08:15, 24 июня 2011 года

Люди не могут пройти к кладбищу, находящемуся на территории заповедника на горе Стрижамент

Не могу отдать последний долг

…Жизнь Анны Моногаровой легкой не назовешь. Родилась она в станице Новоекатериновской, что на самой вершине горы Стрижамент, в предвоенном 1939 году. Во время войны отец погиб на фронте. А в 1954 году умерла и мама, Александра Андреевна. Остались 15-летняя Аня и ее брат сиротами. Анна отучилась в училище в Азербайджане и трудилась швеей на фабрике, потом перебрались с братом в Невинку, где много лет проработала героиня нашего рассказа в пригородном овощеводческом колхозе. Сейчас у Анны Федоровны жизнь обычной российской пенсионерки: заботы по хозяйству, просмотр любимых телесериалов да лечение множества хворей. В молодости-то ведь некогда за здоровьем было следить, везде нужно было план выполнять, работа была превыше всего. В общем, жила честно и в ноги никому не кланялась. Однако недавно от нее в редакцию пришло письмо с просьбой. Какая же беда заставила обратиться Анну Федоровну в «Ставропольскую правду»?

- Раньше моя родная станица Новоекатериновская делилась на две части, – говорит моя собеседница. – В народе называли их Нижний и Верхний Стрижамент. Рядом с Верхним, где мы и жили, было старинное кладбище. Там похоронены моя мама, родственники многих нынешних и бывших жителей станицы. Судьба ведь за ее пределы не только меня забросила. Люди каждый год перед Пасхой ездили на кладбище прибрать могилы близких к празднику. Но вот уже года три как дорогу к погосту преградил шлагбаум. Кладбище теперь на территории заповедника, а пешком до него не доберешься, нужно несколько километров идти. А как, к примеру, мне с моими больными ногами такой путь преодолеть?

Как рассказала Анна Федоровна, этой весной она и еще несколько человек из Невинки, у которых близкие покоятся на старом кладбище, правдами-неправдами смогли прорваться на погост и привести в порядок могилы. А вот на саму Пасху на родные могилки так и не попали: встал на пути все тот же шлагбаум с замком. В различных постановлениях пожилая женщина не разбирается. Говорит, может, по закону и должен стоять тот самый злосчастный шлагбаум. Только вот с человеческими законами как быть?

Уникальный уголок природы

Прежде всего необходимо сообщить, что гора Стрижамент – уникальный оазис естественной природы среди освоенных степей Ставрополья и, кроме того, высшая точка Предкавказья и всей Русской равнины (831,8 метра над уровнем моря. – Н.Г.). В силу природных условий на отдельных склонах бывает так много оползней, что они образуют специфический рисунок, напоминающий плохую стрижку волос. Кстати, известный краевед Гниловской считал, что название Стрижамент произошло от слов «стриженый ступеньками». На горе произрастает свыше 900 видов растений, из них 31 занесено в Красные книги России и Ставропольского края. Кроме того, здесь обитают 52 вида животных, в том числе 13 видов относятся к исчезающим. А еще на горе Стрижамент располагается два уникальных памятника природы краевого значения: Каменный хаос и Буковый лес. И не удивительно, что в 1978 году решением исполкома краевого Совета народных депутатов был создан государственный ботанический заказник «Солдатская и Малая поляны горы Стрижамент». Весной нынешнего года согласно постановлению краевого правительства территория заказника расширилась с 697 до 4,4 тыс. гектаров. С целью увеличения численности копытных на территории заказника обустроен вольер для полувольного содержания оленей.

Ради будущего

- В соответствии с положением на территории заказника запрещается проезд и стоянка автомототранспортных средств, – объяснил руководитель ГУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края» Евгений Диреганов. – Однако мы не пытаемся отгородиться от населения информационными щитами и шлагбаумами, наоборот, наша цель сохранить и восстановить лесостепной природный комплекс Стрижамента. К примеру, научные работники Ставропольского ботанического сада имени В.В. Скрипчинского часто проводят здесь различные исследования популяций редких видов растений. Учащиеся местной школы посещают заказник с экскурсиями, а казаки Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества проводят полевые сборы для детей из малообеспеченных и многодетных семей. И, конечно же, мы не ограничиваем проезд для людей, чьи родные и близкие погребены на заброшенном кладбище. По первому требованию наши сотрудники, проживающие в станице Новоекатериновской, открывают шлагбаум, рядом с которым находится информационный щит с номерами телефонов егерей. Ведется журнал посещений, где можно оставить предложения и отзывы…

Оказавшись на горе Стрижамент, мы поняли, почему заказник так строго охраняется. Пресловутый информационный щит был расстрелян из охотничьего оружия и изуродован нецензурными надписями. Сопровождавший нас егерь сказал, что только в прошлом году на территории заказника и прилегающих к нему землях выявлено 20 административных правонарушений. Больше половины из них связано с уничтожением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. В ходе рейдов изъято около 90 килограммов черемши, или, как его называют в народе, медвежьего лука, занесенного в Красную книгу Ставропольского края. Возле поселка Темнореченский сотрудниками правоохранительных органов был задержан грузовик, провозивший 800 килограммов черемши. Каждый год на территории заказника регистрируются случаи бесконтрольного поджога сухой растительности, в результате чего уничтожается плодородный слой почвы, гибнут животные и растения.

Компромисс

Итак, как же разрешить эту непростую ситуацию? С одной стороны, людям нужно заботиться о местах упокоения своих родных, а с другой – егерям необходимо охранять природный заказник. Казалось бы, положение безнадежно, однако власти нашли выход: местные школьники возьмут шефство над кладбищем. Кроме того, для свободного допуска будет составлен список родственников тех, кто похоронен на заброшенном кладбище.

«Ради человека»
Газета «Ставропольская правда»
24 июня 2011 года