08:09, 8 февраля 2012 года

Александра Шумакова работает над созданием новых технологий подготовки учителей

Бывая в школах края, я наблюдаю, как в лучших из них ищут современные методики преподавания, как наиболее продвинутые учителя стараются освоить новые профессиональные компетенции. Чаще всего делается это эмпирически, на ощупь – просто потому, что этого требует жизнь.  

Дети стали другие: они мобильнее не только своих родителей, но и старших братьев и сестер; у них выше уровни познавательной активности и притязаний. Глобальная сеть, в которой они ориентируются лучше своих наставников, предоставляет им столько источников информации, что учитель теперь – лишь один из таких источников. Его задача сегодня не просто дать ученикам знания, но научить детей ими пользоваться – при получении дальнейшего образования и всю жизнь. Наиболее чуткие педагоги это понимают. Им нужна опора на методику, на науку.

Поэтому так востребованы исследования Александры Шумаковой. Над созданием новых технологий подготовки учителей в вузе она работает 12 лет под руководством ректора СГПИ доктора педагогических наук профессора Людмилы Редько, продолжая идеи, заложенные в научных трудах руководителя. Главная из этих идей состоит в том, что пространство профессионального обучения будущего педагога не может быть сосредоточено лишь в самом вузе. Да, лекции и практические занятия идут своим чередом, в рамках учебного процесса. Но студента нужно вовлекать и в другие жизненные среды, сделать пространство подготовки специалиста интегрированным. Суть научных изысканий А. Шумаковой – в проектировании подобного пространства и его апробации на базе Ставропольского госпед-института.

- Среди важнейших компетенций, которыми в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами должен обладать современный учитель, – говорит исследовательница, – умение организовать опытно-экспериментальную деятельность учащихся. СГПИ располагает своими экспериментальными площадками на базе школ и детских садов Ставрополя, где под руководством преподавателей вуза и педагогов образовательных учреждений наши студенты проходят практику и занимаются экспериментальной работой. Но главная научно-исследовательская база – краевая лаборатория «Антропология детства» при нашем институте. Студенты психолого-педагогического факультета работают здесь над технологиями личностно ориентированного подхода к ребенку; студенты факультета специальной педагогики занимаются проблемами тифло- и сурдопедагогики, оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Из этих опытов рождаются не только курсовые и дипломные работы, но и диссертации, научные статьи…

Будущие педагоги ищут свой стиль профессиональной деятельности. Вуз помогает им, организуя в рамках регионального компонента учебного плана элективные курсы по психологии и педагогике. Среди спецкурсов есть и такие оригинальные, как «Психологический имидж учителя», «Актерское мастерство педагога».

Часть опытной работы А. Шумакова проводит на базе Центра развития личности СГПИ и других вузовских центров. Анализируя результаты всей этой деятельности, она делает выводы: новые технологии подготовки делают студентов более гибкими и мобильными, ребята учатся работать «под запрос» общества, меньше пугаются меняющихся условий личной и социальной жизни. У них формируется представление, что получить знания «раз и на всю жизнь» нельзя, их необходимо обновлять. А значит, они смогут научить этому своих учеников.

В исследовании А. Шумаковой показано, что учитель должен хорошо знать атмосферу своего региона – его культуру, традиции, ментальность семей, из которых к нему в класс придут воспитанники. В рецензиях на докторскую диссертацию, которая стала квинтэссенцией ее научной работы, отмечено, что автор внес серьезный вклад в педагогическое регионоведение.

В 2011 году коллектив авторов – Людмила Редько, Александра Шумакова и Валерия Веселова – стали победителями конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу. Эта монография «Проектирование интегрированного образовательного пространства педагогического вуза» и есть руководство к действию, которого так ждут в школах и пединститутах. 

«Проект учителя»
Газета «Ставропольская правда»
8 февраля 2012 года