09:10, 11 мая 2011 года

Уход за стариками: как не остаться без квартиры и без вознаграждения

А Вера все настаивала на публикации.

- Зачем? - спросила я.

- Чтобы предостеречь других таких же, как я, дур. Чтобы не пришлось, как мне, кусать локти и жалеть о бездарно потраченных годах и силах...

По понятным причинам в этой подлинной истории мы изменили все имена действующих лиц на вымышленные.

История любви

Итак, история любви. В Ставрополе на улице 50 лет ВЛКСМ семья Веры живет с 1990 года. А рядом - сосед, одинокий участник Великой Отечественной войны Николай Иванович Пырьев.

- Нас со школы учили, - рассказывает Вера, - уважать старость. Мы помогали ему чем могли. Корысти никакой не было и в мыслях: помочь дедушке - святое дело. Через год он женился на Марии Ивановне Благовой. Мы подружились и с ней и продолжали жить как добрые соседи, помогая им по возможности.

В 1997 году - за десять дней до смерти - Николай Иванович, не дождавшись помощи от дочери, вызвал нотариуса и выписал доверенность на соседку, для того чтобы оформила документы - дарственную на квартиру - на жену, Марию Ивановну. Сделать это удалось с большим трудом, но за два дня до смерти супруга получила дарственную.

После похорон семья Веры и дальше поддерживала и помогала Марии Ивановне. А в 2000 году она оформила у нотариуса завещание на Веру. Сама бабушка, утверждают соседи, часто говорила, что ей с Верой повезло, подруги завидуют, что она у нее есть.

Вера относилась в Марии Ивановне, как к родной. А то, что та завещала ей квартиру, не будем ханжами, прибавляло сил женщине, которая жила в стесненных условиях и оказалась без работы с двумя детьми на руках. Отметим, что все эти годы никаких родственников стариков на горизонте и за ним не было и в помине.

- Конечно, Вера за стариками ухаживала на совесть, - рассказывает соседка по дому Алевтина Сергеевна, - мы все это видели. И причем началось-то все с дедушки, когда и жены еще не было. Так что вы не сомневайтесь: Вера - бескорыстный и очень ответственный человек.

- Вы только вдумайтесь, - продолжает старший по дому Иван Викторович, - 13 лет Вера ходила за стариками, безвозмездно им помогала, ничего не просила и не требовала.

История обмана

Но потом фортуна повернулась к Вере боком.

- В начале 2009 года бабушка заметно изменилась, - рассказывает она. - Стала говорить, что она могла бы обойтись и без меня, пригласив собесовского работника. Кроме того, частенько к Марии Ивановне начала захаживать племянница, Лариса Борисовна Бегмотова, с дочерью и внуком. Меня это настораживало: годами их не было, а тут зачастили.

Когда же Вера обратилась к бабушке с просьбой оформить вместо завещания ренту или дарственную, то получила отказ. Более того, старушка сообщила, что будет переделывать завещание: полквартиры достанется Вере, а полквартиры – племяннице. Бабушка была уверена в том, что женщина, многие годы ухаживавшая за ней, согласится на эти условия. Но Вера отказалась, потому что, как говорит, «такого издевательского предложения не ожидала услышать».

Племянница, добившись оформления бабушкиной квартиры на свое имя, поспешно пригласила для нее собесовского работника. А в конце 2010 года ей пришлось забрать бабушку к себе домой, на другую улицу, так как Мария Ивановна уже не могла обслуживать себя самостоятельно: последний год до переезда она жила, не выходя из квартиры.

- Ведь жители почти всего дома знали, как добросовестно Вера ухаживала за ней, - говорит сосед Иван Викторович. - Мария Ивановна эти месяцы жила, как отверженная. Наверное, и она сама понимала несправедливость своего решения.

Анатомия рисков

Кто виноват? Что делать? Как - и нужно ли - остановить бабушку, смертельно обидевшую человека, который более десяти лет помогал ей выжить? Вопросы нравственные, на которые всегда трудно ответить. Это чужую беду легко рукой развести, а собственную?

Попробуем найти выход. Недавно Союз журналистов Ставрополья и Адвокатская палата СК заключили соглашение о сотрудничестве. Мы обратились к председателю ставропольской коллегии адвокатов «Время» Дмитрию Игнатьеву с просьбой посоветовать, что делать, чтобы не попасть в подобную ситуацию.

- В первую очередь, нужно лишь посочувствовать женщине, которая потратила силы, средства и годы жизни на уход за чужой, по сути, бабушкой и в конечном итоге, несмотря на обещания последней, не получила не только квартиру, но и ничего вообще, – говорит он.

Вообще-то, в отношениях по оформлению ухода за пожилым человеком уверенно сказать об одном надежном способе нельзя, в каждом имеются риски. Таково законодательство. И все же в подобных ситуациях отношения можно оформить тремя способами: дарение, завещание или рента.

Дарение. Эта сделка проста, понятна и основана на доверии и порядочности сторон. Особенность - прижизненное совершение всех юридически значимых действий. При дарении право собственности сразу переходит к лицу, осуществляющему уход, и как собственник он может распорядиться своим имуществом как ему угодно.

Этот способ наиболее выгоден и приемлем для того, кто осуществляет уход за пожилым человеком. Поскольку риски для него в данной сделке минимальны. Однако сам пожилой человек (даритель) после совершения этой сделки рискует остаться и без содержания, и даже без жилья – чем, кстати, часто и пользуются «черные риэлторы».

Теперь о завещании. Это, пожалуй, самый используемый способ оформления отношений при уходе за пожилым человеком. Однако рискованность завещания заранее предопределена законом, поскольку, с одной стороны, речь идет о закрепленном на законодательном уровне праве на свободное волеизъявление наследодателя, а с другой - есть право определенного законом круга лиц на обязательную долю в наследстве. Одновременно данный способ рискован вообще неполучением наследства в случае изменения или отмены завещания самим завещателем. Как и получилось с Верой.

Люди в силу возрастных изменений, по иным причинам могут составить несколько завещаний, определяя правовую судьбу одного и того же имущества. Но действительным будет лишь последнее решение.

С другой стороны, не факт, что после составления завещания тот, кто решился на этот шаг, будет получать должный уход и содержание.

А вот рента, на мой взгляд, наиболее подходящий способ оформления отношений по содержанию и уходу за пожилым человеком, при котором обе стороны достаточно защищены. Отмечу, что к данному способу прибегают редко. Это зачастую обусловлено правовой неграмотностью людей, а порой и нежеланием стариков признаться в слабости, нуждаемости и неспособности самостоятельно себя обслужить.

Требования к договору ренты заключаются в обязательном нотариальном удостоверении, а также в государственной регистрации, в случаях когда договором предусмотрено отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты. По договору ренты пожилой человек (получатель ренты) передает в собственность квартиру другой стороне (плательщику ренты), а тот обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

Существует несколько видов ренты: договор постоянной ренты, по которому длительность выплаты не ограничена определенным сроком, договор пожизненной ренты, при котором длительность выплаты ограничена сроком жизни получателя ренты, договор пожизненного содержания с иждивением, по которому длительность выплаты ренты ограничена сроком жизни получателя ренты, кроме того, плательщик ренты распоряжается недвижимым имуществом с разрешения получателя ренты.

На мой взгляд, договор пожизненного содержания с иждивением стал бы более предпочтительным в нашей ситуации, поскольку позволяет пожилому человеку (получателю ренты) контролировать действия плательщика ренты, направленные на распоряжение недвижимым имуществом. Ведь при заключении договора ренты квартира переходит в собственность плательщику ренты, но остается в залоге у ее получателя, за которым к тому же сохраняется право пожизненного проживания на данной жилплощади. Плательщик ренты, став собственником, принимает на себя обязанности по уплате налога на имущество и коммунальных услуг. При заключении договора ренты права и обязанности возникают у каждой из сторон договора, и, что немаловажно, в отличие от завещания в данном случае у сторон отсутствует право одностороннего изменения (расторжения) договора, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

«Добро должно быть с... договором»
Газета «Ставропольская правда»
11 мая 2011 года