08:35, 11 декабря 2010 года

Что делается на Ставрополье для организации полноценной жизни людей-инвалидов

По последним данным, в нашем регионе проживают более 247 тысяч людей с ограниченными возможностями, – говорит начальник отдела реабилитации инвалидов А. Гайдуков. – В том числе свыше восьми тысяч детей-инвалидов и примерно 91 тысяча инвалидов в трудоспособном возрасте. Работой обеспечен каждый третий из тех, кто хочет и в состоянии трудиться. Этот показатель выше, чем в среднем по РФ. В стране сейчас работает лишь каждый пятый инвалид в трудоспособном возрасте.

С 1999 года на Ставрополье внедряется канадский опыт реабилитации инвалидов, с которым наши специалисты ознакомились в провинции Манитоба. И поначалу многим казались фантастическими те условия, которые создаются в Канаде для того, чтобы инвалиды чувствовали себя полноценными людьми. Хотя еще 20 декабря 1993 года ООН были приняты стандартные правила равных возможностей для инвалидов, которые базировались на ключевых международных документах и аккумулировали опыт многих стран. Именно в это время, когда международные правовые акты, под которыми стоит подпись России, обязали нашу страну устранить все препятствия для активной жизни инвалидов. Был принят Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определил весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов – медицинской, социальной и профессиональной. Закон гарантировал российским инвалидам право на достойную и полноценную жизнь, создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.

Однако на деле получалось, что в те годы в качестве основных органы социальной защиты видели только «приземленные» задачи: чтобы пенсии по инвалидности начислялись и выплачивались вовремя да батареи в домах-интернатах исправно работали. Что касается создания специальных рабочих мест и безбарьерной среды обитания – такие цели казались слишком далекими и труднодостижимыми. Тем более в условиях российской экономики конца 90-х годов прошлого века. Но лиха беда начало. Сейчас в крае действует несколько вполне успешных предприятий, на которых трудятся люди с ограниченными возможностями. Созданы условия, для того чтобы могли работать и зарабатывать «прибавки к пенсиям» пациенты психоневрологических домов-интернатов, которые занимаются в основном сельским хозяйством – выращиванием овощей, молочным и мясным животноводством. Существует даже опыт разведения страусов в Балахоновском доме-интернате. Российское законодательство дает право квотировать рабочие места для инвалидов на обычных предприятиях, где трудятся 100 и более человек. Однако основные проблемы при этом связаны с тем, что многие руководители абсолютно в этом не заинтересованы. Да и деньги, которые выделяются из федерального бюджета на эти цели – по 30 тысяч рублей на одно рабочее место, не всех директоров устраивают. Впрочем, по словам руководителя Минздравсоцразвития РФ Т. Голикововой, с 2011 года размер компенсации возрастет до 50 тыс. рублей, что позволит увеличить занятость инвалидов.

Прекрасно зарекомендовало себя действующее в Ессентуках специальное профессиональное училище – центр реабилитации инвалидов, – которое ежегодно позволяет людям с ограниченными возможностями получать «путевки в жизнь» в виде дипломов дизайнеров, операторов ЭВМ, художников, делопроизводителей, парикмахеров, социальных работников и специалистов других востребованных профессий. В ближайшие годы это ПУ преобразуется в Северо-Кавказский центр реабилитации людей с ограниченными возможностями. Это позволит не только увеличить количество учеников, но и разнообразить специальности, которые будут получать здесь инвалиды СКФО.

Однако пока еще существует множество иных барьеров, которые трудно бывает преодолеть инвалидам. Когда восемь лет назад специалисты министерства труда и соцзащиты провели первый мониторинг доступности для людей с ограниченными возможностями многоквартирных домов, объектов торговли, здравоохранения, культуры и социальной защиты, выяснилось, что по-настоящему доступными являются только два процента из них. Во все остальные здания инвалиды на костылях или колясках могли попасть только с посторонней помощью. Современное законодательство позволяет паспортизировать все строящиеся объекты с целью создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями. И эту многотрудную задачу взяли на себя органы социальной защиты края совместно с общественными организациями инвалидов. За восемь лет удельный вес «доступности» в крае возрос в 12 раз – с двух до 24 процентов. Сейчас необходимые условия для инвалидов создаются в 84 процентах строящихся объектов.

Впрочем, создание доступной среды для инвалидов предусматривает еще и специальное обустройство дорог, тротуаров и переходов, обеспечение инвалидов специальным транспортом. В этом плане на Ставрополье предстоит сделать еще очень многое, чтобы достичь уровня передовых европейских и североамериканских стран. Чтобы решить эту задачу, с 2011 года начнется реализация государственной программы «Доступная среда». У края существует возможность попасть в нее в качестве пилотного региона. Это даст возможность привлечь на нужды инвалидов 600 миллионов рублей только из федерального бюджета. Программой предусмотрено также софинансирование из регионального и муниципальных бюджетов. Все эти средства пойдут на устранение многих барьеров, которые затрудняют жизнь инвалидов.

Однако устранение только «физических барьеров» недостаточно для создания дружелюбной, «доступной» среды, очень важно избавиться от «отношенческих барьеров», которые мешают чувствовать себя людям с ограниченными возможностями полноценными в нашем обществе. По мнению Т. Голиковой, необходимо сформировать позитивное отношение к инвалидам и к теме инвалидности в целом, в том числе и через создание «безбарьерной» школьной среды, которая позволит обучаться совместно обычным детям и детям с ограниченными возможностями. Сейчас условия для инвалидов созданы всего в 2,5 процента общеобразовательных учебных заведений, к 2015 году планируется довести их число до 20 процентов.

К сожалению, общество воспринимает инвалидов как людей, не способных самостоятельно обеспечивать себя, нести ответственность за себя в полном смысле этого слова и, следовательно, быть равноправными гражданами. А о том, как называть инвалидов, даже дискуссия велась на международном уровне. И сейчас в мире принят термин «человек с инвалидностью» – то есть на первое место поставлен человек без всяких ограничений. Достаточно вспомнить успехи российских спортсменов, их азарт и радости на Параолимпийских играх, чтобы понять: инвалидность – совсем не преграда для активного образа жизни. Живут и в нашем крае спортсмены и целые команды параолимпийцев. Многие из них удостоены самых высоких наград на всероссийских и международных соревнованиях. Традиционными стали и ежегодные городские, районные и краевые фестивали художественного творчества наших земляков с ограниченными возможностями. Они тоже доказывают, что даже прикованные к инвалидным коляскам люди не хотят ограничивать свою жизнь четырьмя стенами. И не желают быть только обузой для своих близких и социальных служб. Помочь им в этих устремлениях могут не только органы государственной и муниципальной власти, но и общественные организации инвалидов, да и просто люди с добрыми сердцами. Общими усилиями можно создать безбарьерную среду для тех, к кому неласкова судьба.

А. ФРОЛОВ
«Без барьеров и ограничений»
Газета «Ставропольская правда»
11 декабря 2010 года