06:36, 23 июня 2012 года

Свобода слова: нужны ли ей границы

Так и со свободой слова. Мне всего лишь 18, в СССР я не жила, несвободы на себе не испытала. Поэтому и решила спросить тех, кто знает, каково это - «жить до появления телевизора».

Всем задала одинаковые вопросы о том, как изменила их жизнь свобода слова и нужны ли ей границы.

Мария

Вещевой рынок... Мое внимание привлекла маленькая, скромно одетая женщина. Она копошилась в горе книг азартнее, чем я в холодильнике. Мария оказалась тем самым «книжным червем», о которых я слышала много, но видела очень редко.

- Я была учителем, потом бросила это дело, - откликается она на мои вопросы. - Сейчас скупаю всякие книги и затем перепродаю их, стараюсь как можно с меньшей наценкой, чтобы они были доступны людям. Какие муки ада проходили мы в советские времена, чтобы достать хорошую книгу... О многих авторах даже представления не имели. Запрещено было читать Солженицина, не в чести был Булгаков. За то, что слушаешь «враждебное» радио, могли быть всякие неприятности. А потом все словно глотнули свежего воздуха! Я читаю все, что мне нравится, писатели пишут то, что им хочется. Зачем границы? Они не нужны совсем. Что там показывают по телевизору, не знаю. Мне некогда, я просто его не смотрю.

Ирина

Подруга моей мамы. Ее папа - таджик, мама - татарка. Она носит короткую озорную стрижку, которая отражает ее характер. Там, где тетя Ира, всегда раздается смех и остроумные комментарии к происходящему. Вот только история ее деда, которую она мне поведала, оказалась не такой уж и веселой...

- Мой дедушка-таджик был сиротой с образованием три класса кишлачной школы, - вспоминает она. - Воевал. В 1941 году, когда в армии были упаднические настроения после отступления, кто-то из взвода сказал: «Отступаем, все плохо». В итоге двоих участников разговора расстреляли, а деда, который даже и русский язык не очень понимал, зато был рядом с тем «оратором», отправили на 10 лет в лагеря. Сейчас можно говорить все. Но люди совсем не ценят свободу слова. Не знают, к чему ведет ее отсутствие. Она не должна быть безграничной, но в то же время не дай бог повторения роковой ситуации, в которой оказался мой дед.

Ольга

Моя учительница по английскому успевает все. Пять минут назад к ней приходили перевести документ, потом она рассказывает мне об особенностях английской грамматики, а через полчаса ей уже нужно бежать на какую-то выставку. Ольга Анатольевна повсюду желанный гость.

- Я всегда любила путешествовать, мечтала о загранице: хотела посмотреть, как люди живут, пообщаться с ними, а потом вернуться на Родину, которую я люблю, - отвечает она на мои вопросы. - Но нельзя было даже говорить об этом. Я жила в постоянном страхе, словно за тюремной решеткой. Я не могла пойти в церковь, найти правдивой информации о том, как живут в других странах. Сейчас могу беспрепятственно говорить со своими друзьями из Америки по скайпу. Да что там, я могу даже к ним съездить! Поэтому границы в области познавательной информации не нужны вообще - я в этом абсолютно убеждена.

Виктор

Дядя Витя, друг семьи. Военный. Чинит вертолеты, к тому же неплохо разбирается в компьютерах. О свободе слова отозвался не так уж и лестно:

- Вокруг одна похабщина! По телевизору жестокость, насилие. Раньше верили в человека, сейчас ничего святого не осталось. Как вам сериал «Бригада»? В главных ролях обаятельные, симпатичные парни. А ничего, что они убили несколько десятков человек? Зато они любят свои семьи, у них вроде как благородные сердца. Из бандитов делают героев! Сплошная подмена понятий. Границы нужны обязательно, иначе будет бардак.

Валерий

Сосед Валера - творческая личность, музыкант:

- Давайте называть вещи своими именами. Сейчас все СМИ поставлены на коммерческую основу. Свобода слова приняла уродливую форму. Короче говоря, кто платит, тот и заказывает музыку. Слово - инструмент. Им надо уметь пользоваться. А этому надо учиться. Культура существует в любой сфере нашей жизни, в том числе и в восприятии информации, чему нас тоже не учат. Думаю, сейчас освещается наше бескультурье. Некоторые факты мы не можем воспринять адекватно. Например, обнаженное тело можно показать в ракурсе порно. А если, допустим, это будет стрип- данс, тогда это культура возможностей человека. Здесь обнажение оправдано. То же самое античные статуи. Красота линий, форм. Нужна культура, чтобы все это понять. Конечно, нужны границы свободы слова. Они должны скрывать все, что вызывает в нас низменные чувства.

Евгений

Борцу с преступностью, всю жизнь проработавшему в уголовном розыске, тоже было что сказать.

Включаешь телевизор, а там по всем каналам криминал. Показывают мошенников и тем самым подсказывают преступникам, как еще можно обмануть старушку, выманить деньги у простаков. Раскрывают секреты работы правоохранительных органов. Раньше об этом запрещалось говорить. Показывают, как, проезжая на мотоцикле или велосипеде, вырвать сумку из рук пожилой женщины. Еще можно избить до полусмерти одноклассника, и тебя покажут в популярной передаче по телевизору. Все это своего рода реклама, а преступникам - террористам и мошенникам - руководство к действию. Нужны границы свободе слова. Очень четкие. Не надо пропагандировать насилие, преступность. Ведь некоторые люди готовы пойти на убийство, чтобы стать известными.

От автора

Я сама очень редко смотрю телевизор и выключаю его, когда меня пытаются накормить пошлостью, криминалом и жестокостью. Но ведь хорошо, что современный мир дает мне возможность выбирать. Если задуматься, то станет ясно: мы вообще очень мало хорошего знаем о нашей стране. Зато обо всем плохом нам каждый день агрессивно «напоминают» некоторые СМИ. Нужна золотая середина, чтобы каждый, кто живет в России, имел возможность гордиться своей страной, радоваться, что рядом подрастает новое, умное, доброе, отзывчивое поколение...

Полина НАБИЕВА
«Свобода слова: нужны ли ей границы»
Газета «Ставропольская правда»
23 июня 2012 года