12:27, 10 августа 2011 года

Ставропольский омбудсмен отчитался о своей работе в комиссии по переаттестации сотрудников полиции

По инициативе Губернатора края Гаевского В. В. и рекомендации Общественного Совета при ГУ МВД России по Ставропольскому краю, приказом начальника ГУ Горового А. В., я был включен в члены аттестационной комиссии по проведению внеочередной аттестации сотрудников управления в связи с реформированием милиции.

Согласие с моей кандидатурой для руководителя ставропольской милиции, а им тогда был нынешний первый заместитель МВД России Горовой А. В., было смелым, не ординарным решением. Ведь я получал доступ к ведомственным тайнам и секретам, которые могли всплыть при обсуждении аттестуемых.

И моя прошлая прокурорская и нынешняя правозащитная деятельность не сулили ничего хорошего для милиции. Даже мне это решение казалось чрезмерно рискованным.

Согласие же на мою кандидатуру означало, что Горовой А. В. готов, ради интересов дела, на любую открытость и прозрачность, что свидетельствовало о его политической и профессиональной зрелости.

Последующие события показали, что риск был оправдан.

Осторожность и даже враждебность к моей позиции с начала работы комиссии сменилась откровенным диалогом, признанием моего права делать нелицеприятные выводы и оценки. А это открывало путь к конструктивной работе.

Оказалось, что трудности в работе комиссии вовсе не в достижении компромисса по спорным вопросам, а в обычном для милиции чрезвычайном характере работы комиссии, ее перегруженном регламенте. Заседание проходило без перерыва как правило с 13 ч. до 22 ч., а порой и позже. Но объем предстоящей работы и установленные МВД России предельные сроки проведения аттестации не подлежали обсуждению.

Поскольку в составе аттестационной комиссии были все первые руководители краевой милиции, а аттестация касалась всех сотрудников краевого аппарата, а также руководителей и членов аттестационных комиссий горрайорганов, работа их в комиссии сочеталась с одновременным принятием решений и неотложных мер по резонансным преступлениям.

Таким образом, почти за 2 месяца работы краевой аттестационной комиссии через ее чистилище прошло более 3760 сотрудников краевой милиции, руководителей горрайорганов милиции, следователей других сотрудников номенклатуры главного управления.

Ни один из них не был обделен вниманием. При этом:

270 - не были допущены к аттестации;

213 - прошли ее со второй или третей попытки;

136 - прошли ее с понижением в должности;

18 - не прошли ее вообще

О напряженном характере обсуждения каждого из кандидатов свидетельствуют такие примеры голосования по некоторым из них - 5 «за», 5 - «против», 3 - «воздержались». Или 5 - «за», 3 - «против», 7 - «воздержались».

Перед членами аттестационной комиссии стояло несколько задач.

1. С одной стороны освободиться от кадров компрометировавших деятельность милиции, не допустить их перехода в ряды полиции.

2. С другой стороны надо было сохранить кадры профессионалов, которые сделают ожидания об эффективной деятельности полиции реальными. Понятно, что эффективная правоприменительная и управленческая деятельность возможна только профессионалам.

3. Одной из важных задач своего участия в работе комиссии я считал необходимым направить ее работу на то, что аттестуемые оценивались не только по их способностям организовать свою работу или работу своих подчиненных по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, обеспечению безопасности и других нужных обществу и каждому результатов, что было главным в деятельности милиции и согласно новому закону «О полиции» остается главным в деятельности создаваемой полиции.

Однако новый закон в целом не меняя стратегических целей полиции, принципиально меняет подходы к их достижению. Они изложены в основном в ст. ст. 1-13 нового закона. В них сформулированы требования законодателя и желание общественности к содержанию, стилю и методам работы полиции, без чего ее деятельность теряет общественную востребованность, а сама реформа - смысл.

Мои попытки развернуть работу комиссии в этом направлении на начальном этапе не встречали понимания и поддержки, а даже вызвали у некоторых членов комиссии и аттестуемых нескрываемое раздражение, что формулировалось в вопросе «что мы школьники, чтобы нам устраивать экзамены?».

Приходилось настойчиво убеждать их в том, что руководители сами плохо знающие закон, не понимающие его новизны и не признающие неизбежности новых подходов к работе, не смогут донести до своих подчиненных его значения, правильно организовать его выполнение.

К чести председателя комиссии Черникова М. Ю. необходимые коррективы в работу комиссии были быстро внесены. Теперь почти каждый аттестуемый считал своим долгом показать, что он знает и поддерживает новации закона.

4. Не менее важно было убедить аттестуемых в том, что реформа милиции - это не уступка властей правозащитникам или общественности, а назревшая социальная потребность и что мотивы реформы - в тех просчетах, которые допускались в деятельности милиции.

Надо было назвать их. Сделал я это на экстренно собранном по инициативе председателя комиссии, собрании членов аттестационных комиссией горрайорганов края.

Стараясь быть предельно объективным, я объясним им, что Президент и Правительство и в целом федеральные власти России пошли на болезненную и затратную реформу милиции не потому, что она плохо выполняла свою задачу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. А потому что за по последние годы в обществе накопилась неудовлетворенность стилем работы милиции. Ее части обвиняли:

1. В систематическом уклонении ее сотрудников от помощи и содействия гражданам в защите их прав, свобод и интересов. Оторванности их деятельности от нужд и запросов граждан, что чаще всего проявлялось в сокрытии заявлений от учета, принятия по ним незаконных решений.

2. В грубости и насилии в отношении тех граждан, которые оказывались в поле ее деятельности.

3. В том, что она часто работает не на интересы людей, а на формальные показатели раскрываемости, выявления, пресечения преступлений и правонарушений.

4. В коррумпированности, подтверждаемой частым выявлением «оборотней» в ее рядах, компрометирующих деятельность ее значительно большего числа честных сотрудников.

5. Во вмешательстве многих ее сотрудников без поводов и оснований в хозяйственную и коммерческую деятельность нередко с крышеванием преступных лиц и сообществ.

6. В чрезмерной закрытости от обществ ее деятельности, корпоративности, ведомственности, доходящих порой до круговой поруки.

7. В низкой эффективности по раскрытию резонансных дел.

Можно соглашаться или не соглашаться с этой критикой. Но факт остается очевидным, что в обществе эти обвинения находят поддержку и что рождаются они не на пустом месте.

Чтобы избавиться от этого тяжелого и давящего наследия, вновь вернуть себе доверие, любовь и уважение народа, создаваемая полиция должна организовать свою работу согласно названных в главе 2 ФЗ «О полиции» «Принципов деятельности полиции».

Это соблюдение и уважение прав и свобод человека, законность, беспристрастность, максимальная открытость и публичность деятельности, стремление к общественному доверию и поддержке населения, взаимодействие с другими правоохранительными и иными государственными органами и органами общественности, а также использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

По сути это не только принципы, а это нравственные начала любой правоохранительной деятельности.

Подводя итоги работы комиссии, считаю, что ей удалось достичь поставленных целей. Прежде всего освободиться от тех, кто никак не должен был попасть в ряды полиции, а также сохранить кадровый потенциал тех, кто обладает богатым опытом и по своим морально-психологическим качествам достоин работы в полиции, остались лучшие из того, что было. Это все, что могли себе позволить комиссия и руководство без риска дестабилизировать общественно-политическую обстановку в крае.

Вместе с тем, проделанная работа по аттестованию сотрудников полиции сама по себе не является гарантией того, что деятельность полиции сразу станет безупречной.

Теперь много будет зависеть от управленческих и профессиональных решений, от того, сумеют ли руководители полиции всех ее ступеней удержать достигнутый в ходе аттестования уровень требовательности и профессиональных возможностей подчиненных.

Захотят и сумеют ли сотрудники полиции работать по новым правилам, соблюдая предписанные Законом принципы деятельности полиции, либо опять ради достижения сиюминутных результатов станут работать по принципу «все средства хороши». Если такое случиться, а вероятность этого не исключена, так как инерция прошлого будет провоцировать и подталкивать на это, цели реформы не будут достигнуты.

Руководителям полиции надо будет убедить своих подчиненных, а дисциплинарной практикой подтвердить, что статистические показатели работы не самоцель, а лишь ориентиры достижение которых нужны обществу и государству только путем строжайшего соблюдения процессуального законодательства и закрепленных в законе принципов деятельности полиции.

Руководителям полиции надо будет неустанно убеждать своих подчиненных в том, что строгость и законность вполне совместимы с человечностью и гуманностью, и что выполняя силовые и другие непопулярные меры они должны их совершать так, чтобы их необходимость, разумность, соразмерность и и алгоритм действий были понятны тем, кто является их очевидцами.

Будущий авторитет полиции во многом будет зависеть от того, будет ли объективно работать ведомственные механизмы самоочищения рядов полиции, - УСБ, инспекции, другие ведомственные структуры, - от скомпрометировавших себя сотрудников или круговая порука вновь будет решающим аргументом в оценке провинившихся сотрудников.

Руководителям полиции надо будет значительно больше, чем это было, уделять внимание формированию привлекательного имиджа полиции. Не пиару и не созданию образа супермена, а формированию честного, бескорыстного, преданного закону и служебному долгу профессионала.

Для этого надо будет не игнорировать критику, а каждый раз адекватно реагировать на критические замечания, независимо, где в СМИ или обращениях граждан о них сообщается. При этом надо давать убедительные, аргументированные, основанные на законе и морали объяснение действиям работников полиции, не боятся признавать правду.

В заключение скажу, что не все сразу получится. Но надо найти в себе мудрости и воли устоять от соблазна вернуться к прошлому. Это будет дорога в тупик.

В то же время вера и настойчивость в правильности выбранного пути гарантирует общественное признание и уважение.