О чем говорят учителя педагогической династии Личкиных
Девичья фамилия сестер - Личкины - вряд ли что скажет нынешнему ставропольскому читателю. Между тем две из них весьма известны в педагогическом сообществе. Людмила Редько - ректор Ставропольского государственного педагогического института, доктор педагогических наук, профессор. Наталия Московская - заведующая кафедрой лингвистики и лингводидактики Ставропольского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор. Третья сестра, Татьяна Семенова, от педагогической семейной стези сперва отклонилась - у нее экономическое образование. Но на сегодняшний день она ведущий экономист педагогического вуза - так что от предназначения, вероятно, не уйдешь. Знаю это по себе: мечту родителей-педагогов я не исполнила и по их стопам не пошла, однако каким-то неизъяснимым образом моя журналистская тема сразу, с первых материалов, определилась как «школа и образование». На том, как говорится, и стоим.
Что касается трех моих героинь, то у них перед глазами был пример самоотверженного служения учительскому призванию их матери Анастасии Личкиной, почти полвека преподававшей в школе русский язык и литературу. Так что дочери и сегодня слово «учитель» произносят словно бы с большой буквы.
Почти сорок лет Анастасия Александровна отдала средней школе № 9 г. Ставрополя. Дочери до сих пор помнят фамилии любимых ее учеников, потому что Анастасия Александровна относилась к ним во многом как к своим детям, хотела дать не только знание своего предмета, но и знание жизни, радовалась их успехам и поддерживала в трудную минуту.
Татьяна Леонидовна вспоминает, как однажды в их доме раздался телефонный звонок от маминого ученика-старшеклассника, с которым произошло недоразумение. В книжном магазине, где он зачитался интересной новинкой, почему-то заподозрили, что он собирается эту книгу украсть. Мальчик, которому разрешили позвонить родителям, набрал номер любимой учительницы. И та, как была в домашнем фартуке, кинулась его спасать.
Наталия Леонидовна рассказала, что в прошедший День учителя ей позвонила бывшая мамина ученица, сказала, что после недавнего ухода Анастасии Александровны из жизни чувствует себя осиротевшей, попросила разрешения иногда звонить.
А Людмила Леонидовна как самую главную черту матери называет очень ясное ее представление о том, что есть добро и зло, что хорошо, а что плохо. Дочери сходятся во мнении, что в своем ожидании от жизни добра Анастасия Александровна была порой наивна («красиво наивна», сказала Наталия). Ей казалось, что стоит объяснить людям, как делать не следует, и они перестанут лгать, совершать неблаговидные поступки. Жизнь ее порой обманывала, но не разочаровывала. Ее любовь к людям была деятельной, стремление всех обогреть, накормить, утешить - нескончаемым. (Не зря ее много лет подряд избирали председателем месткома.) За две недели до кончины, вспомнила Татьяна, когда уже и говорить было трудно, Анастасия Александровна не забыла шепнуть домашним, чтобы медсестре, пришедшей сделать ей анализ крови, непременно налили чаю...
При этом и к собственным детям, и к ученикам Анастасия Александровна относилась требовательно, ждала от каждого не меньше того, на что он способен. Людмила, Татьяна и Наталия в один голос говорят, что оценка «четыре» в семье достижением не считалась, вызывала вопрос: почему не «пять»? Впрочем, на родительские собрания к девочкам мать ходила редко - она обычно в те же дни проводила собрание в своем классе. Нас родители приводили в первый класс, сказала одна из сестер, а на выпускном вечере забирали с отличным аттестатом.
От Анастасии Александровны дочери унаследовали не убывающую с годами женственность, стать. И еще - ту самую жажду деятельного добра.
В 1986 году Людмила Редько была назначена директором Ставропольского педагогического училища. Облупленное, разваливающееся здание того времени я хорошо помню. Как она его восстанавливала, перестраивала и достраивала (с непоколебимой уверенностью, что будущие педагогические работники должны воспитываться в обстановке уюта, красивого дизайна и т. д.) - разговор особый. Но еще важнее та перестройка, которую она сразу же начала в структуре образовательного учреждения.
Училище выпускало воспитателей детских садов со средним специальным образованием. Учиться здесь нужно было три года. А чтобы затем получить высшее образование - еще пять лет в вузе. По словам Людмилы Леонидовны, она сразу поняла, что перспектив у такого «среднего специального» нет. Уже в 1987 году педучилище стало базовым на Северном Кавказе педколледжем, а в 1989-м был создан Ставропольский учебно-педагогический дошкольный комплекс с гибкой модульной структурой учебных планов и программ, циклоблочной системой преподавания и непрерывной организацией педпрактики. В 1994 году Министерство образования РФ присвоило Ставропольскому педучилищу статус Высшего училища-колледжа. Тогда же коллектив начал работу над созданием и реализацией подготовки педагогических кадров с высшим образованием для учреждений образования разных типов и видов. И, наконец, в 2001 году Высшее педучилище стало Ставропольским государственным педагогическим институтом.
Сегодня СГПИ объединяет едиными программами школу, колледжи и филиалы в городах края, профильные научные центры и лаборатории. В работе научно-практических конференций, проходящих в вузе, принимают участие известные российские педагоги И. Кон, Е. Ямбург, Н. Малофеев, Б. Бим-Бад и другие. Более двухсот преподавателей СГПИ стали победителями, дипломантами и лауреатами научных и творческих российских и краевых конкурсов и грантов.
За большой вклад в развитие российской и региональной системы педагогического образования Л. Редько награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За заслуги перед Ставропольским краем», орденом Дружбы и орденом Русской православной церкви Святой равноапостольной княгини Ольги III степени. В 2009 году институт победил в общероссийском конкурсе «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», а Людмила Редько была удостоена награды «Ректор года РФ».
Но, может быть, не менее наглядно, чем перечисление заслуг и наград, проиллюстрирует значимость сделанного Людмилой Леонидовной судьба ее ученицы Александры Шумаковой, молодого доктора педагогических наук, проректора по учебной работе СГПИ.
Александра Шумакова говорит, что в ее жизни Людмила Леонидовна присутствовала всегда, ибо в детстве Саша посещала тот самый детский сад «Радуга», который был базой практики педучилища. В 14 лет она поступила в училище на первый курс. Обратила на себя внимание преподавателей и директора желанием заниматься исследовательской работой. Здесь получила и среднее, и высшее профессиональное образование, поступила в аспирантуру. Людмила Леонидовна была рядом, и когда Александра писала кандидатскую, и когда, уже под непосредственным руководством ректора, защищала докторскую. Теперь Александра Викторовна как проректор вуза участвует вместе с ректором в принятии важных управленческих решений и говорит о Людмиле Леонидовне с той же мерой восхищения, с которой ученицы Анастасии Александровны Личкиной вспоминают свою учительницу.
*****
...Дочери Анастасию Александровну в карьере обогнали. Их время пришлось на рост активности общества и женской общественной активности в частности.
Наталию Московскую я запомнила в начале девяностых. В край стали приезжать иностранные общественные и правительственные делегации, представители западного бизнеса, и многие важные переговоры, встречи переводила с английского она. Уже тогда было известно, что учиться у нее в университете - большое везение. Сегодня Наталия Леонидовна - один из самых авторитетных лингвистов региона.
Было время, когда она много ездила, смотрела, сравнивала. Традиционное российское образование на фоне европейского и особенно американского кажется ей наиболее глубоким в силу его фундаментальности и основательности. Некий его крен в сторону «американизации» представляется легковесным. Ее огорчает упавший общекультурный уровень выпускников школ. На лекции апеллировать к примерам из русской или зарубежной классической литературы можно, только предварительно введя аудиторию в подразумеваемый контекст, - большинство студентов его попросту не знают, не читали книг, о которых идет речь.
Интересно, говорят ли об этом сестры, когда собираются вместе? Наталия - о своих сомнениях. Людмила, депутат краевой Думы, - о своей борьбе за принятие краевых законов в поддержку образования. Татьяна - о непростых проблемах экономического выживания высшей школы...
Знаю я другое: 5 октября, в прошедший День учителя, они все вместе, с детьми и внуками, поехали на кладбище к маме. Это ее день. Их общий...
24 ноября 2010 года