Социальная работа в Ставропольском крае требует инноваций
– Николай Григорьевич, как известно, система социального обслуживания населения Ставропольского края насчитывает 75 государственных учреждений. Хозяйство, что и говорить, большое. Как удается справляться со всеми запросами людей?
- В крае сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных социальных услуг. Удалось выровнять показатели социального обслуживания, сократить очередность на надомное обслуживание, расширить перечень гарантированных и дополнительных социальных услуг.
Как развитие инфраструктуры, так и сами формы работы с пожилыми людьми и инвалидами в Ставропольском крае учитывают те изменения, которые произошли в их потребностях в различных видах социальных услуг. Например, сейчас востребованными становятся социально-психологические, социально-педагогические, образовательные, социокультурные, а также дорогостоящие социально-бытовые услуги.
В структуре 33 центров социального обслуживания населения, имеющих 589 различных подразделений, стали привычными не только отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, дневного пребывания, но и отделения социально-оздоровительные, социальной реабилитации военнослужащих, «хосписы на дому», специальные дома для одиноких пожилых людей и другое.
Во многих центрах внедрен бригадный метод социального обслуживания на дому. При этом разделение обязанностей между социальными работниками дифференцирует и облегчает их труд, экономит рабочее время, увеличивает количество предоставляемых гарантированных и дополнительных социальных услуг, увеличивает время общения с обслуживаемыми, расширяет круг их общения, повышает степень удовлетворенности обслуживанием.
Такой подход позволяет в первоочередном порядке оказывать необходимую государственную поддержку наиболее нуждающимся гражданам, определять, сколько времени займет у социального работника обслуживание клиента. Меняется и подход к планированию трудовых затрат работников – основным критерием становится количество оказанных услуг, а не число обслуживаемых.
– Однако, по данным различных ведомств, состояние здоровья нации далеко от совершенства – в частности, слишком много у нас людей, потерявших способность к самообслуживанию. Какая работа проводится в отношении этой категории?
- Да, это действительно серьезная проблема. И как один из вариантов ее решения – развитие служб длительного ухода за пожилыми людьми на дому – «хоспис на дому». Эта модель социального обслуживания базируется на предоставлении услуг по уходу за терминальными больными, нуждающимися в постоянном постороннем уходе и медицинской помощи. Основной задачей служб является облегчение физического страдания тяжелобольного, оказание ему и его семье возможной поддержки, помощи и утешения.
Сегодня в Ставропольском крае действуют шесть таких отделений. За счет внебюджетных источников финансирования они оснащаются современными средствами реабилитации и ухода, облегчающими жизнедеятельность терминальных больных и труд социальных работников: ходунками, костылями, тростями, противопролежневыми системами и т. д. Практика показала, что отделения, в которых в домашних условиях обеспечивается качественный, квалифицированный длительный уход за пожилыми людьми, необходимо развивать.
– А как быть с теми, кто потерял здоровье, так сказать, в расцвете лет – например, при несении службы в «горячих точках»?
- На базе центров социального обслуживания населения Пятигорска, Железноводска, Буденновска, Ипатовского, Шпаковского районов открыты отделения социальной реабилитации военнослужащих, где функционируют лечебно-оздоровительные комплексы: физиокабинеты, кабинеты массажа, ЛФК, тренажерные залы; библиотеки. Специалистами отделений решаются вопросы медицинской и психологической реабилитации военнослужащих, социальной и бытовой адаптации, трудоустройства, образования. Изучение социальных проблем участников боевых действий и членов их семей, привлечение внимания органов исполнительной власти, учреждений, общественных организаций, деловых кругов к их нуждам позволяют найти более эффективные способы оказания социальной помощи данной категории граждан.
– Сейчас много говорят о так называемой фостерной семье. Что это за система и действует ли она в нашем крае?
- Новым видом социального обслуживания становится «приемная семья для пожилого человека». Внедрение такого вида социальной поддержки предполагает снижение очередности в дома-интернаты общего типа, она экономически целесообразна и является альтернативой стационарному обслуживанию. Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в обществе. В Ставропольском крае в порядке эксперимента в Советском и Шпаковском комплексных центрах социального обслуживания населения было апробировано создание приемной (фостерной) семьи для одиноких пожилых людей. В течение трех лет было создано шесть таких семей. Практика показала, что эта стационарозамещающая форма социального обслуживания имеет будущее, но развитие ее возможно только на основе введения института приемной семьи для пожилого человека в законодательство.
– Ставропольский край, как известно, аграрный, и половина населения проживает в сельской, порой труднодоступной для благ цивилизации местности. Как на селе реализуется социальная политика?
- На селе, как известно, более низкий уровень заработной платы, как следствие – ниже размер пенсий. Степень благоустройства сельского жилищного фонда значительно ниже, чем жилья городского. Ниже обеспеченность домашними телефонами. Старики в селах в основном проживают в частных домах, где отсутствуют водопровод, центральное отопление и горячее водоснабжение. Нерегулярность транспортного сообщения между райцентром, где сосредоточены все основные объекты социально-культурного и бытового назначения, и населенными пунктами, расположенными на территории района, ограничивает возможности граждан пожилого возраста в решении их проблем непосредственно по месту жительства, таких как ремонт и пошив одежды, ремонт обуви, бытовой техники.
В связи с этим в центрах социального обслуживания широко развита сеть дополнительных структурных подразделений, оказывающих социально-бытовые услуги по социально низким, зачастую символическим тарифам. Это социальные прачечные, парикмахерские, пункты проката инвалидно-реабилитационной техники, сапожные мастерские, службы «Социальное такси». Для удовлетворения социокультурных потребностей помимо отделений дневного пребывания в удаленных населенных пунктах открыты комнаты дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Мы прекрасно понимаем, насколько важно создавать службы социальной помощи непосредственно в малых населенных пунктах, при местных администрациях и сельских советах. Рабочие места специалистов участковых служб и социальных комнат оборудованы в помещениях сельских и поселковых администраций. Как показала практика, такая модель организации позволяет приблизить социальные службы к населению независимо от места проживания клиентов, повысить эффективность оказания помощи, обеспечить контроль и своевременное решение вопросов жизнеобеспечения пожилых людей.
– Печально, но факт: население России стремительно стареет. И тех, кто нуждается в помощи социальных служб, год от года становится все больше. Какие превентивные шаги для сохранения здоровья пенсионеров, а значит, и уменьшения нагрузки на социальные службы предпринимаются на Ставрополье?
- Учитывая тенденцию к старению населения, появлению большего числа людей, у которых с выходом на заслуженный отдых снижается материальный уровень и основные способы поддержания и укрепления своего здоровья становятся им недоступны, в Ставропольском крае ведется активная работа по оздоровлению пожилых граждан в краевом социально-оздоровительном центре «Кавказ» в г. Ессентуки и социально-оздоровительных отделениях, действующих в Изобильненском, Кировском, Степновском, Георгиевском городском, Шпаковском и Ставропольском краевом центрах социального обслуживания населения.
В центре «Кавказ» открыто отделение сахарного диабета, которое работает по программе лечения и профилактики осложнений этого недуга с применением бальнеофакторов ессентукского курорта. В учреждении ведется серьезная научно-медицинская деятельность. Совместно с учеными вузов края специалисты социально-оздоровительного центра «Кавказ» проводят работу по внедрению совместных инновационных технологий медицинского обслуживания населения. Мониторинг эффективности применяемых методик показывает, что с улучшениями состояния здоровья из центра выписываются 88 процентов клиентов, со значительными улучшениями – 11 процентов.
Не меньшего внимания заслуживает работа социально-оздоровительного отделения Изобильненского центра социального обслуживания. Изюминкой этого отделения являются плавательный бассейн и оздоровительная сауна для пожилых людей и инвалидов. Лечебное плавание – одна из самых приятных и весьма эффективных форм лечебной физкультуры. Все занятия проводятся под наблюдением врачей и медицинских инструкторов.
Отличительной характеристикой социально-оздоровительного отделения Шпаковского комплексного центра является применение в оздоровлении пожилых людей гидромассажного бассейна и инфракрасной кабины, к процедурам в которой практически нет противопоказаний.
Да, конечно, не все могут прийти в центр социального обслуживания и получить необходимые им услуги, поэтому мы ищем и применяем новые формы оказания комплексной помощи на дому. Успешно реализуется проект «Санаторий на дому» Новоалександровского комплексного центра социального обслуживания населения. Не выходя из дома, клиенты центра могут получить сеансы физиолечения, лечебной физкультуры, массажа, фитотерапии, консультации врачей по профилю заболевания и многое другое.
– Сегодня, когда одной из главных проблем, угрожающих безопасности России, является демографическая ситуация, какие шаги предпринимаются для пропаганды здорового образа жизни и активного долголетия в национальном масштабе?
- Среди новых форм работы в этой сфере можно выделить социальный туризм, академии здорового образа жизни, которые успешно применяются в центрах социального обслуживания населения Кировского, Советского, Шпаковского районов, Георгиевска и Ставрополя.
На базе центров социального обслуживания населения работают школы здоровья для граждан пожилого возраста и инвалидов. Они созданы для проведения оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья пожилых людей. Например, в центре социального обслуживания населения Советского района разработана программа школы по трехуровневой системе: 1-й класс – «Помоги себе сам», 2-й класс – «Мудрое долголетие», 3-й класс – «Преодоление».
В академии здорового образа жизни, созданной в Ставропольском центре социального обслуживания населения по просьбе клиентов центра, занятия по специальным авторским методикам ведет заслуженный мастер спорта по акробатике, заслуженный тренер СССР и России, кандидат педагогических наук Василий Скакун. Сегодня этой формой работы охвачены более 600 пожилых людей и инвалидов, сохранивших способность к активному передвижению. В академии ежедневно работают группа по волейболу, 3 группы соматической гимнастики, 3 группы йоги, группа по настольному теннису, кружок рисования, хор, кружок игры на гитаре.
Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания работает по авторской программе «Путь к долголетию через здоровую нервную систему». В рамках программы клиенты учреждения получают сеансы ароматерапии, аутотренинга, аффирмации, фитотерапии, водных процедур, дыхательной практики, медитации. Активно в оздоровительных программах этого центра используется опыт реабилитационной работы санаториев города Пятигорска. Главным аспектом работы при предоставлении комплекса жизненно важных услуг является активизация реабилитационного процесса, интеграция пожилых людей в общество.
– Сейчас в стране ведется большая работа по созданию и продвижению электронного правительства. Это облегчит получение государственных и муниципальных услуг через Интернет. И немалая часть потенциальных пользователей таких услуг – люди пожилые, в силу возраста не знакомые с интернет-технологиями. Что делается для внедрения всеобщей компьютерной грамотности?
- В крае в рамках факультетов университетов «третьего возраста» мы стали открывать классы компьютерной и интернет-грамотности. По окончании трехмесячных курсов слушателям выдаются свидетельства. Результатом занятий становится то, что пожилые люди без труда могут пользоваться персональным компьютером и сетью Интернет, вести переписку по электронной почте дома или в местах общего пользования.
Работа по социальной реабилитации приносит ожидаемые результаты только при условии активной жизненной позиции самого подопечного. Постоянная мотивация клиентов к преодолению физической или материальной зависимости, сохранению навыков самообслуживания, самостоятельности, поиску новых возможностей стать снова востребованным, стараться помогать другим людям является залогом успеха в деятельности социальных служб.
Учитывая это, помимо интер-нет-классов в университетах «третьего возраста» центров социального обслуживания работают факультеты ландшафтного дизайна, парикмахерского искусства и технологии продукции общественного питания, готовится к открытию факультет иностранных языков. Обновление знаний в пожилом возрасте изменяет образ жизни, культуру потребления, отношение к возрастным заболеваниям. Образование для «третьего возраста» призвано преодолеть возрастные кризисы, потери статуса, дефицита общения, решить проблему общественного признания. Появляется новая система ценностей, адаптированная к новому периоду жизни.
– В крае, как известно, функционируют 24 дома-интерната для пожилых людей. Как организован их быт и досуг?
- В государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Ставропольского края постоянно осуществляется реабилитационная работа с проживающими по различным направлениям: медико-социальная, творческая реабилитация, арт-терапия, трудотерапия, занятия спортом и т. д. Хотелось бы упомянуть об одной социальной технологии, которая на сегодняшний день уже принесла ощутимые результаты, это психологическая реабилитация проживающих в Ипатовском женском психоневрологическом интернате с участием специалистов центра психолого-педагогической помощи населению. Два показателя – улучшение психосоматического и эмоционального состояния обслуживаемых и уменьшение количества применяемых лекарственных препаратов уже свидетельствуют об успехе. И мы намерены распространять этот опыт в других учреждениях.
Инновационные технологии в социальной работе, достигнув определенного уровня, создают предпосылки для превращения учреждений, в которых они разработаны, в опорные или базовые для распространения передового опыта. И основная задача базового учреждения – обеспечить доведение социальной технологии до образцового уровня, чтобы ее можно было презентовать и тиражировать в других учреждениях как готовый технологический продукт. На осеннем заседании коллегии минтруда Ставропольского края принято решение о присвоении статуса опорных, точнее, базовых, площадок девяти учреждениям, в том числе трем центрам социального обслуживания населения (Предгорный, Кировский, Грачевский) и трем стационарным учреждениям (Балахоновский ПНИ, Ставропольский краевой геронтологический центр, Ессентукское профессиональное училище – центр реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов).
10 декабря 2010 года