Церковь поможет мигрантам адаптироваться на Северном Кавказе
Документ, подписи под которым поставили епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт и начальник УФМС России по СК Александр Бойков, является, как и подобает таким соглашениям, рамочным. Иными словами, фиксирует лишь основные направления сотрудничества сторон. Он аналогичен соглашению, подписанному в стенах управления Ставропольской и Невинномысской епархии (см. «СП» от 25.05.2011). Но что характерно, совместная работа началась практически сразу – еще чернила, как говорится, на бумаге не успели высохнуть. Имею в виду договоренность незамедлительно наладить информационный обмен, с тем чтобы в каждом приходе можно было получить достоверную информацию, затрагивающую интересы тех, кого принято называть мигрантами.
Разумеется, можно сказать: пока сделано то, что проще всего сделать. И свой резон тут есть. Вывесить на стендах рядом с информационными листками о приходской жизни листки с информацией по вопросам миграции и впрямь проще, чем организовать, допустим, обучение внешних и внутренних мигрантов азам русского языка в воскресных школах. Но, во-первых, выработка алгоритма совместной деятельности и на образовательном, и на других направлениях с участием священников обеих епархий уже тоже ведется. А во-вторых, не стоит забывать: церковный приход - не казенное учреждение, которое обязано оказывать информационные услуги, однако священнослужители и к такому сотрудничеству готовы. Более того, руководство регионального УФМС намерено проложить через приходы новый канал обратной связи с населением.
- Любая жалоба на неправомерные действия наших сотрудников, переданная нам через священника, не останется без внимания и решения вопроса по существу, - уверен Александр Бойков. - И помощь каждому, кто в ней нуждается, но по тем или иным причинам опасается обратиться в подразделение миграционной службы, тоже обязательно окажем. Независимо от того, идет ли речь о российском гражданине или попавшем в трудное положение иностранце.
В том числе, добавлю, речь и о нелегалах. Им сегодня миграционное законодательство дает реальную возможность легализоваться. Через приобретение, в частности, патента на занятие трудовой деятельностью в сфере, не связанной с предпринимательством. И, что важно, многие хотят сделать это, но… Порой пугает даже необходимость обращения в миграционную службу: на уровне подкорки укоренилось восприятие любой госструктуры как структуры заведомо враждебной. А к священнику со всеми своими бедами люди приходят без страха. К тому же «посредническое» участие священника – своего рода моральная гарантия: от человека не отмахнутся, действительно помогут.
- Само слово «мигрант» нередко становится сегодня неким клеймом, - говорит владыка Феофилакт. - Этому есть много причин, но нужно помнить о том, что за таким поименованием стоят люди и семьи, которые нуждаются в поддержке.
Включая и поддержку по части социальной, культурной, языковой адаптации как внешних, так и внутренних мигрантов. Естественно, такую поддержку смогут получить от священников прежде всего православные. И сограждане, в том числе вынужденные переселенцы, и соотечественники из-за рубежа. Но не только они. Владыка Феофилакт, говоря о той же языковой подготовке мигрантов, плохо владеющих русским, особо подчеркнул: языковая подготовка - не религиозное просвещение, никто не собирается заставлять мигранта отказываться от религиозных взглядов. Хочешь учиться - учись, причем бесплатно. Иными словами, поддержка и помощь нуждающемуся в них человеку не связаны с тем, кто этот человек и откуда, какой он национальности и вероисповедания.
4 июня 2011 года