М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов

Первый в России памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову работы скульптора Александра Опекушина, на месте дуэли поэта в Пятигорске

Первый в России памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову работы скульптора Александра Опекушина, на месте дуэли поэта в Пятигорске

© Фото: из архива газеты «СП»

Известный краевед посвятила новое исследование теме религиозного самоопределения Михаила Лермонтова. Эта работа по-своему продолжила предыдущую книгу М. Дамианиди «Свято-Лазаревский храм», рассказывающую об истории храма, построенного на старом пятигорском кладбище. Именно в Пятигорском некрополе был первоначально захоронен М. Лермонтов, здесь покоится прах некоторых родственников и друзей поэта. Восстанавливая далекие события, связанные с пребыванием Лермонтова на Кавказе и его трагической гибелью, М. Дамианиди рассказывает и о бабушке поэта, благодарной жителям Пятигорска за память о внуке: Е. Арсеньева, организовав перевозку тела Михаила Юрьевича на родину, прислала из далеких Тархан в Скорбященскую пятигорскую церковь икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», ныне находящуюся в Свято-Лазаревском храме.

В книге «В минуту жизни трудную...» краеведом собраны факты, связанные с духовной жизнью поэта: пешее путешествие молодого Лермонтова с московскими друзьями на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, посещение в Воскресенске «русских палестин» – подмосковного храмового ансамбля, созданного по проекту патриарха Никона, исповедь и причастие Лермонтова, о которых сохранились записи в старых церковных книгах. Постепенно у читателя складывается достаточно детальное представление о посеянных семенах веры, давших свои плоды и в творчестве.

По мысли М. Дамианиди, этими значимыми событиями в духовном взрослении поэта была подготовлена благодатная почва для рождения его неповторимо-прекрасной молитвенной лирики. Да и в целом они существенно повлияли на развитие едва ли не главного философского стержня всего творчества Лермонтова, в котором сталкивались непримиримый бунт и чудесное обретение гармонии окружающего мира, житейский скепсис и высокое стремление к благодати спасения, душевного покоя, умиротворенности. Анализируя спорные, неоднозначные моменты лермонтовской духовной биографии, М. Дамианиди делает акцент на его окружении, приводит краткие записи богословских бесед Лермонтова с В. Одоевским, упоминает и о несомненно важном для поэта знакомстве с А. Муравьевым, известным религиозным деятелем той эпохи.

Следует добавить, что одним из первых читателей книги еще до ее публикации и консультантом автора стал духовник Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Филипп Устименко. Советы авторитетного служителя церкви стали для исследователя весьма ценным ориентиром в изучении столь непростой темы. В целом же книга будет интересна как знатокам и поклонникам творчества великого поэта, так и широкой читательской аудитории. 

Наталья БЫКОВА

Лермонтовская икона хранится в Пятигорске / Газета «Ставропольская правда» / 31 января 2012 г.