Миллиарды рублей пенсионных накоплений незаконно попали в негосударственные фонды
У нас в крае, по данным Отделения ПФР, таковых пока официально зарегистрировано более 250 человек, но их число с каждым днем увеличивается. Кое-где прокуроры уже начали возбуждать дела в связи с попытками пустить на сторону пенсионные накопления без ведома их собственников.
Надо предполагать, что недалек тот час, когда появятся не только потерпевшие, но и привлеченные к ответственности. Мы же попытаемся объяснить читателям газеты корни этой скандальной истории.
Истоки и последствия
Для начала стоит вспомнить о том, что пенсионная реформа в России началась в 2002 году. А до того деньги, которые выделялись из бюджета старикам, можно было назвать пенсиями лишь весьма условно. Фактически это были «государственные пособия» ушедшим на заслуженный отдых. И хотя деньги, которые получал каждый конкретный пенсионер, были «привязаны» к его трудовому стажу, тем не менее не всегда объективно отражали прошлые заработки, заслуги и индивидуальный вклад в казну государства. Впрочем, и бывшая пенсионная система могла худо-бедно работать, если бы не аховая демографическая ситуация в стране. Детей в ту пору с каждым годом рождалось меньше, а стареющее население увеличивалось. Тем, кто работал, приходилось все труднее «кормить» своими налогами возрастающее пенсионное население. Чтобы уберечь прежнюю систему, правительству рано или поздно пришлось бы либо уменьшать размер пенсионных выплат, либо увеличивать налоги. И то, и другое могло «надорвать» российскую экономику.
Так что пенсионная реформа призвана была не только уберечь федеральную экономику, но и дать каждому работнику возможность «заработать и накопить» себе будущую пенсию, как это и делается во всех цивилизованных странах. Трудовые пенсии в новой системе состоят из нескольких компонентов: базовой, страховой и накопительной частей. Базовая часть одинакова почти для всех и фактически представляет собой прежнее «социальное пособие» по старости (нетрудоспособности). Страховая часть «привязана» к размеру пенсионных взносов, перечисленных за работника в ПФР в течение всей его трудовой жизни. Поскольку пенсионные взносы зависят от зарплаты, то получаемая пенсия напрямую связана с зарплатой гораздо теснее, чем раньше. Это, в свою очередь, стимул для легализации зарплат. Средства накопительной части подлежат инвестированию с целью получения прибыли. А прибыль эта должна сделать потенциальных пенсионеров еще богаче. Поначалу эта последняя часть пенсии была обещана абсолютно всем, кто работал до начала реформы. Однако вскоре в круг будущих «счастливцев» вошли только работающие граждане, родившиеся в 1967 году и позже.
Пенсионный фонд вследствие этой реформы стал распоряжаться поистине колоссальными денежными средствами. У будущих пенсионеров тоже появились дополнительные возможности обеспечить себе безбедную старость.
По закону передача права на распоряжение своими пенсионными капиталами возможна только по письменному заявлению собственника. Те, кто никаких заявлений не писал (их называют «молчунами»), автоматически передают свои накопления государственной управляющей компании, роль которой отдана Внешэкономбанку. И он, и все негосударственные фонды, опять же по закону, обязаны ежегодно информировать ПФР и своих «вкладчиков» о состоянии пенсионных счетов.
В стране сейчас работают более 70 негосударственных фондов. Однако, прочитав очередные «письма счастья», тысячи будущих пенсионеров вздрогнули от неожиданности. Выяснилось, что их деньгами распоряжаются совершенно незнакомые «дяди» из неизвестных фондов.
Вот лишь одна такая история, описанная в письме, которое пришло в газету.
Без меня меня женили
«Началось это в августе минувшего года, когда моя жена получила письмо из Пенсионного фонда РФ. Послание уведомляло, что все ее страховые взносы перечислены в негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс Жизнь и Пенсии». Якобы моя «половина» сама выбрала эту организацию, написав соответствующее заявление в октябре 2009-го. Но в том-то и дело, что никаких бумаг она не подписывала. Тем более что этот самый фонд находится аж в Казани (Республика Татарстан). В тех краях Лидия никогда не бывала, да и желания такого до сих пор не испытывает.
За разъяснениями пришлось обратиться в управление Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району. И вот что ответила начальник данной организации Л. Чуева: дескать, выбор фонда зависит от самого застрахованного лица, но при этом необходимы как минимум два документа: заявление потенциального пенсионера и договор с негосударственным пенсионным фондом. Ни одной из этих бумаг, как уже говорил, жена не подписывала…
Мой отец написал по этому поводу для «Ставропольской правды» материал под заголовком «Дорогие «шутки» («СП» 11.08.2010). Номер вышел в свет - и тут началось! Посыпались звонки из «Ренессанса» с угрозами и посулами: дескать, возьмите малую толику денег и срочно давайте опровержение или пишите заявление, что претензий к негосударственному фонду не имеете...
Приехавшая в нашу станицу на весьма дорогой машине представительница «Ренессанса» клятвенно обещала, что мошенник, составивший фальшивое заявление, будет строго наказан, а страховые накопления не позже марта 2011-го будут возвращены в государственный Пенсионный фонд. Предложенную подачку мы, разумеется, не взяли, заявление об отсутствии претензий к «Ренессансу» писать не стали. Тем более что этим делом вроде заинтересовалась краевая прокуратура. Ждали результата расследования.
Не дождались. Минул март, май на исходе, а жена так и не знает, где в данный момент находятся ее страховые накопления. Зато я теперь знаю, где мои взносы: они с 25 ноября прошлого года «крутятся» все в том же «Ренессансе», который вся наша семья на дух не переносит. Семнадцатого апреля 2011-го (в самом документе значится дата 17.03.2011) получил из Пенсионного фонда РФ письмо, где говорится, что согласно моему заявлению накопленные средства переведены в НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии». Никакого заявления я, естественно, не писал…
- Может, вы кредит где-то брали или еще какую-то сделку совершали, вот мошенники вашими данными и воспользовались, - «просветила» меня по телефону специалист по работе с клиентами управления Пенсионного фонда РФ по Шпаковскому району Г. Рындина. Но в том-то и дело, что никакого кредита я не брал, а с работы «утечка» практически была исключена. Что же теперь делать?
- Приезжайте к нам, напишите заявление, мы потребуем из Москвы копию вашего договора, который можно отдать на экспертизу, - советует руководитель клиентской службы все того же управления ПФР Н. Горлова…
Вот те номер: для того чтобы какой-то запрос составить, необходимо мое личное присутствие, а денежки в какую-то сомнительную контору перевели заочно, без моего согласия. Между тем и адрес мой, и телефон в районном отделении ПФР имеются. Так почему же без меня меня женили? И еще: может, хотя бы это обращение посчитают заявлением в прокуратуру?
Роман ЛАЗАРЕВ».
Кто виноват и что делать?
Как рассказала пресс-секретарь отделения ПФР по краю И. Мандрыкина, в такую же непонятную и неприятную ситуацию попали даже некоторые работники Пенсионного фонда в нашем регионе. И их накопления тоже были перечислены в негосударственный пенсионный фонд «Ренессанс». Теперь они намерены обратиться в суд и прокуратуру, чтобы продемонстрировать остальным потенциальным пенсионерам, каким образом по закону можно защитить свои права. В целом же по стране афера приобрела астрономические масштабы: по данным ПФР, речь уже может идти о сумме, превышающей три миллиарда рублей, незаконно переведенных на счета различных НПФ. Пенсионный фонд РФ в этой связи разослал в средства массовой информации обращение, в котором говорится о необходимости ужесточить требования к негосударственным фондам.
Так что же происходит с нашими деньгами? Технология этой мошеннической операции, если разобраться, достаточно проста. Дело в том, что практически все негосударственные пенсионные фонды являются трансферагентами ПФР. Иными словами, имеют право самостоятельно заключать с россиянами договоры на инвестирование средств их пенсионных накоплений. А дальше — остается только отправить в Пенсионный фонд уведомление, в котором перечислены фамилии и другие данные будущих пенсионеров, после этого их деньги перечисляются на счета НПФ. Что характерно, самые серьезные претензии предъявляются к тем фондам, которые действуют не самостоятельно, а через своих агентов. Агенты эти получают вознаграждение за каждый новый договор с конкретным владельцем пенсионных накоплений. Если учесть, что существует возможность приобрести электронные базы данных ПФР где-нибудь в московском метро или каком-нибудь подземном переходе, можно не ломать голову о том, почему афера приобрела такие громадные масштабы. Все просто: написал заявление от имени любого человека, перечислив его паспортные данные и номер пенсионного свидетельства, отнес заявление в негосударственный фонд, получил вознаграждение за нового «клиента».
Как сообщают нашей редакции некоторые пострадавшие, с которыми мы связались, как раз «недобросовестностью» своих агентов объясняют в «Ренессансе» незаконный перевод пенсионных денег. И даже обещают этих агентов наказать. Территориальный директор этой организации в нашем крае Д. Куликов пообещал корреспонденту «СП» в ближайшее время собрать пресс-конференцию и ответить на все вопросы. Сообщил также, что ситуацией, которая складывается на Ставрополье, обеспокоено его руководство, которое тоже обещает прислать в край своего представителя. Что ж, подождем...
*****
А в заключение постараемся все же найти ответ на самый главный вопрос, который волнует пострадавших в этой «темной» истории: означает ли незаконный перевод денег, что будущие пенсионеры стали беднее? ПФР в своем заявлении просит их пока не волноваться: «Даже в случае неправомерного перевода ваших пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают. Эти средства по-прежнему находятся на вашем индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования». Однако есть в этом документе и рекомендации «обратиться в суд с требованием к НПФ».
Как бы там ни было, восстановить справедливость в таких случаях несложно: достаточно только написать заявление в свой территориальный орган ПФР. И тогда незаконно снятые деньги вернутся туда же, где вы их хранили, или в другой фонд, какой вы предпочитаете для этих своих сбережений. Однако произойдет это только в марте будущего года по причине слишком сложных бюрократических маршрутов, по которым кочуют документы и средства пенсионеров. А дальше - государственная управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд все равно будут инвестировать эти средства в различные ценные бумаги, для того чтобы получить доход. Как показывают финансовые отчеты этих фондов, доходность пенсионных накоплений пока что ниже уровня инфляции. Составляет она в среднем 6,6 процента в год. Причем существенной разницы в доходности государственного и частных пенсионных фондов нет.
17 мая 2011 года