08:15, 6 июля 2012 года

Денис Ивенский и симфонический оркестр виртуозно завершили сезон ставропольской филармонии

Уже за несколько дней до события в кассе филармонии был «аншлаг», но многочисленные желающие продолжали настойчиво ждать лишнего билетика и даже терпеливо записывались в очередь на дополнительные «приставные» места. В Ставрополе подобные ажиотажи перед концертами классической музыки случаются не часто, но уж если случаются, то не вдруг и не на пустом месте. При том что в таком многонациональном, демографически сложном городе, как Ставрополь, «свою» публику приходится подолгу завоевывать: убеждать, удивлять, увлекать и только после этого «убивать» наповал!

 Судьба краевой филармонии, в отличие от ряда других учреждений культуры, работавших стабильно, складывалась очень не просто: еще каких-то 10 лет назад здание напоминало заброшенный сарай, а не храм музыкального искусства, внутри него едва теплилась жизнь. К счастью, с тех пор многое изменилось: ценой невероятных усилий дирекции, вновь созданных творческих коллективов филармония постепенно возрождается и становится одним из тех немногих мест краевого центра, в котором можно не только отдохнуть, но и прикоснуться к подлинным художественным ценностям – альтернативе пресловутой навязчивой поп-культуре.

 В год 110-летия филармонии состоялось множество премьер, о которых не раз подробно рассказывали СМИ. Например, о таких масштабных премьерах, как мюзикл И. Левина «Шарман канкан», циклы «Звезды музыкальной России», «Вечера поэзии национальных культур». В марте этого года премьеру еще одного цикла «Молодые дирижеры России» открыл талантливый дирижер из Ростова-на-Дону Илья Петренко – в недавнем прошлом ученик любимого ставропольской публикой маэстро народного артиста России профессора Ростовской государственной консерватории Семена Когана.

 На закрытии концертного сезона цикл «Молодые дирижеры России» успешно представлял хорошо известный ставропольцам краснодарский дирижер Денис Ивенский. Артистизм, обаяние и, как сейчас говорят, харизматичность у него «в крови». Дирижер – это своего рода полководец, капитан, который не просто знает все «мели и рифы», но и умеет принимать неожиданные, неординарные решения, вести за собой оркестр, побеждать и «зажигать» публику.

 В далекие 80-е годы прошлого столетия именно так создавал и «раскручивал» неповторимый творческий имидж оркестра «Виртуозы Москвы» его бессменный художественный руководитель Владимир Спиваков.

И у Дениса Ивенского есть свое особое творческое лицо. В нем есть вдохновенный кураж и ошеломляюще светлая энергетика, которую чувствует зал, возвращая назад взрывами бурных оваций.

Программу «Симфонические шлягеры» Денис Ивенский выстраивал самостоятельно. Как подчеркнула директор Ставропольской филармонии Валентина Куникина в беседе с гостьей вечера генеральным директором творческого объединения «Премьера» Тиной Лысовой: «Мы не настаивали на каких-либо определенных произведениях, не ставили жестких рамок, напротив, мы разрешили ему все». В итоге получилась весьма обширная и разнообразная программа в двух отделениях, где первое выдержано в привычной академической манере. А вот программу второго отделения Денис Ивенский держал в строжайшем секрете до последней минуты и даже сам провел эту часть вечера.

Дирижер привез с собой много новых партитур, пополнив библиотеку симфонического оркестра и, конечно, порадовав публику премьерами, значительную долю которых составили сочинения И. Дунаевского с их безмятежно-светлыми, жизнеутверждающими мелодиями, окунувшими слушателей в ностальгические воспоминания о старой доброй кино-классике «Кубанские казаки», «Веселые ребята». Прозвучало «Либертанго» супер популярного сегодня аргентинца А. Пьяццолы (соло на кларнете исполнил С. Мнацаканян). Настоящим гвоздем программы стала оригинальная пьеса Л. Андерсона «Для симфонического оркестра и пишущей машинки», где соло на настоящей пишущей машинке к великому изумлению и восторгу слушателей виртуозно исполнил сам маэстро!

Солисты - народная артистка России Ольга Мещерякова и Мария Юрьева - блистали в ариях и песенках из мюзиклов и оперетт, народный артист России Борис Бруснев, исполнив арию Роберта из оперы П. Чайковского «Иоланта», покинул сцену под возгласы «браво». Казалось, что все в этот вечер шло, пелось, игралось шутя, беспрекословно повинуясь дирижерской палочке, обретающей в руках мастера настоящую волшебную силу. Было видно, как блестят глаза артистов, как играют на их лицах озорные улыбки, особенно когда из зала на сцену взошел мужчина, чтобы вместе с маэстро продирижировать полькой «Пиццикато» И. Штрауса – пьесой с обилием остроумных акцентов, пауз, ускорений и замедлений темпа. «Школьный вальс» И. Дунаевского прозвучал в исполнении партера, балкона и симфонического оркестра филармонии. Слушатели пребывали в легкой эйфории и той увлекательной атмосфере игры, которую каждый из нас испытывал в детстве, совершенно не думая в эти минуты о том, какого огромного труда стоит такая легкость, какая кропотливая многочасовая работа проделана создателями этой программы – симфоническим оркестром, солистами и главным вдохновителем, азартным и увлеченным Д. Ивенским, между прочим, сильно волновавшимся перед этой премьерой.

Кстати, поразивший всех чудо-дирижер — уроженец Ставрополя, и это тоже внушает радость и гордость «за державу» - нашу малую родину, под небом которой издавна растут и зреют и хлеба, и таланты.

Татьяна КЛИМОВА
«Финальное фортиссимо»
Газета «Ставропольская правда»
6 июля 2012 года