09:05, 7 июня 2011 года

Как я был «вором»

Не так давно я «менял профессию» и «играл» милиционера, патрулируя улицы Ставрополя с группой немедленного реагирования. А теперь, получалось, нужно встать (хоть и понарошку) на противоположную сторону закона. И все же именно необычность предстоящего и желание проверить мобильность и оперативность сотрудников УВО взяли верх. Я согласился, как и мои коллеги из некоторых других СМИ. 

Для чего это нужно было самой вневедомственной охране? Как пояснила инспектор службы Анна Пинчукова, главная цель профилактического мероприятия — привлечь внимание общественности к проблеме защиты своего имущества, ведь чаще всего кражи совершаются из-за беспечности граждан. Данные ГУВД по СК гласят, что за четыре месяца нынешнего года в крае зарегистрировано свыше четырех тысяч краж, в том числе из квартир — около семисот. В основном они совершаются с десяти часов утра и до обеда в будние дни, когда значительная часть законопослушных ставропольчан добывает хлеб насущный. Но с наступлением лета и соответственно периода отпусков и дачного сезона ожидается рост незаконных проникновений в жилища.

- Конечно, можно поставить железные двери, сверхсложные замки, решетки на окна, однако следует помнить, что наряду с новейшими техническими разработками «запирания» совершенствуются и способы взломов, - говорит А. Пинчукова. - И сейчас все чаще приходится сталкиваться с так называемыми грамотными домушниками, отслеживающими всяческие новшества и практикующимися в их преодолении. Поэтому на сегодняшний день одним из самых надежных способов защиты остается оборудование жилья средствами сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны. В случае тревоги наряд УВО незамедлительно прибудет по адресу.

А вот насколько незамедлительно - как раз и предстояло проверить журналистам. С коллегами из одной из телекомпаний мы приехали к многоэтажке на улице Пушкина. Перед этим в УВО нам выдали документ, удостоверяющий, что воры мы не реальные и «работаем» исключительно в рамках информационно-пропагандистского мероприятия. Кроме того, акулы пера и телекамеры запаслись письменным согласием хозяйки квартиры на проведение акции на ее территории. Нас также проинструктировали, как нужно действовать. Сценарий прост: плохой человек в маске с помощью отмычки открывает двери жилища, забирает «ценности» и пытается скрыться до приезда наряда вневедомственной охраны. «Ценности» - это коробки с видеокамерой, электрочайником, сотовым телефоном, фотоаппаратом и прочей бытовой техникой. Кроме того, предлагалось «свистнуть» бижутерию (как бы золото-бриллианты) и «нарисованные» деньги, хранящиеся в книгах. Чтобы «вор» лучше ориентировался в чужих комнатах, каждая «нужная» коробка помечена красной ленточкой.

Но нас еще и предупредили, что сотрудники УВО будут вести себя по-настоящему — то есть задержание проведут по всем правилам: с заламыванием рук и, если это будет необходимо, защелкиванием наручников. Первым «на дело» пошел коллега из ТВ. Он надел черную маску уже во дворе, тем самым привлекая внимание бдительных соседей, выглядывавших в окна. Одну дверь он открыл довольно легко, а вот со второй ему пришлось повозиться — подобранный ключ хоть и сидел в замочной скважине как родной, но наотрез отказывался поворачиваться.

Буквально через полторы минуты наряд на автомобиле ворвался во двор. Из машины выскочили двое бойцов в касках, бронежилетах, с автоматами и бегом бросились к подъезду. Домофон им подчинился беспрекословно, и ребята поспешили на третий этаж. Вскоре они уже выводили «домушника».

«Фишка» оказалась в том, что, когда коллега-журналист открыл первую дверь, сработала сигнализация, и на пульт вневедомственной охраны поступил сигнал. Ну а пока он «колдовал» над второй, полицейский автомобиль с мигалками и сиреной уже прокладывал себе путь по запруженным в час пик улицам.

Как рассказал заместитель начальника отдела ВО по Ставрополю Сергей Рубанов, непременным условием установки сигнализации является именно наличие двух входных дверей. Ведь опытный преступник, открыв первую, моментально поймет, что квартира на сигнализации, «ловить» здесь нечего и пора сматываться.

И вот настала моя очередь поработать «домушником». К тому времени появились некоторые сложности — соседи, услышав голоса и шум в подъезде, стали выходить на лестничную площадку. А вдруг среди них окажется человек с четкой гражданской позицией и захочет помочь правоохранительным органам изловить злоумышленника (то есть меня), треснув по голове чем-то тяжелым или связав по рукам и ногам до приезда наряда? Пусть люди и были предупреждены о проводимой акции, но чем черт не шутит? В общем, на сей раз решили вторую труднооткрывающуюся дверь и вовсе не запирать.

Надев маску, я приступил к «операции». От волнения связка отмычек гремела в моей руке, как казалось, с громкостью железнодорожного состава (нет, никогда мне, к счастью, не освоить этого экстремального ремесла!). Ключ в замке свободно крутился в обе стороны, но не отпирал вход. А в голове пульсировала лишь одна мысль: «Отсчет начнется с той секунды, когда шагну за порог!». Вдруг услышал легкий щелчок, и дверь поддалась. Коллеги засекли время, и, как позже выяснилось, мне понадобилось всего чуть больше полуминуты для метания по комнатам. Очень не хотелось попасть в руки правоохранителям, поэтому я максимально быстро хватал все, что подвернулось под руку. (Фотограф «Ставрополки» Дмитрий Степанов наверняка не ожидал от меня такой прыти и уворачивался как мог, не переставая при этом щелкать затвором аппарата. - И. И. )

Взял я не все, что «полагалось», и кинулся вон из квартиры. Опередить «вневедомственников» мне все же удалось. Но, повторяю, произошло это по двум причинам — открывал только одну дверь и собрал неполный список приготовленных для «кражи» вещей. А иначе мне бы несдобровать! Самое интересное — когда уже рассматривал «похищенное», то обратил внимание на то, что захватил пачку псевдоденег, находившихся в книге с многозначительным названием «Очерки истории ставропольской милиции». И, кроме того, невзначай бросил в сумку лежавшие на трельяже несколько настоящих червонцев, не «прописанных» в сценарии. Как потом выяснилось, хозяйка приготовила их своему мужу для проезда на работу и обратно. Конечно, все вернул.

Можно сказать, что эксперимент удался. Лично я на собственном опыте убедился, что связываться с жилищем, подключенным к сигнализации вневедомственной охраны, себе дороже. Ведь меня наряд все-таки «взял». Но уже на улице. 

«Как я был «вором»»
Газета «Ставропольская правда»
7 июня 2011 года