09:22, 26 ноября 2010 года

Как сотовые операторы зарабатывают на ненужных абонентам услугах

- Разговариваю я не часто и поэтому обычно кладу на счет всегда немного, в неделю рублей по сто, – говорит девушка. – Но вдруг началось что-то странное: случалось, что по несколько дней я никому не звонила или делала пару-тройку коротких вызовов, однако деньги почему-то со счета активно списывались. Обратилась к своему сотовому оператору и выяснила, что у меня, оказывается, подключены две услуги. Но я об этом даже понятия не имею! Откуда они взялись и почему я их оплачиваю?!

В компании Елене объяснили, что эти услуги какое-то время назад были подключены всем абонентам как бесплатные, этакие «пробники». А через месяц они стали платными. Причем сообщение о новом статусе услуг якобы рассылалось эсэмэсками. Если не прочитал клиент телефонное письмецо от оператора и вовремя не отказался от «бонуса», то уж извиняйте – это не освобождает от оплаты.

- Но я вообще не реагирую на всякие рассылки в мобильнике, – негодует читательница. – Я их просто удаляю! И потом если мне что-то предлагают, то я должна как-то активировать эту услугу, например, набрать определенный номер, послать запрос, а затем получить уведомление. То есть подтвердить свое согласие. Однако я никакого согласия не давала!

По убеждению Елены, оператор сотовой связи ненадлежащим образом информирует потребителей, причем делает это намеренно, ведь вряд ли кто-то поверит в наивность его сотрудников. Расчет здесь, видимо, такой: на авось кто-то «скушает»! Ну а коль заметит клиент уменьшение счета – тогда услугу и отключить можно. Кстати, выяснилось, что с баланса нашей читательницы в течение нескольких месяцев ежедневно списывалось по два рубля. Согласитесь, немало людей, которые на подобные «мелочи» просто внимания не обращают, и именно на это, скорее всего, расчет. Когда Елена потребовала избавить ее от обременительного балласта (ненужных услуг), то и после этого еще три дня с ее телефона исчезали денежки.

Окончательно разозлившись, она зашла на официальный сайт Роскомнадзора и написала жалобу. Реакция последовала мгновенно – Елене вернули деньги, затем позвонила работница сотовой компании, извинилась и попросила отказаться от жалобы. В итоге Елена так и сделала, но продолжает считать, что сотовым оператором были нарушены ее права как потребителя.

Еще одна история: из личного опыта. Тот же оператор широко рекламировал новый тариф, где, начиная со второй минуты (первая стоила, по-моему, около рубля), человек мог разговаривать по телефону почти даром. Предложение привлекло внимание. Однако прежде чем подключиться, я все же решил узнать о нем подробнее. Что-то подсказывало: не все так просто. Ведь все знают, где бывает бесплатный сыр. В итоге выяснилось что, оказывается, с 21-й минуты считать мне будут уже не «грош», а 25 копеек. Верно говорят: внимательно читайте то, что написано мелким шрифтом под звездочкой, да еще на обратной стороне буклета или на другой странице сайта.

Как мне разъяснили в Управлении федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ставропольскому краю, с юридической точки зрения, в ситуации с Еленой придраться не к чему. Она же, когда приобретала сим-карту, подписывала договор, но наверняка не все пункты в нем прочитала, зато поставила свою подпись и тем самым согласилась с действиями сотового оператора. В договоре прописаны моменты, связанные с упомянутыми услугами и порядок их предоставления. Компания добросовестно прислала SMS-сообщение, а читали вы его или удалили – это уже ваши проблемы (надо было читать!). Почему фирма вернула деньги, хотя ее юридически не в чем упрекнуть? Потому что, как правило, крупная компания дорожит и клиентами, и репутацией, ссориться ей с абонентами ни к чему, да и лишний шум не нужен. В случае с «моим» тарифом – то же самое: надо было узнавать подробности (что я, собственно, и сделал).

Все-то оно, конечно, так, но не пора ли обязать сотовых операторов писать все условия в тексте рекламы шрифтом одинакового размера? (Ведь банкиров «заставили» это сделать!) Как, скажем, это сделали с банками. Безусловно, три-четыре больших слова о выгодных тарифах читать интереснее, чем мелкие строчки о некоторых нюансах. Пусть креативщики от рекламы попотеют, чтобы ввернуть тем же шрифтом в слоган, например, «Звоните, куда хотите за полкопейки!», информацию о том, что это удовольствие продлится всего несколько минут, а потом с клиента сдерут «по полной программе».

Ну а вообще, граждане, помните: услышав где-то рекламные завлекалочки, будьте вдвойне бдительны!

«Авось кто-то «скушает»»
Газета «Ставропольская правда»
26 ноября 2010 года