эскизы сценических костюмов, причем разработанных им для конкретных актеров, с указанием фамилий – Поморцеву, Колгановой, Ростову…
Свои симпатичные нюансы вносят в единую канву экспозиции несколько работ театральных художников Москвы, Прибалтики, Средней Азии. Непременно захочется остановиться у «игрушечных», но вполне всамделишных макетов декораций, поражающих филигранностью конструкций и деталей: «Пигмалион», «Двенадцатая ночь», «Завтра была война»… Ушедшим милым временем напоен, кажется, сам воздух музейного зала, и ощущение это усиливается при взгляде на разложенные старые программки, а со старых афиш на стене на нас смотрят такие знакомые и такие молодые лица мастеров сцены.
Еще, кажется, нескоро начнется новый театральный сезон, но эта встреча в музее явно сделала его ближе. Какие молодцы все-таки музейщики, решившие подарить нам эти добрые мысли и чувства! Остается лишь в очередной раз подивиться их профессиональной изворотливости: умудрились вместить всю эту театральную роскошь далеко не в самом большом зале. А если бы в большом – это уже совсем иные финансовые средства, которых у нашего чудесного, совсем не провинциального музея, как вы понимаете, увы… Впрочем, они с присущей им интеллигентной тонкостью души ни на что не жалуются (о зарплате вообще молчок!). Лишь с этой же интеллигентной «упертостью» продолжают твердить: пора нашей власти наконец сделать музеи открытыми народу. Кстати, примеры бесплатного массового посещения музеев имеются сегодня уже во многих странах мира.
- Музеи должны стать бесплатными в той ситуации, в которой находится наше общество и пребывает его нравственность, – убеждена Зоя Белая. – У нас так любят говорить о духовном здоровье и так мало для него делают. Но уж коли краевой музей хранит художественный фонд Ставрополья, то эти ценности должны быть более доступны жителям края. Хотя бы подрастающему поколению. Это вполне реально, речь-то о не очень великих миллионах… А мы постоянно в выходные видим такую картину: идут бабушка и внуки, остановились у афиши музея: сколько стоит билет? Посчитали по головам: нет, не хватит – и пошли мимо. А ведь могли зайти…
Эти попутные мысли Зои Александровны в конце нашей беседы ничуть не противоречат всему вышесказанному о художниках театра. Потому что и художникам, и театру нужен свой зритель. Ну а выставка уже стала подарком и для тех, и для других.
10 августа 2012 года