Ставрополье – оплот России на Северном Кавказе
К участию в экспозиции привлечено одиннадцать музеев края: из Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Георгиевска, Светлограда, Благодарного, Буденновска и Красногвардейского, Александровского, Изобильненского, Труновского районов. Вот какой мощный отряд музейщиков трудился над этой содержательной и вместе с тем увлекательной панорамой истории нашей малой родины.
Куда ни глянешь, всюду бесценные раритеты. Вот на стене прекрасно сохранившаяся статистическая карта Ставропольской губернии 1874 года, составленная лично нашим знаменитым кавказоведом Иосифом Бентковским, рядом в витрине – серебряный бант к памятному венку на могилу героини Первой мировой войны, георгиевского кавалера сестры милосердия Риммы Ивановой. Место упокоения героини утрачено (памятник восстановлен лишь в наши дни в ограде Андреевского собора), остался лишь этот печальный бант… А вот стенд, рассказывающий о славном сыне Отечества, герое другой, Кавказской войны Николае Слепцове, в честь которого названа станица, но памятник которому, увы, тоже не сохранило время. А вот у стены вызывает почтительное любопытство монументальный стол с письменным прибором и напольными часами – рабочее место чиновника конца ХlХ – начала ХХ века. На стенах – старые картины и фотографии, запечатлевшие земскую школу и правление села Петровского, портрет городского головы Пятигорска, секретаря Святокрестовской земской управы, атамана станицы Ессентукской… Лица давно минувших дней, вглядываясь в которые, как-то иначе начинаешь понимать выражение «глубь веков»… Документы, фотографии, предметы материальной культуры, исторические реликвии зримо повествуют о том, как образовывалась Ставропольская губерния и какую роль она сыграла в упрочении российской государственности.
- Этой выставкой мы заявляем, что Ставропольская губерния долгое время являлась плацдармом становления российской государственности на всем Северном Кавказе, – говорит директор музея-заповедника Николай Охонько. – Стержнем экспозиции стали государственно-правовые акты, определявшие эти процессы. Конечно, обращают на себя внимание портреты государей, имевших отношение к этим процессам, а также наместников Кавказа, непосредственно проводивших здесь политику Империи… Мы постарались собрать из имеющихся фондов все самое важное и интересное, в чем можно, думаю, воочию убедиться в этом зале.
Уже с первых лет существования Кавказская губерния выполняла две главные и весьма важные функции – и военного, и гражданского управления новыми южнороссийскими территориями. Не случайно столь заметную роль наряду с регулярной армией играло здесь казачество. Однако, как выразился однажды император Николай Первый, военное управление на Кавказе – главное, но наиважнейшее – гражданское. И именно здесь постепенно сумели перейти от силовых, как бы сейчас сказали, методов управления к сугубо мирным. Поэтому вполне закономерно, что обе линии приходилось проводить людям, стоявшим во главе губернии. Как правило, личности это были весьма незаурядные, умные, смелые, прогрессивно мыслящие.
Одной из крупнейших фигур этой плеяды по праву называют человека удивительной, легендарной судьбы – Николая Евдокимова. Уроженец станицы Наурской, из семьи солдата-артиллериста, выросший в крепости Темнолесской, он прошел все ступени служебной лестницы, стал генералом от инфантерии и графом. Именно Николай Иванович в 1859 году руководил операцией по пленению имама Шамиля. Долгое время жил в Ставрополе, завершил жизнь в Пятигорске, где и погребен. О его деяниях красноречиво рассказывает часть экспозиции, где можно увидеть не только личные вещи генерала, но и едва ли не самый ценный экспонат среди прочих – жалованная грамота на титул графа 1864 года (подлинник!), этакий внушительный фолиант в роскошной оправе, где на 16 страницах описаны боевые заслуги Николая Ивановича. Остается лишь удивляться, как и кому удалось сберечь эту реликвию, кстати, вместе с подлинным креслом генерала и его портретом. До 1935 года все это находилось в Спасском соборе Пятигорска, пока храм не был разрушен. Как рассказала куратор выставки, замдиректора музея-заповедника Алла Макодзеба, по преданию, вдова графа Евдокимова многие годы приходила в ограду собора к его могиле и сидела здесь на его кресле… Низкий поклон безымянным энтузиастам, хранившим раритеты порой с риском для собственной жизни. Они делали это для нас, для будущих поколений. А биография графа, уверена, еще ждет своего будущего талантливого киносценариста!
- Если б не было великих потрясений двадцатого века, таких раритетов наверняка сохранилось бы гораздо больше и мы могли видеть свою историю более полной, – уверен Н. Охонько. – Тем ценнее для нас все сохраненное.
В экспозиции уделено внимание и духовной составляющей истории губернии, ставшей, как известно, в середине ХlХ века центром епархии и форпостом православия на Кавказе. Здесь мы видим и первого епископа Черноморского и Кавказского Иеремию, и самого известного в ряду архиереев – святителя Игнатия Брянчанинова. Можно с уверенностью говорить о том, что духовная преемственность прослеживается достаточно четко.
Еще одна безусловно ярчайшая личность, представленная на выставке, – губернатор Ставропольской губернии Николай Никифораки, возглавлявший ее рекордные для всей Российской империи 17 лет (обычно они сменялись каждые пять лет), и очень много успевший сделать полезного, от сооружения первого телеграфа и развития телефонной связи до строительства железной дороги и открытия отделения Государственного банка. При Николае Егоровиче губерния пережила настоящий экономический бум, и вполне заслуженно губернатору Никифораки посвящены книги, несколько лет назад в Ставрополе ему установлен памятник.
В состав губернии также с самых первых дней входили места, заселенные кочующими народами – туркменами, ногайцами, калмыками, для связи с которыми существовало специальное управление. Через него российская власть старалась сохранять местные обычаи и традиции, не вмешиваясь в жизнь кочевников, в то же время поддерживая баланс между государственным законодательством и правилами, существовавшими у здешних жителей. Материя достаточно тонкая! Так что чиновников, занимавшихся этими вопросами, вполне можно назвать и политиками. Наверное, с чувством особой гордости носили они свои особые головные уборы – так называемые «двууголки», одна из которых представлена на стенде. Вот бы и нынче ввести специальную форму для государственных людей, чтобы можно было распознать их издалека…
Директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко, прежде чем оценить выставку, выразил близкую многим гостям музея мысль о том, что объявление 2012-го Годом российской истории свидетельствует о появившемся у власти понимании значимости истории, дающей всем нам, и государству в том числе, осознание пройденного пути. Благодаря чему идет возвращение забытых имен, свершений, событий, документов.
- Выставка «Оплот России на Северном Кавказе» отражает огромную многолетнюю исследовательскую работу музейщиков, ученых, краеведов, наших добровольных помощников. Такие выставочные проекты должны стать регулярными, ибо они объединяют все музейное богатство историко-культурного наследия нашего замечательного края, дают людям выразительное, красочное представление о нашей славной истории со всеми ее разнообразными, сложными и прекрасными страницами.
*****
Словари толкуют слово «оплот» как защиту, охрану, твердыню, прибежище. Все эти смыслы как нельзя лучше подходят Ставрополью, в разные эпохи выполнявшему все названные роли. И остающемуся сегодня российской твердыней на Кавказе, надежным прибежищем разных его народов. Так что название музейной выставки вполне отвечает ее сути – Ставрополье действительно оплот России.
19 мая 2012 года