Павел Гуськов оставил заметный след в ставропольской журналистике
Его, заведующего корреспондентским пунктом Гостелерадио СССР по Северному Кавказу, в прежние годы мы часто слышали в эфире и видели на телеэкране, причем заведомо зная: «выступает» Павел Борисович, значит, будет интересно, о чем бы ни шла конкретно речь. Почему? «Потому что это Гуськов!».
Личность колоритная и неоднозначная. Человек принципиальный и очень требовательный. Сотрудники «Ставропольской правды» (те, кто постарше) помнят, что Павел Борисович никогда не отсиживался на партийных собраниях, проводившихся в редакции газеты. (Работавшие в крае собственные корреспонденты всех центральных СМИ - и печатных, и электронных - стояли тогда на партийном учете именно в «СП»). Причем его выступления в кругу однопартийцев не были дежурными: он всегда находил те или иные объекты и причины для критики - порой даже суровой, но товарищеской.
Дело, конечно, не в его коммунистической убежденности (хотя это качество тоже можно назвать весьма похвальным), а в характере. Строгость и взыскательность этого человека можно считать (как тогда говорили, и это приветствовалось) ярким доказательством его активной жизненной позиции. И она прослеживалась не только в отношениях с коллегами. Что имеется в виду?
Понятно, что, как и любой другой собкор, П. Гуськов был мастером на все руки: охотно рассказывал о людях труда, достойных того, чтобы о них, жителях Ставрополья, узнала вся страна; постоянно освещал и пропагандировал передовой опыт ставропольских преобразований; обстоятельно интервьюировал умных собеседников, которым было что сказать, в том числе в прямом эфире в студии, или, скажем, на стройплощадке какого-либо важного объекта, или в кабинете «крутого» начальника. Но все-таки, думается, его главным творческим, профессиональным кредо была именно борьба. Борьба со всякого рода недостатками – в партийной жизни, идеологии, в становлении новых экономических отношений, развитии демократических начал в управлении, хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Уж здесь П. Гуськов был непримирим и до мелочей придирчив. Всегда ли он оказывался прав? Трудно сказать... Но в любом случае это была позиция бойца, поборника порядка и справедливости (прости нам, Павел Борисович, сей пафос!). И другим он быть не мог.
Благо, что «газета без бумаги и расстояний», как называют радио, являлась для него прекрасным средством самовыражения и вообще идеальным по многим параметрам средством массовой информации, чему, кстати сказать, немало завидовали и завидуют газетчики: печатные издания, даже ежедневные, в те годы особенно сильно проигрывали в оперативности электронным СМИ. Не говоря уже о масштабах огромной слушательской аудитории в отличие от читательской, ограниченной диктатом подписных цен.
Острые конфликтные ситуации с присущей ему прямотой П. Гуськов освещал не только в эфире. «Нельзя ли без крайностей? Демократия не утверждается топаньем ног» - большой общественный резонанс вызвала, например, эта его статья, опубликованная в 1989 году в газете «Советская Россия».
Конфликты в «горячих точках», естественно, тоже не оставались без его внимания. Неслучайно указом Президента РФ от 11.10.1995 № 1036 он, заведующий отделением по Северному Кавказу Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - «за Буденновск».
Мы могли об этом забыть или просто не знать, но в Интернете на веб-странице «Журналисты на Чеченской войне. Факты, документы, свидетельства. Ноябрь 1994 - декабрь 1995» обнаруживаются и такие сведения: Международная конфедерация журналистских союзов опубликовала список журналистов, удостоенных премии «За мужество и профессионализм» за освещение событий в Чечне. В их числе - Павел Гуськов (радиостанция «Маяк»).
Нет, в самом деле, и короткая информация, и событийный репортаж, и злободневное интервью, и материал любого другого жанра, сделанные П. Гуськовым, в большинстве своем никогда не были случайными, проходными или поверхностными. Говорить только о том, что важно и актуально, - это было его правилом (вот бы последовали ему иные нынешние телерадиокорреспонденты!). Да, он, работавший на всю страну, мог позволить себе не каждый день выходить в эфир. Но уж если выходил, то только по существу. И так, чтобы твое слово звучало не скороговоркой, а убедительно, веско. Да к тому же чтобы оно не было утомительным. Чтобы к нему прислушались. Впрочем, иначе, наверное, и быть не могло, учитывая, какой тщательный велся отбор профессиональных кадров для работы на ВР и ЦТ.
Своим человеком оказался он и в телекомпании «АТВ-Ставрополь». Более того, его имя значится здесь в ряду тех, кто стоял у истоков создания информационной службы. Речь не только о новостях, но и об аналитике, публицистике. «Полчаса на всё» - в этой первой аналитической программе на «АТВ-Ставрополь» Павел Борисович вел в прямом эфире беседы на политические темы. Его собеседниками были многие видные деятели не только края, но и страны. В одной из передач участвовал, например, Михаил Горбачев. В рамках этой программы проводились первые телемосты с Москвой...
7 мая 2011 года