Инспекторы ГИБДД Ставропольского края на службе.

Инспекторы ГИБДД Ставропольского края на службе.

© Фото отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по СК.

Надо заметить, весьма своевременно ООН приняла такую программу, поскольку, добираясь на мероприятие, я сполна ощутил отсутствие этой самой безопасности. Выйдя из автобуса на проспекте Кулакова, минут 20 никак не мог перейти автотрассу, через которую лежал путь в краевое УГИБДД. Светофор мигал желтым, теоретически вместе с «зеброй» обозначая пешеходный переход. Но и только! Машины неслись на огромной скорости, выпучив фары, и не собирались меня пропускать. Ждать, пока повысится уровень правосознания участников дорожного движения, было безнадежно, и я, буквально рискуя жизнью, устремился через асфальтовое полотно. Вместе со мной подобный маневр проделала и откуда-то взявшаяся старушка, явив чудеса ловкости и чуть ли не девичьей пластики. Нам повезло...

Конечно, на брифинге я поинтересовался: а что, собственно, происходит? Почему пешеход, чтобы оказаться у краевых автоинспекторов, должен бросаться под колеса плотного потока машин? Или (опять же, теоретически) появление пешеходов в УГИБДД не предусмотрено? На этот вопрос мне ответил заместитель начальника отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУ МВД по СК Александр Шалагин, непосредственно курирующий введение в эксплуатацию данного светофорного объекта. Выяснилось, что администрация Ставрополя неоднократно просила гаишников дать разрешение на «включение» светофора, но автоинспекторы – ни в какую.

– Дело в том, что там подрядной организацией, заказчиком которой выступает городская администрация, не выполнены необходимые проектные решения, – сказал А. Шалагин. – В полном объеме не установлены пешеходные ограждения, не обустроены пути подхода. И поэтому на сегодняшний день можно считать, что светофора на этом перекрестке нет. Когда все будет готово, тогда и разрешение выдадим.

На встрече журналистов с руководством управления были затронуты и другие не менее актуальные и интересные темы. Заместитель начальника УГИБДД Алексей Сафонов рассказал, что Россия принимает активное участие в мероприятиях «Десятилетия», в которых вместе с нашей страной участвуют еще 150 государств:

– Отправной точкой современного этапа международного взаимодействия по вопросам предотвращения дорожно-транспортного травматизма стала Всемирная конференция, состоявшаяся в октябре прошлого года, – сообщил А. Сафонов. – Ее логическим продолжением явилось принятие важного политического документа Генассамблеей ООН. Значительный рост автопарка, большой приток молодых водителей, не имеющих практического опыта, недостаточная развитость улично-дорожной сети – это факторы, усложняющие решение проблемы повышения безопасности дорожного движения. Для их решения на Ставрополье и проведения мероприятий, предусмотренных «Десятилетием действий», Управление ГИБДД разработало и реализует план соответствующих приоритетных направлений.

Что же входит в этот план? Максимальная автоматизация фиксации нарушений ПДД, совершенствование технических средств регулирования, активное взаимодействие всех заинтересованных учреждений и ведомств, а также то, чего так остро не хватает сегодня, – повышение уровня правосознания участников дорожного движения. А. Сафонов проинформировал, что в крае уже четвертый год подряд идет стабильное (на два-три процента) снижение основных показателей аварийности.

Если говорить о таком довольно эффективном виде надзорной деятельности госавтоинспекции, как автоматизация фиксации нарушений ПДД, то в крае установлено 14 стационарных видеокамер: в Ставрополе, Михайловске, Ессентуках, Георгиевске и Изобильненском районе. В перспективе, как заверил начальник центра автофиксации (ЦАФ) УГИБДД Игорь Семенов, ожидается установка еще восьми камер в Кочубеевском районе, Невинномысске и Кисловодске. Помимо этого в регионе используется 30 передвижных камер – они выставляются на аварийно-опасных участках и, конечно же, работают на скоростной режим. В нынешнем году гаишники должны будут получить еще десять «передвижек». Интересно, что только за пять месяцев 2011 года эти камеры зафиксировали более 40 тысяч нарушений ПДД.

Разумеется, многих волновала набившая оскомину тема дорожных пробок и незаконных парковок. Как отметил А. Шалагин, одно из основных направлений, прописанных в «Десятилетии действий», и есть совершенствование улично-дорожной сети. В соответствии с законом ответственность за это лежит на органах исполнительной власти. Однако, по его словам, взаимодействие с нею в данной сфере оставляет желать лучшего.

– Проблема в том, что часто нас не слышат, а ведь мы стараемся донести до наших коллег в первую очередь те вещи, которые необходимы для безопасности дорожного движения, – досадует А. Шалагин. – К примеру, на последнее заседание комиссии по безопасности администрации Ставрополя нами были представлены предложения для размещения парковок на ныне капитально ремонтируемых улицах. Но нам ответили отрицательно, сославшись на то, что это якобы будет нецелевым расходованием бюджетных средств. С подобным отношением мы сталкиваемся и в других муниципальных образованиях края.

Журналисты поинтересовались, почему в Северо-Западном микрорайоне Ставрополя две недели назад был уложен новый слой асфальтового покрытия на уже отреставрированную в прошлом году дорогу. А. Сафонов адресовал представителей СМИ к местным властям и пояснил, что УГИБДД давало свои предложения, но «город» самостоятельно решает, что и где ему ремонтировать.

Был вопрос и о том, существуют ли особые правила в случаях нарушения ПДД лицами, обладающими дипломатической неприкосновенностью, судьями, прокурорами и депутатами? Начальник ЦАФ напомнил, что существует особый порядок привлечения к ответственности чиновников определенной категории. Однако система автофиксации эффективна в первую очередь тем, что она ни о каких таких особых порядках не знает. Если видеокамера зафиксировала нарушение правил, то вне зависимости от принадлежности транспортного средства его владельцу за нарушение ПДД автоматически выносится постановление о штрафе.

Газетчики и телевизионщики узнали и о том, как борются гаишники с автомобилистами, которые любят «кошмарить» население громкой музыкой из своих машин или ревом двигателя без глушителя, какие мероприятия УГИБДД проводит во время летних каникул и существует ли механизм обратной связи между водителями и госавтоинспекцией. 

Игорь ИЛЬИНОВ

Светофор и ООН / Газета «Ставропольская правда» / 16 июня 2011 г.