Востребованность адвокатов растет на Ставрополье
На начало года в реестре адвокатов Ставропольского края - эти данные прозвучали на конференции Адвокатской палаты СК - состоял 1601 адвокат. По сравнению с прошлым годом рост на 122 человека. Все они трудятся в 432 адвокатских образованиях: коллегиях, адвокатских бюро, филиалах коллегий адвокатов других субъектов РФ, адвокатских кабинетах. Руководят всем этим многообразием Адвокатская палата края и ее совет, которому приходится весьма нелегко. Только за прошлый год он рассмотрел 900 текущих и перспективных вопросов.
Не секрет, что правовое поле России не очень стабильно. И простому человеку на этом поле не совсем уютно. «В России на протяжении веков господствовал культ государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем – как помеха для укрепления государственного могущества. Ущемления гражданских свобод... не только аморальны, они еще и незаконны». Ольга Руденко, выступая, процитировала эти слова Президента РФ Дмитрия Медведева. Применительно к адвокатуре, подчеркнула она, это и есть задача на сегодня и на ближайшее будущее.
К сожалению, законы в нашей стране нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают и даже открыто игнорируют. В результате человек перестает воспринимать право, так как не видит в нем надежного гаранта и опоры. В этой связи деятельность палаты, направленная на обеспечение доступности юридической помощи, имеет огромное значение.
Еще три года назад палата приняла решение: консультировать неимущих старопольчан бесплатно - обязанность всех адвокатов. Критериев для выбора объекта такой помощи несколько: бедность человека, его нетрудоспособность или ограниченная трудоспособность, а также наличие правовой перспективы в споре. Адвокаты совместно с помощниками и стажерами не только консультировали, составляли документы, но и представляли ставропольчан в судах. В прошлом году адвокаты края помогли 8533 жителям края.
Большим достижением в обеспечении доступности юридической помощи, отмечалось на конференции, стало принятие Думой края 28 октября прошлого года Закона «О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства». Ставрополье – единственный регион в России, где такой закон есть. И разработан он при активнейшем участии Адвокатской палаты.
Напомним, что в соответствии со статьей 4 этого закона теперь комиссия по делам несовершеннолетних может обратиться в Адвокатскую палату за получением юридической помощи для своих подопечных. А оплатит ее бюджет. Закон уже вступил в силу, и адвокаты края ведут такие дела.
На конференции речь шла и о модной нынче саморегуляции, в соответствии с которой адвокатура живет давно. Она ведь не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. У адвокатов нет подчиненных, над ними нет начальников. И такое испытание свободой, говорилось на конференции, проходят далеко не все. Поэтому не менее напряженно работала и квалификационная комиссия Адвокатской палаты. За год ее члены, например, разобрались с более чем 400 жалобами, заявлениями и обращениями на действия или бездействие адвокатов. Более чем по половине из них были возбуждены дисциплинарные производства. И вот что интересно, инициатором возбуждения большинства таковых (это более ста) стала сама палата. 79 раз «разбор полетов» инициировали клиенты, один раз произошел внутренний конфликт в корпорации. То есть требовательность к «своим», констатируем, присутствует в Адвокатской палате по самому большому счету, в соответствии с Кодексом профессиональной этики адвоката.
Президент палаты убеждена, что те, кто не проходит испытание свободой, должны расставаться с профессией. Она, отметим, достаточно тяжелая в нашем обществе. Особенно напряженные отношения складываются со следственными органами. В палате края с 2008 года действует комиссия по защите профессиональных прав адвокатов. В прошлом году 14 адвокатов обратились туда за помощью. Например, следователь Предгорного РОВД и старший следователь по особо важным делам следственной части СУ при УВД по КМВ незаконно вызывали, принудительно доставляли и даже пытались допросить одного из адвокатов. Говоря проще, пытались, «сковав» адвоката подпиской о даче заведомо ложных показаний, «выведать» у него адвокатскую тайну - то, что доверил ему подзащитный. Они же пытались не допустить адвоката к участию в следственных действиях. То есть нарушить конституционные права защищаемых и профессиональные - защитников. Напомним, что адвокат обладает свидетельским иммунитетом и не может быть допрошен в этом статусе.
Похожая ситуация была и в Кисловодске. Здесь милицейские следователи и сотрудники криминальной милиции просто... не допустили адвоката к участию в уголовном деле. Более того, женщине-защитнику угрожали задержать ее на равных основаниях с ее подзащитными по подозрению в совершении преступления, поместить в изолятор временного содержания, где ее мнение относительно необходимости давать показания «кардинально изменится». Более двух часов женщине даже не давали принять лекарство.
Все эти нарушения были обжалованы в суды, где действия сотрудников милиции признаны незаконными.
А еще адвокаты учатся. Ежегодно - по программе «Адвокатская компетентность» на выездных Высших курсах повышения квалификации ФПА РФ и Российской академии адвокатуры. И три последних года еще и по другой программе - «Применение опыта Европейского суда по правам человека в российской правоприменительной практике. Порядок обращения в ЕСПЧ». Задача - углубить знания по этой проблеме. Ведь умение правильно пользоваться европейскими правилами – это иной качественный уровень, соответствующий современным требованиям. И смысл не в том, чтобы писать жалобы-клоны на неэффективное судебное разбирательство, подчеркивалось на конференции, а в том, чтобы в европейском русле ставить вопросы перед судом. Обращение в Страсбург – не самоцель. Но надо уметь сделать так, чтобы Европейская конвенция эффективно применялась в национальном правосудии.
11 марта 2011 года