Проблемы и перспективы дорог России обсуждали в Ставрополе
Выставочные павильоны, где были презентованы инвестиционные проекты и продемонстрированы примеры практического применения новейших технологий, развернулись в краевом центре на площади Ленина. Свои достижения представили научные объединения, подрядные организации и государственные учреждения из полусотни субъектов страны. Многочисленных гостей выставки приветствовал губернатор Валерий Гаевский, который отметил, что для Ставрополья является большой честью принимать цвет российской дорожной отрасли. В свою очередь, представители федеральных структур неоднократно обращали внимание на то, что дорожная сеть края в последние годы динамично развивается и по качеству автомагистралей особых замечаний нет.
К форуму была приурочена научно-практическая конференция, в рамках которой участники смогли комплексно обсудить вопросы по обеспечению качества не только в процессе строительства, но также при ремонте и содержании автомобильных дорог. То, что болевых точек по этим направлениям накопилось очень много, никто не отрицал. Выступая на пленарном заседании конференции, заместитель министра транспорта России Олег Белозеров выделил несколько принципиальных моментов, которые в ближайшие несколько лет должны существенно изменить положение дел в дорожной отрасли.
Это прежде всего бюджетные новации. В частности, как уже писала «СП», воссоздаются региональные дорожные фонды. На федеральном уровне такой фонд уже действует, и теперь эта система внедряется в субъектах. Это не значит, подчеркнул О. Белозеров, что у каждого региона просто появится некая «кучка денег» для решения дорожных вопросов. Кардинально меняются подходы к финансированию отрасли. Так, за счет этого в некоторых территориях практически в разы вырастут объемы вливания в нее. Соответственно российский Минтранс призывает регионы уже сейчас проявлять активность в подготовке проектов, переговорах с подрядчиками, конкурсных процедурах. Только при таких усилиях новая система даст результаты уже в следующем году. По последним данным, более двух десятков субъектов уже приняли законы о создании дорожных фондов. И Ставрополье в их числе. До конца года в этом плане должны подтянуться и все остальные территории.
При этом региональным властям рекомендовано подумать и о подобных экспериментах на местном уровне, несмотря на то, что неизбежно возникнут серьезные проблемы по наполнению муниципальных дорожных фондов. Причем Ставрополье могло бы стать одной из пилотных площадок, отметил О. Белозеров, обращаясь к губернатору В. Гаевскому.
Немаловажен и такой момент: в отрасли расширяются горизонты планирования. Органы власти теперь смогут заключать с дорожниками контракты на несколько лет. Это должно позитивно сказаться на качестве ремонта и содержания автомагистралей. Так, подрядчики будут заинтересованы в качественном выполнении работ, а ведомства наконец избавятся от традиционных проблем со срывами сроков и освоением средств. Ведь, как прозвучало, уже притчей во языцех можно назвать ситуацию, когда в благоприятную для ремонта магистралей погоду дорожники заняты торгами и только в слякоть приступают к работам.
Кстати, если говорить о ремонте дорог в стране, то Росавтодор к 2014 году планирует удвоить его объемы, сообщил его глава Анатолий Чабунин. На этот год запланирован ремонт 5,7 тысячи километров российских дорог, а упомянутое удвоение этого показателя позволит к 2019 году привести практически всю сеть в состояние, соответствующее нормативам. А. Чабунин также подчеркнул, что Росавтодор будет постепенно увеличивать и объем капитального ремонта федеральных трасс. Это связано с тем, что в настоящее время автомагистрали испытывают нагрузку, в разы превышающую ту, что была заложена при их проектировании.
В рамках конференции и на брифинге для журналистов не обошли стороной и состояние дорожного хозяйства Ставрополья. Валерий Гаевский отметил, что расходы на отрасль значительно растут. Так, в этом году их общий объем из всех источников составил 4,5 млрд рублей, что в сравнении с 2010 годом больше на 71 процент. Такая тенденция позволяет рассчитывать на успешную реализацию целого ряда крупных проектов, и в частности строительство дорожных обходов городов. А некоторые планы даже выходят за географические границы края. Речь идет, к примеру, об идее двухчасовой доступности главных курортов юга — Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья и Черноморского побережья.
Тем не менее остаются давние «болячки» местного уровня. В крае 59 сельских населенных пунктов имеют проблемы с круглогодичным доступом к автомагистралям. Чтобы их решить, надо построить и реконструировать более трехсот километров муниципальных дорог. В этом году краевой бюджет выделил миллиард рублей на решение проблемы. В итоге к концу текущего года будет приведено в порядок пять межпоселковых дорог. А всего с учетом федеральных ассигнований за год будут закрыты проблемы по 52 проблемным километрам - в городах и на селе.
Что касается остальных вопросов, то, как прозвучало, многие из них учтены при формировании краевого дорожного фонда, который аккумулирует в 2012 году около 6,3 млрд рублей. Приоритетом останутся внутригородские и межпоселковые пути сообщения.
Кстати, отвечая на вопрос «СП» о перспективах разгрузки улиц Ставрополя, где автомобильные пробки стали проблемой не только центральной, но и практически всех остальных частей города, В. Гаевский заверил, что краевые власти не остаются в стороне от проблемы. На дороги Ставрополя в прошлом году было потрачено в общей сложности 400 миллионов рублей, в этом — 300 миллионов. Примерно за три-четыре ближайших года дороги краевого центра будут приведены в нормативное состояние. Однако во многом это зависит от того, как скоро муниципалитет создаст городской дорожный фонд. Региональный бюджет готов оказать софинансирование.
Говорилось и о платных дорогах. Как выяснилось, в Ставропольском крае рассматривается возможность реализации двух подобных проектов. Но длительные сроки их окупаемости пока не позволяют говорить о скором воплощении идей. Инвесторам, пояснил губернатор, придется или долго ждать возвращения затрат и получения прибыли, или вводить высокие тарифы. Но понятно, что в последнем случае эти трассы будут невостребованными.
А по мнению О. Белозерова, платные автомагистрали для России отнюдь не панацея от всего вороха накопившихся в отрасли проблем. В идеале бесплатные дороги не должны уступать по качеству платным, и для этого в стране уже создан ряд предпосылок. Осталось лишь дождаться эффекта...
5 октября 2011 года