Стоит ли отдавать ребенка в профильный лицей для старшеклассников
Саше в учебном заведении, где одни старшие классы, очень нравится, и она рада, что год назад они с мамой приняли такое решение и забрали ее документы из обычной школы. Девочка волновалась: вдруг не возьмут в лицей - в свидетельстве за девять классов были и тройки. Но ее приняли, и за год, что она здесь проучилась, выяснилось, что у нее есть способности не только «профильные», гуманитарные - к истории, литературе и языкам, которые и раньше давались хорошо. Она неожиданно для себя самой решила участвовать в школьных олимпиадах по биологии и географии и там тоже показала достойные результаты. Да и математика, прежде наводящая тоску, перестала казаться такой малопонятной.
Александра считает, что во многом это происходит, оттого что в новой школе ее и увидели по-новому. Не так, как в прежней, где за девять лет учителя привыкли не только к ней, но и к ярлыкам, которые ей приклеили. «Есть ребята, - говорит она, - которые себя раскрывают сразу, еще в пятом или седьмом классе. Им повезло. А я, если бы не попала в лицей, наверное, так и не знала бы о своих способностях, интересах...».
Мне Сашины слова понятны, поскольку и сама я когда-то закончила школу III ступени. Были такие в конце шестидесятых – середине семидесятых годов двадцатого столетия, когда наша страна заботилась о создании научной, творческой элиты в такой степени, что старшая профильная школа открылась даже в маленьком городке с населением 60 тысяч человек, где я выросла.
Помимо фундаментальных знаний, позволивших практически всем выпускникам поступить в лучшие региональные и столичные вузы, она дала еще и замечательное ощущение умной молодежной среды. Четыреста старшеклассников (или двести, как планируют в новом учебном году набрать в Ставропольском лицее № 38) – это, как нынче выражаются, круто!
То, что такие учебные заведения возрождаются, на мой взгляд, разумно и своевременно. Они сегодня еще и реальная альтернатива репетиторам – обучение бесплатное. Вот только задачи перед ними, говорит директор лицея № 38, почетный работник общего образования РФ Елена Шуаева, стоят несколько иные. В десятом-одиннадцатом классах ребята должны получать не только углубленные знания по избранным в качестве профильных предметам для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вузы, но и знакомиться с будущей профессией поближе. Для этого лицей заключает договоры с вузами – СГУ, СевКавГТУ, Ставропольской государственной медакадемией, Ставропольским госагроуниверситетом и другими. Наличие в базисном учебном плане так называемых элективных курсов позволяет пригласить для их ведения преподавателей высших учебных заведений, организовать для лицеистов на базе кафедр практики, исследовательские проекты. (У вузов здесь свой резон – хочется набрать толковых, мотивированных студентов.) И тогда, попробовав профессию «на вкус», кто-то укрепится в своем желании стать инженером-строителем, врачом или дизайнером, приобретет знания и навыки, полезные для будущей учебы по специальности. А кто-то, возможно, поймет, что первоначальный выбор был неверным. В том смысле, например, что углубленное изучение информатики мне нужно, но вот специальность программиста явно не для меня, буду искать в этой области что-то другое... А то и вовсе переведусь на другой профиль, пока время есть – благо, лицей предлагает их целых шесть – от агротехнического до художественно-эстетического. Возможен – за счет тех же элективных курсов – и вариант перехода после окончания 11 класса в колледж при филиале Московского государственного гуманитарного института им. М. А. Шолохова, с которым здесь активно сотрудничают.
Тем не менее родители учащихся городских школ, по словам Елены Шуаевой, к возможности для детей завершить общее образование в лицее III ступени пока относятся настороженно. Действует сила инерции: пусть в школе нет профильных классов или не те профили, которые близки ребенку, но зато он здесь свой, к учителям привык, одноклассникам... Мир давно живет по другим правилам, требуя от человека мобильности, умения адаптироваться, не только школу в юности поменять, если это конструктивно, но и в зрелом возрасте - профессию, когда она рынком больше не востребована.
...В сентябре Александра Маилова пойдет в 11 класс, на свой социально-экономический профиль. Мечтает после лицея получить высшее образование и открыть собственный бизнес – к примеру, ресторан с кухней народов мира. Судя по тому, что она умеет принимать решения, у нее может получиться.
4 июня 2011 года