06:19, 23 июня 2012 года

Вопросы воспитания и развития детей в условиях модернизации образования обсудили в Ставрополе

Во всяком случае, я такого не припомню, чтобы перед работниками образования края (в зале на пленарном заседании присутствовали 1700 человек) выступили с докладами директора ведущих академических институтов Российской академии образования; известные всей стране педагоги-практики (большинству аудитории знакомые как участники публицистических программ главных федеральных каналов). На Ставрополье их собрала деятельность комплексной научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства», вот уже девять лет работающей в Ставропольском государственном педагогическом институте. Конференции по антропологии детства проводятся в СГПИ ежегодно. Нынешняя оказалась такой мощной в силу большой актуальности и фундаментальности заявленных ею проблем.

Системная перестройка образования затронула все пласты российского общества, поставила перед ним много вопросов. Об этом говорила, открывая заседание, ректор СГПИ, доктор педагогических наук, профессор, депутат Думы Ставропольского края Людмила Редько (замечу в скобках: именно ее активная позиция и авторитет позволили привлечь на форум цвет российской педагогики).

Вызовам и рискам инклюзивного образования было посвящено выступление директора Института коррекционной педагогики РАО академика Николая Малофеева. Он с удовлетворением отметил, что в отношении к образованию детей-инвалидов в социуме сделан большой рывок. Общество (и закон) признает за ними право на обучение. Появились толерантные термины: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». При этом, однако, раздается все больше голосов, ратующих за инклюзию, то есть обучение этих детей в обычных классах обычных общеобразовательных школ. И часть их действительно на это способна. Но не все, и отнюдь не большинство. Соревнование регионов «по инклюзии» отвлекает от истинного решения проблем образования детей-инвалидов. Как считает академик Малофеев, это помимо совершенствования работы коррекционных школ раннее выявление ребятишек с проблемами в развитии. Если отклонения в здоровье ребенка обнаружены в возрасте до трех лет, помочь ему и дотянуть до возможности учиться в массовой школе гораздо больше шансов. Разумеется, при наличии в этой самой школе дефектолога, психолога, логопеда, которых в последние годы повсеместно сокращают в целях «оптимизации».

Тему вызовов в образовании XXI века продолжил член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург. В массовую школу, сказал он, приходит все больше детей, нуждающихся в коррекции, в помощи специалистов. Например, учащиеся с синдромом дефицита внимания. Такой ребенок имеет сохранный интеллект, но не может сосредоточиться на каком-либо занятии больше нескольких минут. На уроке он и сам не работает, и другим мешает. Но учить, социализировать его нужно. В ряде стран Европы к таким ребятам применяют лекарственную терапию. Есть и опыт их обучения по индивидуальным программам в малых группах при участии специалистов по коррекции (что требует дополнительного финансирования). У нас же им таблеток не дают и учат в больших классах. Между тем именно эти гиперактивные дети часто совершают правонарушения, становятся асоциальными. Экономя на школах, привел Е. Ямбург высказывание Бисмарка, будешь вынужден тратиться на тюрьмы...

Еще одна проблема, на которой он остановился, - изменение этносостава учащихся во многих общеобразовательных учреждениях. Так, по его словам, уже сейчас в Москве есть классы, где русскоязычные дети в меньшинстве. Учителя к этой ситуации не готовы: им приходится преподавать русский язык как иностранный, сталкиваться с иной, незнакомой этнопсихологией, религией. Педагогов сегодня нужно учить, как интегрировать в социум детей с другой этнокультурой, как, невзирая на различия, налаживать между всеми школьниками взаимодействие - и это становится очень важной стратегической задачей в развитии образования и воспитания XXI века.

Проблемы кризиса современного общего образования затронул в своем выступлении директор Института инновационной деятельности в образовании РАО академик Валерий Лазарев. Кризис он назвал системным. Реформы 90-х годов в России создали лишь видимость перемен в этой сфере: школы, превратившиеся в лицеи и гимназии, остались по-прежнему «знаниевоориентированными», и образование по-прежнему остается грузом за плечами выпускника, которым он не умеет распорядиться, потому что не получил в школе (а затем и в вузе) навыков самоопределения, не научился быть «объектом своей жизнедеятельности». По мнению В. Лазарева, не решают эту проблему и новые федеральные государственные образовательные стандарты. Проектная деятельность учащихся в том виде, в котором она представлена сейчас в школе, является, скорее, имитацией научения самостоятельности. Ставить перед собой задачи и решать их не умеют сами учителя, которых, в свою очередь, не готовят к этому в вузах.

Выступление академика РАО, директора Института развития человека Андрея Хуторского называлось «Образование ученика как человека: зачем и как нужно менять современную систему образования». Кого воспитывает школа сегодня - личность или человека? Если личность, то речь идет о социализации, самореализации. Если человека - то о его развитии. Как перестроить систему образования, чтобы первое не довлело над вторым?..

На пленарном заседании выступили также директор Института личностно ориен­тиро­ван­ного образования, член-кор­рес­пондент РАО Владислав Сериков, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Северо-Кавказского федерального университета Валерий Шаповалов, координатор комплексной научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства», заведующий кафедрой андрогогики Ставропольского государственного пединститута Юрий Лобейко. Участие в мероприятии приняла министр образования СК Ирина Кувалдина. Второй день конференции прошел в Ессентуках, где гости встретились с педагогической общественностью Кавказских Минеральных Вод.

*****

...После пленарного заседания мэтры давали мастер-классы. Я пошла к Евгению Ямбургу. Не только потому что из всех гостей он, пожалуй, личность самая «медийная». Последние по времени выступления Е. Ямбурга в СМИ - и в печатных, и в электронных - свидетельство его обостренного восприятия современности и большой честности. Многое из того, о чем он говорил, например, в недавнем телепроекте «Ищу учителя» канала «Культура», как бы это выразиться... не вполне политкорректно. А быть неполиткорректным нынче не принято. Тем не менее Евгений Александрович со всех трибун (включая конференцию в Ставрополе) предупреждает, в частности, о проблеме нарастания генетической усталости в тех человеческих популяциях, где нарушается естественный отбор. Если мы в России, следуя европейским нормам, начинаем выхаживать недоношенных детей весом 500 граммов, то нам нужно понимать, что это проявление гуманности и достижений медицинских технологий имеет свои последствия, считает Ямбург. Эти дети будут ослабленными, потребуют дополнительной помощи и вложения средств в медицину, образование. Готовы ли мы к этому? К тому, что они со временем могут родить такое же ослабленное потомство?.. Опыт коррекции ребятишек с проблемами есть в руководимом им Московском образовательном центре № 109. Он написал об этом опыте книгу, которую считает для себя очень важной, делился им во время мастер-класса.

И все же, как мне кажется, самая важная часть этой его встречи с учителями края, студентами и преподавателями СГПИ началась после того, как кто-то спросил его, что делать с падающим в обществе - особенно в глазах учеников и их родителей - учительским авторитетом. Ямбург согласился с тем, что неважно одетая, надушенная плохим парфюмом школьная учительница в глазах учеников сегодня может выглядеть униженно. Но рассуждать о зарплате педагогов и ее увеличении не стал, предложив свой вариант повышения учительского престижа. Он - в умении удивлять учеников. Е. Ямбург показал аудитории видеозаписи юбилеев образовательного центра № 109, которые проводятся каждые пять лет. Во время одного из них педколлектив дружно встал на коньки и сплясал на льду, пожалуй, не хуже некоторых звезд ледовых телешоу. А завуч в возрасте сильно за пятьдесят, специально для этого похудевшая на десяток килограммов, еще и солировала - на коньках! - в рок-н-ролле. Еще мы увидели праздник тридцатипятилетия Центра - поставленный силами учителей и директора мюзикл. Музыка, огни, триста пятьдесят педагогов на сцене, все замечательно двигаются, у всех сияют глаза... «Кто посмеет унизить такого учителя?» - спросил Ямбург, когда фильм закончился. Я поглядела по сторонам, увидела, как похорошели и помолодели лица знакомых мне ставропольских учительниц, как оживились студенты пединститута - в школе, оказывается, может быть не только буднично и трудно, но и празднично (хотя, конечно, каких трудов такой праздник стоит, можно только догадываться).

Такого учителя при таком директоре унизить нельзя. Урок конференции по антропологии образования...

«Какого учителя унизить нельзя»
Газета «Ставропольская правда»
23 июня 2012 года