Алина Левитская рассказала о том, как избежать коррупции в СКФУ
Напомним, что в состав федерального университета вошли: Северо-Кавказский государственный технический университет, Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет и Ставропольский государственный университет. На пресс-конференции Алина Левитская сообщила: в ближайшее время в Министерстве образования и науки РФ будут подписаны все документы, требующиеся для создания единого юридического лица – Северо-Кавказского федерального университета.
Корреспондент «СП» спросил ректора, насколько обоснованы разговоры о грядущем присоединении к СКФУ Пятигорской фармакадемии и Ставропольского пединститута, а также других вузов региона.
- Действительно, руководство фармакадемии обращалось с такой просьбой, – ответила Алина Афакоевна. – Но инициатива несколько запоздала. Она последовала после того, как Правительство Российской Федерации и учредитель фармакадемии приняли решение, что она соединяется с Волгоградским медицинским университетом.
Что касается присоединения Ставропольского педагогического института к пединституту, созданному в структуре СКФУ, то, как пояснила ректор, правительство Ставропольского края вышло с таким предложением. До конца нынешнего года вопрос, скорее всего, решится. И в последующие годы федеральный университет, возможно, примет в свое лоно еще некоторые институты.
Как известно, качественное образование возможно только там, где ни за какие деньги нельзя «купить» оценку на экзамене. А ныне, увы, это весьма распространенная практика во многих вузах. Вскоре после вступления в должность ректора федерального университета Алина Левитская заявила, что не допустит коррупции в СКФУ.
В этой связи корреспондент «СП» попросил Алину Афакоевну пояснить, как именно она намерена изменить порочную практику, заставить преподавателей отказаться от «дополнительных доходов» во время сессий.
- Нет в стране такого вуза, который был бы свободен от этой инфекции. К сожалению, не существует такой прививки, которая уберегла бы от заражения этой гадостью, – признала Алина Левитская. – Чтобы избежать коррупции, мы, в частности, предприняли следующее. Во-первых, письменных экзаменов в том виде, в каком они ранее существовали, в СКФУ не будет. Таким образом коррупционная кормушка, которая позволяла группе лиц обогащаться, прекратила существование. Второе. Во время встреч с преподавателями на факультетах и с заведующими кафедрами состоялся разговор о том, что надо самое пристальное внимание уделить первокурснику, чтобы составить о нем объективное мнение. Каждый деканат уже через два месяца должен иметь информацию, насколько реальная подготовка первокурсника соответствует тем баллам, с какими он пришел на факультет. Такое пристальное внимание позволит проследить, что происходит с действительно слабыми первокурсниками в течение первой и второй сессий. И сделать выводы: кто, почему и за какие «коврижки» их «тянет». О том, что реакция на такие выводы обязательно последует, профессорско-преподавательский состав федерального университета знает. Кроме того, я открыла сайт, на который имею доступ только я сама. И студенты из всех трех университетов пишут мне туда о разных «чудесах». Мы реагируем на эти сообщения, привлекая в том числе и правоохранительные органы. Есть еще одна проблема качества высшего образования, на которую корреспондент «СП» обратил внимание руководителя будущего флагмана университетов Северного Кавказа. Лишь незначительная часть выпускников вузов, в том числе и вошедших в состав СКФУ, работает по специальности. Остальные устраиваются где придется, даже реализаторами на рынках. И вовсе не потому что нет вакансий. Просто они не готовы сразу начать работать по специальности – не получили соответствующей подготовки в вузе. Редактор любой газеты, директор любой фирмы знает, что молодого специалиста с дипломом журналиста или бухгалтера надо чуть ли не с нуля учить азам профессии.
- Я согласна, что практикоориентированность обучения могла бы быть иной, – признала Алина Левитская, – приближенной к будущей сфере работы выпускника. Но на большей части специальностей такого подхода, к сожалению, нет. В этой связи мы для себя ставим в качестве одной из первых задач следующее: начиная с первого курса мы должны понимать, какая образовательная траектория может быть предложена этому студенту. Если он намерен пойти на какое-то конкретное производство, то мы с первого курса будем сотрудничать с работодателем. Выясним, какие он сегодня предъявляет требования к квалификации такого молодого специалиста. И исходя из этого будем выстраивать систему специальной подготовки студента, курса спецсеминаров. Более того, мы будем привлекать работодателя к тому, чтобы он участвовал в системе специальной подготовки студентов. Такая задача перед профессорско-преподавательским коллективом уже поставлена.
Алина Левитская выразила готовность и впредь обсуждать с журналистами актуальные проблемы Северо-Кавказского федерального университета.
3 августа 2012 года