08:04, 22 июля 2011 года

«Кинотавр-2011»: от авторского кино - к «народному»?

На кинофорум приехало рекордное количество участников и гостей - около 5000 человек. Среди них 450 журналистов со всего мира. В принципе любой человек мог купить тур на фестиваль и посещать все показы, вечеринки, конкурсные просмотры. Обходится недешево, но от «туристов» отбоя не было. А каждому аккредитованному участнику фестиваля полагался «джентльменский набор», состоящий из сумки, полотенца, сланцев, майки с символикой фестиваля и бритвы для ног - продукции одного из титульных спонсоров форума.

На пляже гостиницы «Жемчужина» до утра работала «Хеннеси веранда», куда пройти можно было исключительно по vip-пропускам. На входе стояли громадные охранники, которые резко пресекали все попытки простых смертных попасть внутрь. Даже сериальных «звездочек» не пускали. Что касается охраны «Кинотавра», то в этом году меры были предприняты просто драконовские. Выписанные из Москвы секьюрити очень сурово охраняли все площадки. Аккредитацию проверяли у каждого журналиста, причем сверяли не только фотографии, но и даже даты пребывания на фестивале, указанные на карточке. Впервые за историю «Кинотавра» аккредитованных журналистов не пускали на мероприятия работающего одновременно 85-го международного кинорынка. Хотя до этого 20 с лишним лет по фестивальным бейджам можно было побывать на его презентациях и конкурсных программах. Возмущению пишущей братии не было предела.

Программа нынешнего фестиваля была составлена из 15 конкурсных лент, половина из них – дебюты молодых режиссеров. Вот что сообщила на финальной пресс-конференции программный директор фестиваля Ситора Алиева: «Кинотавр-2011» демонстрирует желание режиссеров делать кино для широкого зрителя. Появилось много качественных и, главное, профессионально сделанных жанровых картин».

«Суходол», экранизация одноименного рассказа Ивана Бунина, снятая лучшей выпускницей курса Алексея Учителя Александрой Стреляной, соседствовала с документальным фильмом «Родина или смерть» Виталия Манского, «Охотником» Бакура Бакурадзе, драмами «Огни притона» Александра Гордона и «Портретом в сумерках». Были среди конкурсных фильмов и комедии: «Бабло» Константина Буслова, а также «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова. Последняя снята по одноименному спектаклю, уже много лет идущему в Театре Моссовета.

Зрители увидели также две внеконкурсные ленты - фильм открытия «Кинотавра» - «Два дня» режиссера Авдотьи Смирновой и фильм закрытия - «Елена» режиссера Андрея Звягинцева, тот самый, что возили в Канны.

Фильм «Два дня» был хорошо встречен фестивальной публикой. Сценарий писался на двух актеров – Федора Бондарчука и Ксению Раппопорт. Высокопоставленный чиновник из Москвы (Федор Бондарчук) приезжает в провинциальный музей полузабытого классика русской литературы по просьбе губернатора области, который хочет отнять у музея земельные владения и построить на них новую резиденцию. Поначалу чиновник поддерживает это решение, но знакомство с литературоведом Машей (Ксения Раппопорт), работающей в музее, меняет его взгляд не только на эту проблему, но и на всю его жизнь в целом. Чиновник бросает богатую московскую невесту и... женится на Маше. Ф. Бондарчук на пресс-конференции честно признался, что таких чиновников на самом деле не бывает и этот образ - сказочный. В общем, картину «Два дня» признали российским аналогом голливудской «Красотки», а вот получит ли она такую же популярность у зрителей, узнаем осенью, когда фильм выйдет в прокат.

Полной противоположностью романтичным «Двум дням» стал фильм Константина Буслова «Бабло»: комедийный боевик с ненормативной лексикой - о ворах, проститутках и милиционерах-коррупционерах. Драки, стрельба, разборки... Главную роль «девицы из притона» исполнила Мария Берсенева, более известная по сериалу «Маргоша». Сама «Маргоша» на фестиваль не приехала. Представляли фильм режиссер Константин Буслов и актер Роман Мадянов. Буслова на пресс-конференции кинокритики объявили российским Гаем Ритчи.

К сожалению, практически не замеченным прессой прошел фильм «Суходол». История о девушке-крестьянке, которая влюбляется с своего барина, крадет зеркальце из его комнаты, чтобы любоваться им и вспоминать возлюбленного. За этот «собачиный» поступок ее отправляют в ссылку на самый дальний хутор, и это ломает всю ее жизнь. Одну из ролей в картине исполнил скандальный рокер, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша. Картина интересная, необычная, с очень красивыми живописными натурными съемками.

Не отметили ни одним призом и острую социальную драму «Бедуин» Игоря Волошина. Фильм рассказывает о женщине, которая стала суррогатной матерью для пары геев, давно мечтающих о ребенке. Пошла она на это, чтобы заработать денег на лечение больной дочери, но обстоятельства складываются так, что «заказчики» ребенка погибают в аварии и героиня остается без копейки, на сносях, с чужим ненавистным ей малышом под сердцем...

Зато награды фестиваля и положительные отзывы критики и жюри получил скучнейший, на мой взгляд, фильм Бакура Бакурадзе «Охотник» - о том, как на фоне производственной драмы на свиноферме развивается роман между охотником и скотницей, недавно вышедшей из тюрьмы. Интересно, что непрофессиональная актриса Татьяна Шаповалова, исполнившая главную роль в картине, получила награду как лучшая актриса. В то время как все прочили эту награду актрисе Оксане Фандере за роль в «Огнях притона». О.  Фандеру лишь отметили дипломом «За неповторимое сочетание красоты и таланта».

А присуждение главной награды «Кинотавра» картине «Безразличие», снятой 20 лет назад с кудрявым Федором Бондарчуком в главной роли, привело в раздражение многих. Актеры и журналисты утверждали, что это решение очень спорное, которое не пойдет на пользу ни российскому кино, ни фестивалю «Кинотавр». К примеру, кинокритик Андрей Плахов посчитал, что приз «Безразличию» дали от безысходности, поскольку, мол, нет сейчас хороших фильмов в России. Президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов и вовсе сказал, что, отдав главный приз «Безразличию», жюри, возглавляемое кино-сценаристом Александром Миндадзе, «отправило куда подальше новое российское кино и как бы сказало: идите, учитесь у тех, кто делал кино 20 лет назад, а то, что делается сейчас, нам категорически не нравится».

В любом случае, фестиваль состоялся, был яркими и насыщенным. А жанровый разброс картин, по мнению Ситоры Алиевой, обусловлен тем, «что в этом году отборщики фильмов попытались уйти от традиционной фестивальной программы, где главным героем становится авторское интеллектуальное кино». 

«От авторского кино - к «народному»?»
Газета «Ставропольская правда»
22 июля 2011 года